Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Статья гроссмейстера Валерия Чехова  (Прочитано 7141 раз)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« : 16. 02. 2011, 03:57:52 »

http://www.chessmoscow.ru/index.php?topicID=563

Грустная правда... И надежда только на звёзды...

Цитировать
Можно ли изменить ситуацию? Я вижу только один вариант: так как в структурном отношении дела плохи и на господдержку мы не рассчитываем, то только открытие специализированного шахматного интерната и создание на его базе группой специалистов самого высокого уровня научной системы обучения шахматистов, дадут нам реальный шанс изменить ситуацию. Но это – из области фантастики. Думаю, что даже А.В. Дворкович не сможет решить такую сложную проблему. И мы еще десятилетия будем залатывать дыры.
          Ну, и все же: кто виноват в плохом выступлении нашей детской сборной? Да никто! Это пока вопрос везения. Виноваты звезды! Они на тот момент были по отношению к нам, плохо расположены. Будем надеяться на благосклонность звезд в следующий раз!

То ли разозлили мы Медведицу Большую,
То ль Уран с Нептуном порчу навели.
И вот уже глядишь – талибы кипишуют,
И кран потёк, и кончились рубли...

Залью, как Водолей, соседям потолки я –
Они, как Скорпионы, приползут,
Сошлюсь я на Нептун, на звёзды колдовские –
Они же психиатра позовут!

Поверишь в чёрта, в НЛО, в друидов, в Харе Раму,
Когда на пол течёт вода, безумствует астрал!
Осталось только начертить в клозете пентаграмму,
Чтобы хотя б зловредный Марс на стул мой не влиял!

Оставьте свой апломб, оставьте самомненье:
Сегодня ты богат и знаменит,
А завтра на Луне – бац! – случается затменье
И вам напоминают про кредит.

Всем движут небеса: война, распад империй,
Вопрос еврейский, половой вопрос.
Вот так не угодишь какой-нибудь Венере –
Ходи потом лечи трихомоноз.

 (с) Тимур Шаов

  
Самым странным представляется первичное место публикации - официозный сайт глянцевателей шахматного мира, но какое это имеет значение по Гамбургскому счёту...
« Последнее редактирование: 16. 02. 2011, 04:12:25 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Пигги
Абориген
*****
Сообщений: 527



« Ответ #1 : 16. 02. 2011, 10:28:26 »

НУ все не так уж и плохо. Есть целевые гранты для одаренных детей, достаточно существенные.

Кроме УОР есть школы в Тольятти и в других городах.

А вот сборы в том виде что происходят - пустая трата денег. Лекционные занятия не решают никаких проблем в шахматах, они эффективны только на начальном этапе становления. Единственная польза от сборов это некий тренировочный лагерь где кроме шахмат еще и физическую форму поддерживают.

Последняя гроссмейстерская школа вообще верх маразма - Юра Елисеев с девочками 1го разряда сидит на лекции. Ну и какой толк от таких занятий?
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #2 : 17. 02. 2011, 09:31:31 »

Посмотрим, что будет с шахматным отделением УОР. Кажется, уже понятно, что государство такие дела финансировать не собирается. Посмотрим, что по этому поводу будет делать или не делать шахматная федерация...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #3 : 17. 02. 2011, 09:52:48 »

Кстати, неплохо по этому поводу вспомнить интервью И. Левитова.
http://www.russiachess.org/content/view/5685/357/

Цитировать
– Расскажите, что такое в вашем понимании гроссмейстерская школа.
– Мне кажется, что общение с гроссмейстером топ-уровня – колоссальный толчок молодому шахматисту, прекрасный стимул для развития. И я уверен, что если мальчик, у которого есть какие-то способности, неделю позанимается со Свидлером, покажет ему свои партии, порешает с ним задачи – это будет восторг! Мы сейчас активно общаемся на эту тему с ведущими шахматистами, и, к их чести, желание участвовать в работе таких школ есть. Я надеюсь, что это будет колоссальный стимул для развития шахмат. И это как раз недорого на самом деле стоит. Все гроссмейстерские школы, запланированные на 2011 год, обойдутся примерно как один мужской суперфинал. Первая школа стартует уже в январе. Будут собираться 16 детей с четырьмя тренерами, и будут приезжать супергроссмейстеры – все, включая экс-чемпионов мира, мужчин и женщин. Я хочу использовать для этой работы все ресурсы, которые есть у РШФ, всех топ-шахматистов. Да, у них насыщенный календарь и много работы, но неделю в году выделить все же можно. Потом посмотрим на результаты детей, поймем, у кого есть педагогический дар. В этом году планируется восемь сессий. Интерес регионов к таким школам – колоссальный. Мэры городов закидывают нас письмами, они готовы оплачивать и проживание, и питание. Социальная функция: мэр или губернатор всегда ищет, где отличиться. А мы должны помочь им и постепенно складывать мозаику. Пока у нас отдельно – гроссмейстеры, отдельно – Крамник с Грищуком, отдельно – дети, отдельно – тренеры. Надо их собирать вместе, и они начнут жить одной жизнью.

– Если планы, которые вы озвучили в начале разговора, выглядят спорными, у них найдется немало противников, то тема «гроссмейстерских школ» звучит красиво. В связи с этим не могу не задать частный, но важный, как мне кажется, вопрос. Я общаюсь со многими гроссмейстерами и тренерами топ-уровня – они почти не задействованы в Отечестве. Навскидку можно назвать Дворецкого, Никитина, Халифмана, Шипова, многих других. Наши тренеры работают с иностранцами, а заказа от РШФ на их работу пока нет. Эта ситуация как-то изменится?
– Конечно. Я пока не знаю, в какой системе будут задействованы эти тренеры – вы говорите сейчас о топ-уровне. Готовой системы пока нет. И ко мне никто пока не приходит и не говорит – я хотел бы заниматься с таким-то тренером, оплатите мне хотя 50 или 100 даже процентов, а я потом буду выигрывать для страны медали. Но если юный шахматист прочтет это интервью и придет ко мне – будем с ним говорить. Вообще мы плавно перешли к другому нашему новшеству – системе грантов.
Вот эту систему мы уже сформировали и нашли на нее деньги. Пользуюсь случаем, хочу поблагодарить группу «Синтез», которая поддерживает нескольких ведущих российских шахматистов и талантливых детей. Существуют детские гранты на занятия и поездки, также введена новая система взрослых грантов – для трех разных категорий игроков. Игроки эти не получают денег, но получают новые возможности. РШФ может оплатить, на выбор: место для сборов, поездку на турнир, занятия с тренером, приобретение необходимого программного обеспечения.
Шахматист формирует календарь и подает заявку. Условно говоря, хочу организовать недельный сбор с таким-то тренером перед Вейк-ан-Зее, оплатите его работу по ставкам РШФ. Ставки эти разработаны, давно висят на сайте. Это простая система, но на нее надо было найти ресурсы.

Теперь процитирую В. Чехова

Цитировать
Что есть у нас? По структурным позициям, мы их уже не догоним никогда! Государственной поддержки нам в ближайшее время ожидать тоже не приходится. Нет государственной поддержки – нет и средств на разработку системы. И как мы их перегоним? Единственное, что у нас есть – это школы, эффективность работы которых – под большим вопросом. Интернат, самая эффективная форма работы, находится на стадии вымирания: от Российской шахматной федерации мы не получили за последние два-три года – ни копейки! А интернат в 2010 году на шахматы (на 10 учеников и двух тренеров) выделил аж (!) 30000 рублей. В этом году финансирование еще уменьшится. Можно в таких условиях работать?
          В Китае, кстати, нет никаких школ. Там есть отдельный шахматный интернат, в который приглашаются лучшие дети страны. Они сразу же поняли, что работа в интернате самая эффективная. Все под контролем, можно заниматься и шахматами, и психологическими проблемами, и физической подготовкой. У нас такого отдельного интерната, скорее всего, не будет никогда. Но тогда надо укреплять и расширять хотя бы то, что есть! А у нас все лучшее – целенаправленно уничтожают.


Теперь подведём сухой остаток. Имеем три варианта подготовки силыных юных шахматистов, из которых совершенно необязательно выбирать один. Они могут сокойно сосуществовать. Давайте сначала их перечислим.

1. Индивидуальный. Подающему надежду ребёнку выделяется целевой грант, который обеспечивает ему занятия с его тренером и участие в соревнованиях
2. Выездные гроссмейстерские школы
3. Обучение в спортивном интернате.

Чтобы всё это сравнивать по эффективности и выискивать плюсы и минусы, нужно море текста написать. Я же пока могу только одно заметить.
Если с точки зрения времени, которое юный шахматист будет затрачивать на изучение шахмат, то последнее (Интернат) даёт самое большое количество часов занятий. А... Как бы уже проверено что ли, что именно это (количество часов) очень важный момент. Если не самый важный, но тут мы скатимся к проблеме ранней специализации. А сейчас речь не о ней.
« Последнее редактирование: 17. 02. 2011, 09:54:36 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Пигги
Абориген
*****
Сообщений: 527



« Ответ #4 : 17. 02. 2011, 10:35:53 »

Посмотрим, что будет с шахматным отделением УОР. Кажется, уже понятно, что государство такие дела финансировать не собирается. Посмотрим, что по этому поводу будет делать или не делать шахматная федерация...
Мне кажется что система преподавания УОР себя не оправдывает. Если делать то что то более основательное.
Записан
Пигги
Абориген
*****
Сообщений: 527



« Ответ #5 : 17. 02. 2011, 10:39:08 »



1. Индивидуальный. Подающему надежду ребёнку выделяется целевой грант, который обеспечивает ему занятия с его тренером и участие в соревнованиях
2. Выездные гроссмейстерские школы
3. Обучение в спортивном интернате.

Чтобы всё это сравнивать по эффективности и выискивать плюсы и минусы, нужно море текста написать. Я же пока могу только одно заметить.
Если с точки зрения времени, которое юный шахматист будет затрачивать на изучение шахмат, то последнее (Интернат) даёт самое большое количество часов занятий. А... Как бы уже проверено что ли, что именно это (количество часов) очень важный момент. Если не самый важный, но тут мы скатимся к проблеме ранней специализации. А сейчас речь не о ней.
По поводу интерната. Он бы себя оправдывал если бы там был индивидуальный подход к каждому участнику. В УОР же никогда такого небыло (наверное по причине финансирования).
 Выездные гроссмейстерские школы это вообще баловство в том виде в котором это происходит сейчас.

Так что для нормального развития подходит только первый вариант. Либо комбинация интерната с индивидуальным подходом к каждому игроку.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #6 : 17. 02. 2011, 11:02:42 »

Ну, в общем Чехов и пишет, что работа в интернате должна строиться иначе и ссылается на опыт Китая:

 
Цитировать
В Китае, кстати, нет никаких школ. Там есть отдельный шахматный интернат, в который приглашаются лучшие дети страны. Они сразу же поняли, что работа в интернате самая эффективная. Все под контролем, можно заниматься и шахматами, и психологическими проблемами, и физической подготовкой. У нас такого отдельного интерната, скорее всего, не будет никогда. Но тогда надо укреплять и расширять хотя бы то, что есть! А у нас все лучшее – целенаправленно уничтожают.

А вообще, я тут сижу и сравниваю статью Чехова и интевью Левитова.

На самом деле был и есть ещё один вариант -назовём его вариант НОЛЬ. Ноль не в плохом смысле, а в том смысле, что внешнее финанисрование на ребёнка - НОЛЬ. Это когда весь процесс обеспечивают родители ребёнка из своего кармана.

Чехов про этот вариант пишет следующее:

 
Цитировать
В первую очередь, это целенаправленная постоянная работа с лучшими мальчиками и девочками, которые готовы заниматься профессионально. До прихода Е.И. Бареева в детские шахматы,  этот процесс был хаотичным, и Шахматная  федерация к нему не имела никакого отношения. Каждый «выкручивался» как мог: спонсоры, богатые родители. Если же средств не было, то все заканчивалось достаточно плачевно.

Теперь смотрим интервью И. Левитова. По поводу варианта номер один - гранты:

 
Цитировать
Готовой системы пока нет. И ко мне никто пока не приходит и не говорит – я хотел бы заниматься с таким-то тренером, оплатите мне хотя 50 или 100 даже процентов, а я потом буду выигрывать для страны медали. Но если юный шахматист прочтет это интервью и придет ко мне – будем с ним говорить. Вообще мы плавно перешли к другому нашему новшеству – системе грантов.

Тут уже писали, что пока нет прозрачности в смысле грантов, но сейчас дело не в этом. Преимущество системы грантов как бы понятно - обеспечивается финансовая сторона дела, без которой (по словам Чехова) "всё заканчивалось плачевно"
Но у системы номер один может быть минус и очень серьёзный. Знаете какой?

Она не будет давать права на ошибку. Условно говоря, обещал выигрывать для страны медали и не выиграл, то что будет с грантом? А детские чемпионаты - это огромные швейцарки... Хотя, это может и справедливо выглядеть, но момент не очень хороший на самом деле. Можно и очень серьёзные последствия иметь для ребёнка. Поломать можно запросто. При нулевом варианте (когда платят родители за всё) этого момента нет. Да и практика показывает, что люди, которые так вкладываются в детей, просто выходят из системы детских соревнованй в какой-то момент. И вообще там не играют.

Пока видно, что в чём Чехов и Левитов явно расходятся, так это в эффективности варианта номер два:

И. Левитов

Цитировать
– Расскажите, что такое в вашем понимании гроссмейстерская школа.
– Мне кажется, что общение с гроссмейстером топ-уровня – колоссальный толчок молодому шахматисту, прекрасный стимул для развития. И я уверен, что если мальчик, у которого есть какие-то способности, неделю позанимается со Свидлером, покажет ему свои партии, порешает с ним задачи – это будет восторг! Мы сейчас активно общаемся на эту тему с ведущими шахматистами, и, к их чести, желание участвовать в работе таких школ есть. Я надеюсь, что это будет колоссальный стимул для развития шахмат. И это как раз недорого на самом деле стоит.

В. Чехов о школе Бареева

Цитировать
1. Существовали приоритеты привлечения детей на сборы, но они не соблюдались по той простой причине, что многие тренеры не очень охотно отпускали своих учеников на школу Бареева. И, это можно понять: они вложили в этих детей много сил и времени, довели их до чемпионского уровня и вдруг, в тренировочный процесс вклиниваются другие люди. Соответственно, уже не понятно кто больше участвует в прогрессе ученика. Поэтому, учеников брали перспективных, но не лучших. Была очень большая текучка, дети менялись постоянно. Естественно, за один-два сбора достичь существенного прогресса – невозможно! Да и тренерам школы Бареева становилось работать все сложнее и сложнее, так как они понимали, что большинство детей они видят в первый и последний раз. Смысл работы начал постепенно исчезать. Тренеры школы  неоднократно просили Евгения Ильгизовича Бареева решить эту проблему, ввести систему контрактов. Но, юридически, это было невозможно, так как до 16 лет заключить контракт с ребенком было нельзя: контракт будет недействительным. Но, на мой взгляд, без решения вышеизложенной проблемы говорить о качественной тренерской помощи не приходится.
2. Был очень слабый контроль над работой детей между сборами. Конечно, им давались задания. Но, у тренеров школы практически не было рычагов воздействия. Поэтому, выполнялись эти задания далеко не всегда. Если ребенок две недели работает, затем три месяца отдыхает  или занимается малоэффективно, то рассчитывать на какой-либо результат – не приходится. На мой взгляд, контроль над работой ученика должен быть постоянным. И, это является одним из главных моментов тренировочного процесса. Но, школьной системой обучения этот контроль наладить не удается.

Ну а про вариант номер три - интернат.

Вот всё, что можно почерпнуть из двух интервью:

В. Чехов

Цитировать
Что есть у нас? По структурным позициям, мы их уже не догоним никогда! Государственной поддержки нам в ближайшее время ожидать тоже не приходится. Нет государственной поддержки – нет и средств на разработку системы. И как мы их перегоним? Единственное, что у нас есть – это школы, эффективность работы которых – под большим вопросом. Интернат, самая эффективная форма работы, находится на стадии вымирания: от Российской шахматной федерации мы не получили за последние два-три года – ни копейки! А интернат в 2010 году на шахматы (на 10 учеников и двух тренеров) выделил аж (!) 30000 рублей. В этом году финансирование еще уменьшится. Можно в таких условиях работать?

Чехов считает интернат самой эффективной формой работы, Левитов о такой форме в интервью не упоминает вообще.

Ну а уж если мыслить глобально, то вариант НОЛЬ пока никуда не денется, а в смысл других вариантов... Одна из разумных идей (при условии наличия достаточного количества денег) повкладываться во всё, анализировать реальную отдачу и потом сделать выводы, в частности перераспределяя ресурс в сторону более эффективного направления. А уж как будет - поживём - увидим.
« Последнее редактирование: 17. 02. 2011, 11:05:03 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Пигги
Абориген
*****
Сообщений: 527



« Ответ #7 : 17. 02. 2011, 12:06:51 »

А почему при грантах нет права на ошибку? Я не знаю как в грантах РШФ, но в частных грантах (как у нас) никто не заставляет играть в детских турнирах. Требовать результатов по отчетному году бессмысленно, нужно ставить некие задачи по рейтингу-званию. Например в 14 лет ММ, в 16 получить ГМ. Это нормальные задачи. Давать же гранты по результатам на ЧМ или ЧЕ это неправильно, хотя я подозреваю что у РШФ нет других критериев.

Записан
Пигги
Абориген
*****
Сообщений: 527



« Ответ #8 : 17. 02. 2011, 12:10:17 »

А почему при грантах нет права на ошибку? Я не знаю как в грантах РШФ, но в частных грантах (как у нас) никто не заставляет играть в детских турнирах. Требовать результатов по отчетному году бессмысленно, нужно ставить некие задачи по рейтингу-званию. Например в 14 лет ММ, в 16 получить ГМ. Это нормальные задачи. Давать же гранты по результатам на ЧМ или ЧЕ это неправильно, хотя я подозреваю что у РШФ нет других критериев.
Ну даже сейчас есть что сравнивать. Есть УОР в виде интерната, есть гостиная Дворковича в виде частных грантов, есть отдельные дети с грантами РШФ (тот же Букавшин), есть дети которые финансируются только за счет родителей (Дубов например).  Правда везде тут разные возрасты, в УОР дети постарше, в гостиной самые маленькие.

Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #9 : 17. 02. 2011, 12:33:51 »

Поясню  в чём дело. Почитайте Левитова. О чём здесь идёт речь?


Цитировать
– Конечно. Я пока не знаю, в какой системе будут задействованы эти тренеры – вы говорите сейчас о топ-уровне. Готовой системы пока нет. И ко мне никто пока не приходит и не говорит – я хотел бы заниматься с таким-то тренером, оплатите мне хотя 50 или 100 даже процентов, а я потом буду выигрывать для страны медали.

Я понимаю это так, как сказано. Да и статья Чехова посвящена провалу на детском ЧМ.

Я же не знаю. Может, в реалиях гранты будут давать или уже дают на организацию долгосрочной работы и отдельный провал где-то (пусть даже на ЧМ детском) ничего не значит. Я просто читаю и всё. Может, что неправильно понимаю.  Улыбающийся
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Пигги
Абориген
*****
Сообщений: 527



« Ответ #10 : 17. 02. 2011, 08:05:05 »

Я просто читаю и всё. Может, что неправильно понимаю.  Улыбающийся
Ну для грантов РШФ наверное так и есть. Надо будет раздобыть текст контракта.
Записан
Ирина_____
Новичок
*
Сообщений: 1


« Ответ #11 : 31. 03. 2011, 05:06:28 »

а что  есть "детский"  грант ?   до 30 000 руб !!!!!! на турниры (взносы, проживание, дорога ) ! и ещё этак 2-3 гр. школы .  Хотя, чтобы получить вот этот самый ГРАНТ, нужно потратиться как минимум этак на 120 000-150000 р (расходы на  1 межд. турнир), ну и , конечно,  войти в призовую тройку!

 http://www.youtube.com/watch?v=qFn9YyvUl-Y&feature=related 

Записан
Любитель
Свой человек
***
Сообщений: 132


« Ответ #12 : 19. 11. 2011, 01:02:13 »


Последняя гроссмейстерская школа вообще верх маразма - Юра Елисеев с девочками 1го разряда сидит на лекции. Ну и какой толк от таких занятий?

Как какой толк? Юра научится обшаться с девочками! Улыбающийся
Записан
JVV88
Гость
« Ответ #13 : 19. 11. 2011, 12:19:55 »

Если девочки с первым разрядом, то, скорее всего, маленькие. Для Юры Смеющийся
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в: