chesspsh

General Category => Проблемы детских шахмат => Тема начата: klimowww от 18. 02. 2014, 10:46:41



Название: Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 18. 02. 2014, 10:46:41
Предлагаю в отдельную тему выделить вопросы связанные с тем как и чему можно и нужно учить в рамках шахматного всеобуча.
Сюда следует отнести и обучение в рамках школьной прграммы и в кружках, где обучают самым первым шагам.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 18. 02. 2014, 10:55:23
Сегодня попробовал на уроке игу с записью.
С листа дети сносно читают запись и сместа хорошо называют ходы при разборе позиуий с демонстрационной доской.
Слышу настойчивые предложения играть с записью и последующим разбором.
Попробовал.
1. За 40 минут сыгради 8 - 20 ходов.
2. Ошибок - мильён. Пропуск хода, не в ту колонку, не то поле...
3. Интерес был. Из 130 детей не стал записывать только один.

Теперь мой головняк. Как прсмотреть эти 65 партий и разобрать. Не реально.

Принимаю предложения.

В том числе денгами  ;D


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 18. 02. 2014, 11:02:27
Ой! :)


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 18. 02. 2014, 11:04:33
Конечно не реально. Вообще турниры надо всё же отдельно проводить, а не на уроке. Уж если так. Ну сорок минут... Просто мало и всё.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: vnuta от 18. 02. 2014, 11:18:53
У меня предложение - в качестве ДЗ пусть садятся с партнёром и проверяют запись, восстанавливая партию за доской. 2 головы, 2 листка с записью и доска. У кого выйдет в итоге без ошибок - пятёрку в дневник :) А если кто ещё и про несколько найденных ошибок в партии расскажет (своих и соперника) - ещё 5! :)

Мы все партии мелкого (и старшего тоже, но он зачастую просто по памяти в комп. программу вбивает) обязательно сразу проверяем на ошибки в записи с его помощью и помощью записи соперника, в 99% случаев удаётся дешифровать. А тренеру уже через электронку посылаем. Зачем бедных тренеров мучить корявым почерком, да  ошибками?


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 18. 02. 2014, 11:21:52
А кто не сможет, двойку в дневник и родителей в школу?  ;D
А как ещё? Тут понимаете какая штука. Пятёрка без двойки не пятёрка, а двойка без пятёрки не двойка. Ну вот так наш мир устроен. Инь и Янь... Ну и всё такое прочее, что ещё древние знали.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 18. 02. 2014, 11:28:10
У меня предложение - в качестве ДЗ пусть садятся с партнёром и проверяют запись, восстанавливая партию за доской. 2 головы, 2 листка с записью и доска. У кого выйдет в итоге без ошибок - пятёрку в дневник :) А если кто ещё и про несколько найденных ошибок в партии расскажет (своих и соперника) - ещё 5! :)

Мы все партии мелкого (и старшего тоже, но он зачастую просто по памяти в комп. программу вбивает) обязательно сразу проверяем на ошибки в записи с его помощью и помощью записи соперника, в 99% случаев удаётся дешифровать. А тренеру уже через электронку посылаем. Зачем бедных тренеров мучить корявым почерком, да  ошибками?
ДЗ я им конечно поставил именно так: Прочитать партию за шахматной доской и по памяти проверить запись на ошибки. Найти 1. ошибку записи. 2. Откровенные ляпы. Фигура под боем или не съеденная фигура.
С оценками - табу.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 18. 02. 2014, 11:31:24
Конечно не реально. Вообще турниры надо всё же отдельно проводить, а не на уроке. Уж если так. Ну сорок минут... Просто мало и всё.
У меня нет другого времени. Это уроки.
Турниры я для них провожу, но ходят те, кому интересно и не спешит в музыкалку :)
На уроке часто играют 10-минутку. От безысходности, иначе не успеть.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 18. 02. 2014, 11:36:35
На одном из первых уроков:
- Дети сколько клеток в самой короткой диагонали?
- Три!!!; Две!
- Молодец, это пятерка!
- А мне, не пятерка?
- Пока нет.

На следующий день в кабинете директора.
- Вы за что ребенку двойку по шахматам влепили? Шахматы у нас предмет безоценочный! Нельзя. И с детьми об оценках осторожнее, они такое перескажут...
 ;D
Вот такое минное поле.  :)


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: FIBM от 19. 02. 2014, 12:30:57
Предлагаю в отдельную тему выделить вопросы связанные с тем как и чему можно и нужно учить в рамках шахматного всеобуча.
Сюда следует отнести и обучение в рамках школьной прграммы и в кружках, где обучают самым первым шагам.
В Германии разработана программа, которая используется массово уже более 10 лет, для обучения начинающих и в школьных кружках ( это не всеобуч, но близко). Выглядит достаточно разумно. Кроме того, авторы разработки- серьезные люди, гроссмейстер, шахматные журналисты и т.д.
1. Главные особенности программы.

Программа разбита на 3 уровня: каждый уровень заканчивается 10-контрольными вопросами, по результатам которых- ученики получают дипломы"Пешки", "Ладьи" и "Короля". Замечу, что это официальные дипломы, выписываемые ШФГ. Но самое интересное в том, что эти вопросы (но не ответы) известны всем с самого начала. Так, что стресса по поводу контрольной в принципе нет. Но главное, что дети могут решить эти задачи заранее дома, в спокойной обстановке, или в классе, но только если они действительно поняли ( изучили) материал.

2. В первый уровень входят: доска, фигуры, правила игры, цена фигур, и много новых терминов, шахматная нотация на на уровне расстановки позиции, и записи и чтения отдельных ходов, одноходовые маты.
Во второй уровень-запись партии, игра с часами, разбор коротких партий, понятия о стадиях партии, маты ферзем, ладьей.
На третьем уровне-элементы стратегии, тактики, эндшпили.

Все остальное-игры, участие в турнирах, необходимо, чтобы ученики видели цель ( перспективу) и
не заскучали.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 01:06:27
Вряд ли немецкий опыт (даже самый положительный) может быть на достаточный процент воспроизведён в стране с
1. Напрочь забюрократизированным образованием основное понятие в котором НИЗ-ЗЯ!!!
2. Шахматные федерации являются псевдообщественными организациям, где фактически нет членства и отсутствует реальная связь между обычными людьми, заинтересованными в данном виде спорта - шахматы - и людьми, находящимися на уровне принятия решений.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 07:50:41
Вряд ли немецкий опыт (даже самый положительный) может быть на достаточный процент воспроизведён в стране с
1. Напрочь забюрократизированным образованием основное понятие в котором НИЗ-ЗЯ!!!
2. Шахматные федерации являются псевдообщественными организациям, где фактически нет членства и отсутствует реальная связь между обычными людьми, заинтересованными в данном виде спорта - шахматы - и людьми, находящимися на уровне принятия решений.
Для организации всеобуча в масштабах страны нужны бюрократы, Федерация и их взаимодействие. А вот на процесс это не влияет.
Хочу "Немецкий опыт по-подробнее" и с разбором.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 07:54:35
К счастью этого не произойдёт. Я про организацию всеобуча в масштабах страны, так как этого не потянет бюджет. Скорее в школах резать многое начнут в перспективе, так как у Жуликов и Воров кончились деньги. Вам молиться надо, чтобы этого не случилось. Я поясню - почему.
Потому что в этом случае в условиях тоталитарного ньюсовка завуч будет с вам требовать поминутное планирование каждого урока по программе И. Сухина, будут приходить тётки и проверять соответствуют ли ваши занятия учебно-тематическому планированию, вы будете постоянно заняты сочинением отчётности, которую на вас будет спускать сверху еженедельно по всяким разным поводам, будете в обязательном порядке посещать курсы повышения квалификации по программе того же Сухина и так далее. Т. е. вы получите всю радость преподавания школьного предмета со всеми вытекающими последствиями. И никакой самодеятельности! Шаг вправо или влево - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 07:59:49
Тем более это совершенно не интересно федерации. И это не вина федерации - такая позиция непосредственно вытекает их её устройства, которое возможно только таким образом, как сейчас и никак иначе и опять же диктуется общими порядками в стране.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 08:01:12
Предлагаю в отдельную тему выделить вопросы связанные с тем как и чему можно и нужно учить в рамках шахматного всеобуча.
Сюда следует отнести и обучение в рамках школьной прграммы и в кружках, где обучают самым первым шагам.
В Германии разработана программа, которая используется массово уже более 10 лет, для обучения начинающих и в школьных кружках ( это не всеобуч, но близко). Выглядит достаточно разумно. Кроме того, авторы разработки- серьезные люди, гроссмейстер, шахматные журналисты и т.д.
1. Главные особенности программы.

Программа разбита на 3 уровня: каждый уровень заканчивается 10-контрольными вопросами, по результатам которых- ученики получают дипломы"Пешки", "Ладьи" и "Короля". Замечу, что это официальные дипломы, выписываемые ШФГ. Но самое интересное в том, что эти вопросы (но не ответы) известны всем с самого начала. Так, что стресса по поводу контрольной в принципе нет. Но главное, что дети могут решить эти задачи заранее дома, в спокойной обстановке, или в классе, но только если они действительно поняли ( изучили) материал.

2. В первый уровень входят: доска, фигуры, правила игры, цена фигур, и много новых терминов, шахматная нотация на на уровне расстановки позиции, и записи и чтения отдельных ходов, одноходовые маты.
Во второй уровень-запись партии, игра с часами, разбор коротких партий, понятия о стадиях партии, маты ферзем, ладьей.
На третьем уровне-элементы стратегии, тактики, эндшпили.

Все остальное-игры, участие в турнирах, необходимо, чтобы ученики видели цель ( перспективу) и
не заскучали.

По разделам программа понятна. Примерно так и пытаюсь давать. Конечно нужно изучить программу подробно, пропустить ее через себя и понять как (в имеющихся условиях и ограничениях) давать эти знания. А есть ли программа в электронном виде?
Сколько времени длится урок?
Как строится план урока?


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 08:09:08
К счастью этого не произойдёт. Я про организацию всеобуча в масштабах страны, так как этого не потянет бюджет. Скорее в школах резать многое начнут в перспективе, так как у Жуликов и Воров кончились деньги. Вам молиться надо, чтобы этого не случилось. Я поясню - почему.
Потому что в этом случае в условиях тоталитарного ньюсовка завуч будет с вам требовать поминутное планирование каждого урока по программе И. Сухина, будут приходить тётки и проверять соответствуют ли ваши занятия учебно-тематическому планированию, вы будете постоянно заняты сочинением отчётности, которую на вас будет спускать сверху еженедельно по всяким разным поводам, будете в обязательном порядке посещать курсы повышения квалификации по программе того же Сухина и так далее. Т. е. вы получите всю радость преподавания школьного предмета со всеми вытекающими последствиями. И никакой самодеятельности! Шаг вправо или влево - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация.
"Нуу, браток, с таким настроением ты слона не продашь!"
О том как плохО будет системное решение пусть говорят чинуши. Интересно найти решение КАК сделать а не как загубят.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 08:15:19
Чинуши никогда не будут говорить о том, как будет плохо системное решение. Ибо системное решение сначала принимается, а потом уже их задачей становится показать (но именно показать) как всё на самом деле хорошо. Это отдельная тема, которую, кстати Сухин и его сподвижники всегда старались обходить стороной, а именно всё, что связано с самым главным в нашей жизни. Дело в том, что стоимость одного урока в в неделю в сетке часов ну пусть во всей начальной школе  масштабах страны, это огромные деньги.  


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 08:17:54
Стоимость одного недоучки (я не про шахматы) еще больше, но мы отклоняемся.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 08:21:37
Этот момент совершенно не интересует нашу власть. Будущее страны не входит в сферу их интересов. Как и любое реальное долгосрочное планирование и трезвое долгосрочное прогнозирование рисков с учётом цивилизационных вызовов. Но это нет смысла обсуждать. Вам хочется наладить хорошую работу конкретно у себя. Полагаю FIBM вам напишет про Германию поподробнее. Он компетентен в этом.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: Vitaly от 19. 02. 2014, 08:31:08
К счастью этого не произойдёт. Я про организацию всеобуча в масштабах страны, так как этого не потянет бюджет. Скорее в школах резать многое начнут в перспективе, так как у Жуликов и Воров кончились деньги. Вам молиться надо, чтобы этого не случилось. Я поясню - почему.
Потому что в этом случае в условиях тоталитарного ньюсовка завуч будет с вам требовать поминутное планирование каждого урока по программе И. Сухина, будут приходить тётки и проверять соответствуют ли ваши занятия учебно-тематическому планированию, вы будете постоянно заняты сочинением отчётности, которую на вас будет спускать сверху еженедельно по всяким разным поводам, будете в обязательном порядке посещать курсы повышения квалификации по программе того же Сухина и так далее. Т. е. вы получите всю радость преподавания школьного предмета со всеми вытекающими последствиями. И никакой самодеятельности! Шаг вправо или влево - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация.

Предлагаю Вам запатентовать еще одно сокращение ЖиВ (курилка?) - "Жулик и Вор" по отношению к не шахматным чиновникам, а в случае корупционности последнего и ЖиВ Зиз можно применять.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 08:32:07
 ;D Ну патентовать не надо наверное, а писать так можно.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: Leonid от 19. 02. 2014, 09:48:32
Предлагаю в отдельную тему выделить вопросы связанные с тем как и чему можно и нужно учить в рамках шахматного всеобуча.
Сюда следует отнести и обучение в рамках школьной прграммы и в кружках, где обучают самым первым шагам.
В Германии разработана программа, которая используется массово уже более 10 лет, для обучения начинающих и в школьных кружках ( это не всеобуч, но близко). Выглядит достаточно разумно. Кроме того, авторы разработки- серьезные люди, гроссмейстер, шахматные журналисты и т.д.
1. Главные особенности программы.

Программа разбита на 3 уровня: каждый уровень заканчивается 10-контрольными вопросами, по результатам которых- ученики получают дипломы"Пешки", "Ладьи" и "Короля". Замечу, что это официальные дипломы, выписываемые ШФГ. Но самое интересное в том, что эти вопросы (но не ответы) известны всем с самого начала. Так, что стресса по поводу контрольной в принципе нет. Но главное, что дети могут решить эти задачи заранее дома, в спокойной обстановке, или в классе, но только если они действительно поняли ( изучили) материал.

2. В первый уровень входят: доска, фигуры, правила игры, цена фигур, и много новых терминов, шахматная нотация на на уровне расстановки позиции, и записи и чтения отдельных ходов, одноходовые маты.
Во второй уровень-запись партии, игра с часами, разбор коротких партий, понятия о стадиях партии, маты ферзем, ладьей.
На третьем уровне-элементы стратегии, тактики, эндшпили.

Все остальное-игры, участие в турнирах, необходимо, чтобы ученики видели цель ( перспективу) и
не заскучали.

По разделам программа понятна. Примерно так и пытаюсь давать. Конечно нужно изучить программу подробно, пропустить ее через себя и понять как (в имеющихся условиях и ограничениях) давать эти знания. А есть ли программа в электронном виде?
Сколько времени длится урок?
Как строится план урока?

Очень интересная тема!
На какой возраст рассчитана программа?


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 11:10:05
Программа началки. Расчитана на 1 - 3-й класс.
Я считаю, что эффективнее 2 - 3-й и дальнейшее в кружках, но это мое мнение.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 11:12:13
Только после четвёртого класса обучение в большой числе московских школ несовместимо с занятиями в кружках. На всякий случай имейте это в виду. Это я просто пишу для того, чтобы вы меня лучше понимали и только.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 11:18:51
Только после четвёртого класса обучение в большой числе московских школ несовместимо с занятиями в кружках. На всякий случай имейте это в виду. Это я просто пишу для того, чтобы в меня лучше понимали и только.
Не понимаю.
Каждый ребенок может ко мне прийти после занятий. 1-й класс или 11-й мне не важно. Я готов с ним заниматься.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 11:20:52

Очень интересная тема!
На какой возраст рассчитана программа?
А Вы Leonid к этой теме имеете отношение?


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 11:23:35
Я в УДО работаю. Понимаете? Вы такую мадам как Наталья Шерри знаете? Мадам чинушу.
Пару лет назад она (занимая очень высокий пост в Департаменте образования Москвы) с высокой трибуны и при большой стечение народа если переводить смысл её сказанного на русский язык призвала школы сделать всё возможное для уничтожения УДО организуя дополнительное образование по максимуму в своих стенах. ЧТо ряд школ с успехом и выполняет, а ещё ряд школ настолько детей дрючит что у них вообще времени ни на что нет, в результате например то место, где я работаю из дома пионеров просто на глазах превратилось в дом отгоршковх никаковских.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 11:23:59

Очень интересная тема!
На какой возраст рассчитана программа?
А Вы Leonid к этой теме имеете отношение?

Он только живёт не в России.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 11:42:24
В нашей школе нет прессинга по успеваемости, но нагрузки такие, что старшеклассники ко мне почти не приходят.
На перемене все столы заняты именно старшеклассниками. Малышей из классов не выпускают, да и, им побегать важнее и т.д.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 11:48:10
Ну вы же знаете мой мнение. Я сейчас про старшеклассников. Это не занятия шахматами. И это им ничего не даст на самом деле по жизни. Вообще ничего.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: Leonid от 19. 02. 2014, 11:56:55

Очень интересная тема!
На какой возраст рассчитана программа?
А Вы Leonid к этой теме имеете отношение?

Да, я занимаюсь с детьми в школьном шахматном кружке(вторая работа) уже дцать лет.
Работал и с 5-6 летними- трудно и интересно. :) :)


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: Leonid от 19. 02. 2014, 12:07:28

Очень интересная тема!
На какой возраст рассчитана программа?
А Вы Leonid к этой теме имеете отношение?

Он только живёт не в России.

Я начал работать в СССР. :) :) :)


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: chessvdk от 19. 02. 2014, 12:07:53
Это я понимаю.  :)


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 19. 02. 2014, 01:50:42

Очень интересная тема!
На какой возраст рассчитана программа?
А Вы Leonid к этой теме имеете отношение?

Он только живёт не в России.

Я начал работать в СССР. :) :) :)
:)


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 07. 03. 2014, 12:51:43
У меня есть такой опыт.
Чтобы научить детей видеть ошибки я предлагаю игру в "охотников" на ошибки. Есть список ошибок: от разговоров до невозможной рокировки. Есть листок с отметками ошибок. Нужно поймать 10 ошибок и ... задаие по уроку выполнил. Выиграл все равно тот, кто поставил мат.
На следующем занятии только 7, потом 5 и наконец 3 ошибки, но не все ошибки учитываются, а только невозможные ходы, и грубые нарушения, т.е постепенно уменьшаю список "ошибок".
Дети привыкают видеть все, в т.ч. мурлыканье под нос, но реагировать (жаловаться судье) по делу, остальные решаются замечанием за доской: -"Ты ладью трогал?, - ходи ею".
Как правило обходимся без разборок.


Название: Re:Шахматный всеобуч, методика и практика
Отправлено: klimowww от 07. 03. 2014, 12:52:49
У меня есть еще одна находка. Готов поделиться.
Для обучения шахматной нотации использую игру "шахматная эстафета". Нужно сказать, что у меня действительно урок физкультуры, который разрешено использовать для интеллектуальных и др. игр.
А эстафета играется так:
Две команды получают секретные шифровки о расположении войск противника (шахматная позиция раздельно для белых и для черных).
Каждый ребенок выбегает к доске и ставит только одну фигуру. Возвращаясь передает эстафету (шифровку) следующему.
Позицию подбираю с одинаковым числом фигур.
По завершении расстановки команды решают задачу (мат в 1 ход) называя ходы устно.
Получают очки: за правильно поставленные фигуры, за скорость, за решение.
На одну задачу уходит 5 - 7 минут визга и эмоций, а знания заработанные ногами закрепляюся быстро.

Эти два сообщения перенесены из другой темы.