chesspsh

General Category => Проблемы детских шахмат => Тема начата: prosto mama от 28. 09. 2012, 12:51:22



Название: решение тестов
Отправлено: prosto mama от 28. 09. 2012, 12:51:22
Уважаемые товарищи, умеющие играть или владеющие навыками помощи детям при подготовке к занятиям по шахматам. Понимаю, что ребенок должен делать все сам (ну предпочтительно и в идеальном варианте), но у младших школьников вариант проверки (контроля, если хотите) со стороны родителей все-таки исключать нельзя. Так вот в связи с этим возник вопрос-как помочь ребенку делать задания по тестам по шахматам. Решение задач-не вопрос, поскольку там однозначно дается задание "выигрыш ладьи"/"мат в 2 хода"/"лучший ход" (этот лучший ход в задачах, как правило, заканчивается тем же матом - ну не в 2 так в 3 хода. А вот в тестах? Там же даются партии именитых шахматистов (ну не от чемпионов мира, но достаточно, видимо, именитые, чтобы попасть в учебники). И если смотреть в ответы (ну есс-но это делает не ребенок, а проверяющая мама, которая в шахматах не совсем (вернее, совсем не) сильна,хотя я очень стараюсь :-) ), то там приводятся пространные пояснения о различных ходах, но результатом этого лучшего хода бывает "черные сдались", получен выигрыш материала (ну обычно это на 1 фигуру больше - про ферзя не упоминаю,понимаю,что наличие взятого ферзя уже грандиозно)... Ну и в таком духе. а иногда просто непонятно, почему сдались (когда еще не мат, и в принципе можно еще и поиграть наверное - ну наверное гроссмейтеры на таком этапе игры уже понимают безнадежность ситуации - а мне-то как понять что при прочих равных условиях (кол-ве фигур) и когда еще не мат и даже не шах, когда надо остановиться пробовать разные ходы. Очень прошу не возмущаться по поводу вопроса от дилетанта и не указывать, что лучше бы поучиться и пр. и пр. Я всё это понимаю.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Aqwqq от 28. 09. 2012, 01:19:14
когда при равном материале (кол-ве фигур, пешек), говориться что там черные сдались, значит расположение фигур на доске такое, которое ведёт к проигрышу.
если вы этого не видите, в силу своей неопытности, вам может очень помочь компьютерная программа, например аквариум с гудини. там можно расставить любую позицию, нажать кнопку анализ, и она покажет все сильнейшие ходы до конца, это то, что вам нужно, чтобы понять почему чёрные проиграли.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: osh от 28. 09. 2012, 01:20:03
 Я примерно такая же мама, но вот этот период (я имею в виду, когда было непонятно, чего это вдруг черные сдались :)) мы как то достаточно быстро прошли. Я как не понимала, так и не понимаю, но ребенок понимает, и мне показывает, типа "объясняю для тупых в последний раз..."
На данный момент, мне кажется, Вам надо брать книжку, расставлять фигуры (я даже сама какое то время расставляла) и добиваться, чтобы он воспроизводил комбинацию, указанную в ответе, желательно без передвижения фигур. И чтобы это был не один ход, а дальше гадание на кофейной гуще, а именно вся комбинация. Постепенно, от простого к сложному, разбирая разные варианты, он сам начнет понимать почему тут выиграно.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: sas от 28. 09. 2012, 05:35:24
А тренер что говорит?


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 28. 09. 2012, 06:42:31
А я могу вам рассказать про альтернативный подход к обучению тактике, про который теперь мало вспоминают. Ни в коем разе не отрицаю необходимости решать по принципу - чем больше, тем лучше, просто натаскивая ребёнка на тактику (эффективность этого дела доказана) но могу вам лично дать совет. Попробуйте, а вдруг получится? Скачайте из интернета или купите в виде книжки учебник шахматной игры Э. Ласкера и вдумчиво просто прочитайте вместе с ребёнок раздел, посвящённый комбинации. Там все примеры (и отлично подобранные) подробно разбираются, а самое главное - Ласкер учит искать комбинацию осмысленно и рассказывает, как это делать. Мне, например, но я постарше был конечно, в своё время этой книжки хватило, чтобы выполнить советский первый, после чего я бросил шахматы, а потом (когда в них вернулся - ИДИОТ - изивините, не обращайте внимания) этот багаж позволил доиграться до рейтинга ФИДЕ 2244... Но это был предел, а теперь меня за доску уже не затащищь...
Просто, если вы этот кусок книжки Ласкера вместе с ребёнком пройдёте, может у вас и вопросов по поводу того, почему кто-то где-то сдался, станет меньше, а уж если понравится и прочитаете главу о позиционной игре (она просто шедевральная в этой классической работе) то всё... Если это прочитать и пропустить через себя любому ребёнку (то есть понять) то это сразу уровень, когда можно сказать, что человек разбирается в шахматах.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 28. 09. 2012, 06:46:55
Ещё совершенно классный труд по этой же теме книга Г. Лисицына "Стратегия и тактика шахматного искусства" (огромный такой "кирпич"  :)) Тоже классика.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Цукат от 28. 09. 2012, 07:50:38
Я примерно такая же мама, но вот этот период (я имею в виду, когда было непонятно, чего это вдруг черные сдались :)) мы как то достаточно быстро прошли. Я как не понимала, так и не понимаю, но ребенок понимает, и мне показывает, типа "объясняю для тупых в последний раз..."
Классно сказано:-)))

А для автора - если вы имеете ввиду тесты Конотопа, то даже мучаться с компом не надо - там в конце книги есть ответы с подробными комментами - пусть ребенок сам решит, а потом сам и все почитает:-)))) У нас так:-)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: sas от 28. 09. 2012, 09:30:25
Бедная prosto mama.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 28. 09. 2012, 09:32:13
Почему?  :)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: sas от 28. 09. 2012, 09:41:50
Ответы без действий
Тренер маме должен давать безальтернативные ответы. ;D


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 28. 09. 2012, 09:55:21
Вы придерживаетесь такого же мнения о женщинах, как и nal65?  ;)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: prosto mama от 29. 09. 2012, 01:28:35
Уважаемые откликнувшиеся! Спасибо большое за советы! Честно,очень буду ждать момента, когда ребенок начнет мне объяснять,почему же именно так решается (пусть даже и со словами "а некоторым особенно непонимающим,объясняю еще раз  :)"). Ну,когда говорю ждать, то есс-но не имею ввиду, что буду бездействовать-постараюсь найти упомянутую книжку и пр.. Вообще-то согласна тут с подходом о количестве-уверена,что принцип перехода количества в качество работает во всём (главное только,чтобы кол-во неудачных-неправильных решений не задавило-придавило желание получать правильные). поэтому и приходится самой стараться быть вовлеченной в этот бизнес (это не деловой термин в данном случае, а подразумевается дело/процесс/работа, пр. Еще раз спасибо. Если будут еще советы-пожелания, буду рада прочитать.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: sas от 29. 09. 2012, 04:39:07
Женщины тут не причём. Можно было написать бедный prosto papa
Родители в этом возрасте ребёнка должны получать безальтернативные задания, альтернативные надо решать на занятиях.
Вообще то это моё мнение.
Если родители докажут свою компетентность, можно от этого правила осторожно отступить. :)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Devuschka от 30. 09. 2012, 11:26:47
Очень помогло решение задач во время турнира.Посоветуйте задачники. :)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 30. 09. 2012, 11:33:15
Задачники Конотопа (моё лично мнение) лучше сделать уже никто не сможет - это как механическая швейная машинка фирмы Singer - предельное качество.
На сопоставимом уровне советский задачник Шумилина. Но у Шумилина задачник для продвинутых, а у Конотопа покрыт весь спектр.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Цукат от 30. 09. 2012, 12:59:34
А Блох? Совсем не при делах?


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 30. 09. 2012, 01:10:07
При делах. Но есть огромная разница - задачник Блоха (как и почти все задачники) это задачники для обычных детей, так как там всё структурировано по темам в полном соответствии с требованиями наук педагогики, методики и дидактики, а задачники Шумилина и Конотопа - задачники для тех, кто хочет научиться ДУМАТЬ, а не надрессироваться на типовые приёмы, так как если в задача написана в разделе ОТВЛЕЧЕНИЕ, то это уже ПОДСКАЗКА. А в реальной игре таких подсказок никогда не будет. В этом отношении задачники Конотопа и Шумилина максимально близки к практической игре - тебе не указывают что ты должен делать и какая там тема и на что надо ориентироваться - задача простая - найти сильнейший ход.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 30. 09. 2012, 01:16:14
Это, знаете, у меня в детстве была очень сильная и требовательная учительница по физике (я на неё иногда обижался, но потом, будучи взрослым, понял - как я был тогда не прав и как мне на самом деле повезло с таким учителем) так вот. Она типовой задачник по физике называла задачником для дебилов. Таким как я давали иногда другие задачи - не из задачника для дебилов (выучи тему урока и подставь в формулу числа) а для тех детей, которым мозги надо напрягать и конкретно напрягать. А иначе мы действительно станем страной дураков... Но мы к этому идём семимильными шагами последние 20 лет - так абсолютно точно.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Цукат от 30. 09. 2012, 01:32:39
Спасибо за пояснения. А мне Конотоповские тесты нравятся именно тем, чтотам в конце все расжеванно,для тех, кто не в танке:-)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: nal65 от 30. 09. 2012, 02:19:33
А мне Шахматный практикум Нейштадта еще нравится...


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Цукат от 30. 09. 2012, 02:38:03
А мне такой не попадался что-то..


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 30. 09. 2012, 03:25:56
Cкачайте из интернета (легко найдёте). Действительно стоящая вещь.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Цукат от 30. 09. 2012, 07:21:46
А в бумажном варианте его нихт уже? Просто стараюсь ребенка от компа пока еще рение не крепкое ограждать, распечатывалка на даче:-)))


Название: Re:решение тестов
Отправлено: prosto mama от 01. 10. 2012, 08:22:21
И всё-таки (мысль, появившаяся/утвердившаяся после проведенного week-end в решениях этих самых тестов Конотопа) вопрос: да, там нужно найти сильнейший ход (согласна, что задачи типа "выигрыш ферзя" решаются проще), но порой даже по ответам вот мне например не вполне ясно, почему же сдаются черные (белые), если всего-то выиграли лишнюю пешку. Наверное, у гроссов уже понятно, что дальнейшее сопротивление бесполезно, хотя относительно начинающие шахматисты в аналогичной ситуации (с потерей пешки) продолжают играть и кстати в их случае не факт, что преимущество в пешку (ну далась мне эта пешка-это так, к слову) приведет к победе (вполне возможны варианты, когда это преимущество отыгрывается (пусть даже не из-за опытности или мастерства, а даже и в связи с "зевками" соперника). Короче, думаю,что мне еще до уровня понимания принятия решения "черные сдаются" как до звезды (далеко, вообщем), но могу с глубоким удовлетворением отметить, что проведя значительное время и затратив силы на тест, ребенок даже некоторые задания в  самом деле решил сам (ну предложил тот самый нужный ход). Видимо,принцип количество-качество...  :)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: chessvdk от 01. 10. 2012, 08:32:35
Если находит сильнейший ход - значит вы на правильном пути  :) А что касаемо техники реализации перевеса (я про чёрные сдались без пешки). Я вам такой пример приведу. Меня научили играть в преферанс где-то лет в 14. Ну, в общем, у нас на даче это очень популярное времяпрепровождение. Даже не на деньги, а просто пулько расписать. Ну... Не без того, чтобы по ходу дела не выпить. Короче, я вырос в среде советской интеллегенции и соответственно впитал в себя часть традиций. Так вот. Ну и как-то сидели, играли (я уже взрослый был), а у парня, у которого играли, младший брат - подросток 15 лет. Знаете, что он сказал, увидев первый раз в жизни, как пишут пулю? При этом, мальчик умел играть в разные карточные игры - дурак, бур-козёл и так далее. А сказал он где-то так.
Не игра, а хрен поймёшь что. Карты сдали, поговорили какие-то раз, два, три, потом карты на стол положили, чего-то там написали и опять сдали... ??? А где сама игра-то? Ничего не понимаю!

Пришлось его научить. :) Когда он научился, больше его игра в карты без кидания самих карт уже не удивляла - а хрен ли тут карты кидать, когда ясно, дядя Миша, что вы без двух остались!  


Название: Re:решение тестов
Отправлено: nal65 от 01. 10. 2012, 11:25:30
А в бумажном варианте его нихт уже? Просто стараюсь ребенка от компа пока еще рение не крепкое ограждать, распечатывалка на даче:-)))
Да распечатайте просто... И все дела.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: rys6 от 01. 10. 2012, 11:37:13
А в бумажном варианте его нихт уже? Просто стараюсь ребенка от компа пока еще рение не крепкое ограждать, распечатывалка на даче:-)))
Почему нет, вот переиздание http://www.labirint.ru/books/209188/


Название: Re:решение тестов
Отправлено: sas от 01. 10. 2012, 03:49:15
А в бумажном варианте его нихт уже? Просто стараюсь ребенка от компа пока еще рение не крепкое ограждать, распечатывалка на даче:-)))
Почему нет, вот переиздание http://www.labirint.ru/books/209188/
Нет это не тот задачник.
Самый первый- самый лучший.
Последущие намного хуже.


Название: Re:решение тестов
Отправлено: nal65 от 01. 10. 2012, 03:53:14
Я лично не сравнивал эти издания. Я речь веду об этом http://webchess.ru/ebook/420.html


Название: Re:решение тестов
Отправлено: sas от 01. 10. 2012, 03:56:07
Вот это он!!!


Название: Re:решение тестов
Отправлено: Цукат от 01. 10. 2012, 08:12:40
Я лично не сравнивал эти издания. Я речь веду об этом http://webchess.ru/ebook/420.html

Вот это он!!!


Спасибо, други! Будем распечатывать и изучать:-)


Название: Re:решение тестов
Отправлено: nal65 от 01. 10. 2012, 08:44:11
Нема за шо!