chesspsh

General Category => Детские тренеры => Тема начата: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:20:56



Название: Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:20:56
Личный опыт постараюсь изложить здесь..


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:43:52
Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники):(одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA (https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 20. 03. 2018, 08:27:08
Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники):(одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA (https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA)

Есть стандартные названия тактических мотивов: перегрузка, слабость последнего (первого) ряда, и названия тактических приемов: отвлечение, уничтожение защиты (защитника). Если Вы приучите к этой шахматной терминологии Вашего ученика, то можно будет давать ему более конкретные  и более понятные короткие подсказки. Нестандартное и неконкретное красноречие тут мало помогает, к тому же Вы ему думать мешаете...

На том уровне, на котором находится Ваш ученик, я бы попробовал сначала давать тематические сборники, например, Добринецкого (их в инете навалом). Там очень удобно, что задачи идут по нарастающей сложности. Когда ученик книжки "Двойной удар", "Связка", "Открытое нападение" и "Двойной шах" прорешает, можно переходить к сборникам без привязки к конкретным темам. Очень важно не пропускать легкие задачи, их картинки должны отложиться в подсознании, это полезно. Когда одну книжку пройдет, пусть решает ее по второму кругу, но в ускоренном режиме. Если надо - то и по третьему кругу... Метод проф. Вудпекера (Woodpecker - "дятел") ;D ;D


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 21. 03. 2018, 10:48:47
Просто было мало времени обучательного поэтому раньше приходилось действовать в силовом режиме:
https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA (https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA)
 


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 26. 03. 2018, 08:46:42
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 26. 03. 2018, 09:51:42
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D

По ладейникам посмотрите две методички Терехина:
https://www.twirpx.com/file/1426815/
https://www.twirpx.com/file/1426712/

Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1.

Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции.
https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники...

Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Дмитрий от 26. 03. 2018, 10:33:33
Я начинаю с нетрудного, но эффектного эндшпиля отдаленный Король и Ферзь против Короля и пешки на 2 горизонтали.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 28. 03. 2018, 05:50:05
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 28. 03. 2018, 07:37:27
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 29. 03. 2018, 11:27:59
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Норкин_Алексей от 29. 03. 2018, 11:45:11
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Очень спорное утверждение. Аргументируйте.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 29. 03. 2018, 03:40:05
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Очень спорное утверждение. Аргументируйте.
Ни каких аргументов. Просто я (и некоторые другие) использовали эту книгу в индивидуальных занятиях со своими детьми, занятия были  успешными (серьезных ошибок в эндшпиле нет, никто не говорит -"фигур мало, чего здесь играть", партий выкатанных в эндшпиле-достаточно). Про групповые занятия по эндшпилю (для уровня 2 разряда и выше) ничего не знаю. :(


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 05. 04. 2018, 09:53:31
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: ale от 06. 04. 2018, 10:59:29
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
В нашем случае хорошо въехать в изучение ладейников  получилось с учебника шахмат Пожарского. В нем приводятся 12 элементарных позиций без излишней для начинающего перегруженности вариантами. Затем уже можно углублять знания и навыки по учебникам Дворецкого, Панченко, Терехина. У Блоха из его учебника брал более подробные варианты некоторых элементарных позиций, приведенных Пожарским.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 06. 04. 2018, 07:08:46
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 08. 04. 2018, 07:44:33
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится.
   Если честно то мне тоже не нравится и в данном случае это просто "работа по накатанной"-взяли проверенную книгу (я на себе в "юные"годы проверил ее эффективность) и пошли "штурмовать" и долбить от начала до конца...  Вынужденнная мера-или пришлось бы перейти на систему Фишера-Карякина с освобождением от школьных занятий для всемерного сосредоточения на шахматах ;D В идеале же и -подчеркиваю-ВЕРНО (в том числе по примитивным приемам педагогики)раскладывать на составляющиее,пытатсяся внедрить в сознание  два компонента по отдельности а уже после переходить к комбинированому решетальсту-что впрочем не столь уж и сложно и в данном случае  я несколько неправ (банально:что ученик является несистемно и сумбурно что я не имею досконально  подготовленых  обкатаных материалов ввиду того что я не  детский тренер )


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 08. 04. 2018, 08:15:33
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.

"Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть...

Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 09. 04. 2018, 02:25:15
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.

"Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть...

Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша
Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео,  но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 10. 04. 2018, 03:58:51
Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео,  но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.

Так я и говорю, такая проблема возникает только, если пытаются перескочить через предыдущий, "подводящий" этап решения тематических задачек... Даже легкие задачки не стоит пропускать, цель - не только освоение метода, но и "закачка" шахматных картинок в подсознание...


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 14. 04. 2018, 06:05:16
В проработке Нейштадта набрели на такую вот позицию:
(https://d.radikal.ru/d10/1804/46/33d0f6b4d39d.jpg)
Элементов интересных оказалось много,для решения конечно сложновато но просто изучить-просмотреть  раскручивание маховика атаки черных очень познавательно


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 14. 04. 2018, 08:51:16
Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 15. 04. 2018, 05:03:05
Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
В этой теме обсуждается методика-ну и позиции специально подобраные это как-бы часть той самой методики и порядок,  особенности изучения тоже имеют вероятно какое-то значение:вот здесь методом арифметики предлагаю высчитать кол-во применяемых игровых приемов при тактической операции черных(и соответственно делать какието выводы исходя из этой статистики) :P


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Александр Невский от 29. 07. 2018, 01:15:01
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D

По ладейникам посмотрите две методички Терехина:
https://www.twirpx.com/file/1426815/
https://www.twirpx.com/file/1426712/

Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1.

Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции.
https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники...

Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!

По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 29. 07. 2018, 09:40:51
По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...

Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку...

Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания :-\ :-\

На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического  материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" :( :(. Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания  нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200.

Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция  из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях.

Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" ;D ;D ;D. Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии :o

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 31. 07. 2018, 02:43:49

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?

Маленький Артём (1700+ или 1800-, это как посчитают) прочел Вашу публикацию (он их все читает, многоуважаемый Марк) и попросил вставить свои три копейки.
Мат слоном и конем ему уже дважды за год пригодился. И ещё дважды он наблюдал на турнирах, как на соседних досках его не ставили, потому что не учили..

А вот коротко его собственная "тренерская методика" (спорная, но кое-что может быть полезно):

1) практика, практика и ещё раз практика. Классика, рапид, но не брезговать и блицем;

2) два-три хорошо изученных дебюта, желательно боковые реже применяемые варианты - с их помощью он нередко загонял в тупик и 1900-2100;

3) если читать только одну шахматную книгу, то учебник эндшпиля Дворецкого. С его помощью собрал массу очков в теоретически (при правильной игре) ничейных позициях и вытягивал не раз безнадежные партии;

4) психологическая устойчивость (безумно важна!). Редко переживает из-за проигрышей - это же всего-лишь игра..


По п.3 Артём тоже не раз отмечал, что даже взрослые дядьки 2200+ иногда "несут такую пургу" в эндшпилях.
Ну вот почему?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 25. 10. 2018, 11:30:08
Про изолированую пешку  ГМ Добров:
https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8 (https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Энергетик от 14. 01. 2019, 06:58:05
Первая партия не с нашим ЭТЮДовцем случайно?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 02. 10. 2020, 11:32:05
(https://www.anekdot.ru/i/caricatures/normal/20/10/1/1601547325.jpg)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: NKNforever от 02. 10. 2020, 01:03:23
Просто больше болтайте с детьми , гуляйте , спорьте , вместе готовьте и убирайте . Вот и весь рост вам будет. Меньше думайте о личностном росте . Вырастет тот , кто эмпатичен , то есть умеет отзываться на другого человека. . Книжки вместе читайте


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: ppp от 02. 10. 2020, 03:12:32
Баланс определенный нужен и некая самоотдача - чем ты пожертвовал для своего ребенка сегодня??  :o

Вот моему старшему 19 и он живет в другом городе. Так ведь каждый день по 5 раз сам звонит, рассказывает что у него происходит.
Иногда мне реально некогда - по работе занят, приходиться обрывать разговор, а он все продолжает и продолжает, остановиться не может.:)

Младшему 9 и шахматы у него пошли не так чтоб очень. Ну был в Сиднее в 10-ке, но интереса сильного не было. Но что ему нравится - это собирать Лего. Лет в 6 мог такую сложную конструкцию поднять, мне и сейчас не осилить. Результат - нашел ему что-то типа коммерческого дома пионеров. Занимается там всеми школьными предметами по углубленной программе, плюс робототехникой. Их команда на последних соревнованиях заняла 5-ое место в мире.  :o

Чем расплачиваюсь? Натурой понятно. ;D У владельцев дома пионеров - четверо детей. Занимаюсь с ними шахматами. Двое мальчиков уже умеют матовать слоном и конем с минутой на часах. Вот недавно новый эндшпиль решили поднять - ферзь против ладьи. Честно скажу, сам раньше не знал как играть. И вот старший мальчик бьет меня уже в этом эндшпиле.  8)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 02. 10. 2020, 09:22:13
Баланс определенный нужен и некая самоотдача - чем ты пожертвовал для своего ребенка сегодня??  :o

Вот моему старшему 19 и он живет в другом городе. Так ведь каждый день по 5 раз сам звонит, рассказывает что у него происходит.
Иногда мне реально некогда - по работе занят, приходиться обрывать разговор, а он все продолжает и продолжает, остановиться не может.:)
+100!
А в каком университете учится Антон?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: victory от 02. 10. 2020, 11:06:41

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?

Маленький Артём (1700+ или 1800-, это как посчитают) прочел Вашу публикацию (он их все читает, многоуважаемый Марк) и попросил вставить свои три копейки.
Мат слоном и конем ему уже дважды за год пригодился. И ещё дважды он наблюдал на турнирах, как на соседних досках его не ставили, потому что не учили..

А вот коротко его собственная "тренерская методика" (спорная, но кое-что может быть полезно):

1) практика, практика и ещё раз практика. Классика, рапид, но не брезговать и блицем;

2) два-три хорошо изученных дебюта, желательно боковые реже применяемые варианты - с их помощью он нередко загонял в тупик и 1900-2100;

3) если читать только одну шахматную книгу, то учебник эндшпиля Дворецкого. С его помощью собрал массу очков в теоретически (при правильной игре) ничейных позициях и вытягивал не раз безнадежные партии;

4) психологическая устойчивость (безумно важна!). Редко переживает из-за проигрышей - это же всего-лишь игра..


По п.3 Артём тоже не раз отмечал, что даже взрослые дядьки 2200+ иногда "несут такую пургу" в эндшпилях.
Ну вот почему?
По 3 пункту согласна. Советская школа в этом случае рулит. Я, когда два года назад за шахматную доску села, то поняла, многие сейчас совсем не умеют в эндшпиле играть. Я два раза без качества на ничью уходила. Крепость ставить давали ;D ;D ;D


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: ppp от 03. 10. 2020, 05:03:29
А в каком университете учится Антон?

Долго выбирали между Америкой, Англией и т.д. В конце концов остановились на Австралийском Национальном Университете (АНУ), который находится в Канберре. В какой-то мере это был баланс между расстоянием, расходами, сложностью поступления и уровнем университета.

1) Цена: учеба в Америке или Англии стоит не меньше 100 тыс австралийских в год (5.5 млн рублей). В АНУ - 20 тыс за общагу с питанием, 11 тысяч за учебу (в долг у государства, отдавать как начнет работать). Плюс еще дали 10 тыс стипендию. Тоесть получается в 5 раз дешевле.

2) Расстояние: всего 300 километров. На выходные может приехать в гости. Сейчас с карантином, очень рады что приняли такое решение ибо учеба все равно везде по интернету. В общаге ребенку очень нравится - постоянно проводятся всякие мероприятия: дискуссии на тему политики, совместные похождения в паб, первенства института по теннису, шаматам и т.д. С короновирусом в Канберре покончили несколько месяцев назад - короче просто рай. :-*

3) Уровень института и программы: конечно же это не Гарвард и не Стенфорд, думаю где-то первая сотня вузов в мире (хотя официально это 30 университет мира). Такого уровня университета на территории бывшего союза сейчас думаю что нет. По математике и статистике - это лучший департамент Австралии. Антон поступил на программу на которую взяли всего 8 человек, по сути это хонерс с первого курса. Программа специализируется в статистике, финансах и экономике и с очень углубленным изучением математики. 8)

4) Для поступления в Америку надо было сдавать экзамены и по времени они совпадали с государственными экзаменами в школе - слишком много всего получалось. А если перенести на следующий год то получается что 1.5 года надо ждать. Решили что лучше будет если он просто поедет по обмену.

5) В Сиднее у Антона не было шахматной конкуренции (все таки первый номер), даже поиграть было не с кем. И какое же было наше удивление... После того как Антон перебрался в Канберру мы узнали что в Канберре живет молодой гроссмейстер 2660+. Теперь и в теннис и в шахматы есть с кем поиграть. Уровень такой что и там и там фаворита нет, все матчи проходят в исключительной борьбе. :o


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 03. 10. 2020, 08:46:21
А в каком университете учится Антон?

Долго выбирали между Америкой, Англией и т.д. В конце концов остановились на Австралийском Национальном Университете (АНУ), который находится в Канберре. В какой-то мере это был баланс между расстоянием, расходами, сложностью поступления и уровнем университета.
Спасибо за интересную информацию.
Я не в курсе, что такое АНУ в области экономики, финансов, но в области физики АНУ очень сильное место. Кроме того там есть Центр нелинейной физики, который одно из крутейших мест в мире. И там работает очень много выходцев из России (Украины) .


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 25. 11. 2020, 11:51:15
Тоже ура! Муромцев - это наше всё!

Третье издание книги "Я - родитель шахматиста" вышло в 2020 году. Уже в 11 странах мира, присоединились Хорватия, Словения, Португалия и Аргентина. Принимаются заказы по тел. 8927*******. Стоимость вместе с отправкой - 500 рублей (в Саратове 400 рублей). При заказе трёх  книг Вам экземпляр в подарок. Следующая отправка книг - 27 ноября P.S. Кто прочитал,  напишите отзыв,  пожалуйста.

(https://scontent-frx5-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/127158773_3548662118543263_7468628492943945628_n.jpg?_nc_cat=111&ccb=2&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=9YNFZN7pAAIAX9lGZgx&_nc_ht=scontent-frx5-1.xx&oh=c12029d433e85b50c652990d3f6adf22&oe=5FE64182)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 25. 11. 2020, 11:53:30
Папа пишет книгу "Я - Папа Шахматиста".
Потом Серёже надо дать её, пусть изучает с глубокомысленным видом.

А Папа сфоткает. А книжку подарит Руководству, пусть тоже хоть что-то почитают.
А то не просыхают ведь, ну совсем неприлично уже..


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 26. 11. 2020, 12:02:08
Папа Ветохин тоже задумался над книжкой.
- Надоели мне Эльмирины телепередачи, - пожаловался папа маме Ветохиной.

Размышляет и папа Усов, глядя на книжку папы Гордея.

И только у папы Гриши уже готова книжка с разнообразными методами эффективной подготовки юных шахматистов..

(https://yandex.ru/images/_crpd/X9rH83E57/d0e6a9APFnBA/JcCFrkpeAPFKY7dFXhGwp1aMvSDwmpSya03Oe29nOeqjig2UPAtbTnVCIPOfqe-fu_Wdj4ajy3S86MoV-9dhYUVhcXtra2ShbmLgUN5gtHPzyV0AgXtBcm8MOwsbJmhq1uzY0D0PnksgFEDDzzgdbRnEevxEYNzTi18ukJ63cRCUhVANqMoT4tnDoAc-EESXltz_M-P_doIa-76IfqJpK8AobuVvnY0ZkcckR6k9bi75N_vMl6OsgMhvj_BsBkOD0ubAzJpMkdHr88O3vEHlVnTevaAjPwUgSZoMGG9Ay2mzSu63jB8OacB0lkX5LQ5fiQabjacRTPHrbf1Bz_VDsFB10d8pX5IzusPzNZ9gxpfl_HxQEW_nUlmpHNguA1gq0grsdExP3KmwpUSXuM593muFGL8UAX6yey9fQpznYfHiRjEeG76Q0UkwA1fc8qdEJl_ds6GslrDIS15b3sFZKXP4XkVeXC9LggTnNdgOHc7adojNZPHtYbvvj3A_xCHigfUR_to8QDMYckLUrOBEtlWOj5DSLMbTeEsNKVyB-qoTSw2nXu9MOXPn5xR43Bx8q7ZaLiei_SCJbL-ALSRgQjDkw4_Z_TOD2FDDR6yh5RXXnDzB8U1HERuJvBmPsKtI4hltFH4vLUuzxxf2Cp_vPfnmms1lE64Rqb8OEKxGoMGg9INuiHwiEjlisSTN8nRWZ7wv04HuVKN7ir05jxBqW2Gp3yde3tza4obUlKrtLLzJB3nPVKLNYvlPvWEdFDHCAybiLGt8wPGKEdMV7TG3ZgSMTYJwXIbQSvmOKVzj-Voy6p30na08qzBX9rWLnr3NSOfqPQUC7WNaX_3QrAQBg3KUUN05TWDBezPR555B5LQXDw3hA0zEE0oZT5oOs7kZs8itJ95sDznQxwe36g9OzgqES1630a4Rq00tk43Ec3HyxpD9GgwzA2kDEvbOM9U3Rdxs8NE9JOGYexwrw)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 01. 02. 2021, 06:38:31
Не на том форуме опубликовали, но гениально:

: Сегодня в 05:17:09 
Автор chessvdk - Последний ответ от Amoruso
Несколько лет назад у меня был интересный опыт: я работал в сети шахматных школ, у которой несколько филиалов, и периодически проводятся общие турниры. Однажды я поехал на турнир с группой детей из своего филиала, и руководитель школы попросил меня больше не приезжать, т.к. я был единственным из тренеров на этом турнире, и у родителей детей из других филиалов "могли возникнуть вопросы, а почему не приехал их тренер".


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 12. 03. 2021, 12:16:31
Новые методики от Гришиного папы.
Вам, тренеры и родители:

(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1925593/pub_60491b783949137c74ad7a66_60491c6e3949137c74af3063/scale_1200)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: kostas souvlakis от 12. 03. 2021, 04:33:41
Теперь и в теннис и в шахматы есть с кем поиграть.
А как можно в теннис сам с собою играть? Вопрос-то не праздный: у нас после внезапной смерти неформального руководителя  трехгоркинского теннисного кружка Вагана Геворгыча играть не с кем стало


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 15. 03. 2021, 01:33:16
Марк Константинович сделал приятное Правильной Администрации, написал там всё-таки:

: Сегодня в 12:28:04  Автор alegriblog - Последний ответ от Мытищинец

Функции детского тренера-профессионала сводятся к трем простым задачам

1. Выявить способного ребенка (способности = талант + желание + труд)
2. Обеспечить ему условия для развития (обучение, турнирный график, среда для общения с единомышленниками)
3. Помочь при переходе к взрослой жизни (рубеж: становиться профи или нет)

Часть этих задач невозможно выполнить без спортивной организации (спортшколы, секции или клуба). Часть задач решается сугубо индивидуально.

И еще, детей с одинаковой структурой способностей нет. Кто-то более талантлив, но ленив. Кто-то недостаток таланта компенсирует "железной" задницей. Кому-то нравится только играть, кто-то получает удовольствие от решения задачек. Но перспективы есть у всех, кто достаточно мотивирован. Поэтому тренеру нельзя клеить ярлыки на воспитанников, скорее надо наблюдать и делать обоснованные выводы. А жизнь сама покажет, что и как.

Если есть возможность, тренер ведет отбор учеников (критерии могут быть разные, не имеет особого значения, это субъективный фактор). Если выбирать некого и "воронка поиска" узка, работаем с теми, кто есть.

Ну и еще есть вопрос с финансированием. К сожалению, всегда есть соблазн упростить задачу, сконцентрировавшись на более легких и самых коммерчески выгодных направлениях. Увы, это дорога в никуда. Надо уметь находить золотую середину.

Нет панацей и универсальных отмычек. Для каждой ситуации - свой ключик и решение.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Некаисса от 18. 03. 2021, 10:29:20
Отличное развлечение – читать аргументы в спорах на исходнике про тренерские методики. «Я – тренер с 30-летни стажем!»
И поэтому, все что я ни скажу является истиной? Такое может написать не нарцисс? Это честный аргумент или жульнический прием?
У меня в этой связи возникает несколько вопросов.
Первый. Он сразу, как появился на свет получил такое звание «тренер с 30-летним стажем»? Был ли он когда-то тренером с 27-летним стажем? И тогда его заявления были менее истинными? И означает ли это, что заявления, например,  «тренера 31-летним стажем» по определению более весомы и без разговоров бьют всякие там утверждения «тренера с 30-летним»?
Второй вопрос. А что он подразумевает под словом «тренер», и что на самом деле означает это слово? В каком смысле он тренер? В широком, бытовом, кухонном или юридическом? Если муж рассказал нашему сыну правила игры и расставил на доске фигуры, он тренер? А если свекр сидит с ребенком за доской, то он уже тренер с 60-летним стажем?! И мы можем попросить его высказаться об утверждениях  «тренера с 30-летним» и снять их с доски как битые?
Наверное, тогда нам надо подходить с юридической стороны к нашему герою? Точне, к высокому званию "тренер"? Предполагаю, что «тренер» - это человек окончивший государственное аккредитационное учреждение по конкретному виду спорта и имеющий диплом об успешном его окончании? То есть тренер – это подтвержденное образование. Но это необходимое, но далеко не достаточное условия, чтобы назваться тренером. Необходимо ещё работать в организации, деятельность которой регулируется законом РФ о ФИС. И в трудовой книжечке работника этой организации должно быть …сами знаете, что записано.
Третий вопрос? УДО – это организация, деятельность которой регулируется Законом о ФиС? В трудовой книжечке нашего героя что записано? Как тридцать лет записано? С 20-ти лет?
Но, вполне может быть, что он не обманщик, и я покажу как. 30 летний стаж – это вообще. Здесь и служба у радиоактивной боеголовки и какие-то геологические походы, или строительство мостов и дорог, не помню уже, прошу извинить. Стаж – отдельно, а тренер – тоже отдельно. А тренер у него – это состояние души? Самоназначение, то есть.
Помогите в вопросах разобраться.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: reaction_und_co от 18. 03. 2021, 01:54:25
А вы не пробовали на главную страницу сайта зайти? А не только "по верхам" форума хватать информацию и ее ээээ по-своему интерпретировать?
Уточню: на главной страницы есть история секции. Тренер моего ребенка по шахматам из другого УДО знает АВ как молодого тренера с 90х годов ХХ века.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Некаисса от 19. 03. 2021, 07:13:12
Наверное, вы где-то правы. Эндоэтноним еще никто не отменял, пусть из вежливости.

Самоназвание, или эндоэтноним (от др.-греч. έ̓νδον «внутри, дома» + έ̓θνος «народ, племя» + ὄνυμα «имя»), — имя народа, которое он присваивает себе сам[1]. Зачастую самоназвания кардинально отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе.
Хотят друг друга называть "тренер" - да пожалуйста! Хотя, возможно, интересная дискуссия могла получиться?
Ваш герой по образованию учитель математики после пединститута?

"С точки зрения закона РФ.

Если обратиться к ГОСТу «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», то там указано, что «Обслуживающий персонал, оказывающий спортивные услуги, должен иметь соответствующую спортивную и профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке».
Согласно ФЗ-80/29 апреля 1999 г, право на тренерско - преподавательскую деятельность на территории РФ даёт только профессиональное образование полученное на территории Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
На сегодняшний день сертификаты и иные документы имеют силу лишь при наличии у тренера диплома, подтверждающего право вести профессиональную деятельность в сфере физической культуры. Сам по себе сертификат не является документом об образовании или квалификации. Свидетельство о повышении квалификации также не имеет силу без профильного диплома".


И что зазорного быть учителем математики "с 30-летним стажем", стыдиться этого, называть себя почему-то "тренером"?  :o
Солженицын Александр Исаевич тоже учителем математики, кажется, был? И ничего, в люди вышел.
Не хочу спорить, пусть зовется "тренером", если никому не мешает.
Пост мой был совсем о другом, не о самозванстве вовсе.
А о том, что будь ты даже настоящим тренером, окончившим институт физкультуры и кафедру шахмат. Да хоть с сорокалетним стажем, да хоть тренером Карлсена, Каспарова и Карпова сразу!  Постоянное потрясание седой бородой и лысиной в качестве аргумента в дискуссии, вместо предоставления неопровержимых фактов и логически безупречных выводов... - свидетельствует (очень мягко скажу) о серьезной слабости отстаиваемых в споре позиций  ;)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: uranchess от 19. 03. 2021, 07:43:02
Это тоже не о том и не имеет никакого значения.



Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: NKNforever от 19. 03. 2021, 08:05:38
А вы не пробовали на главную страницу сайта зайти? А не только "по верхам" форума хватать информацию и ее ээээ по-своему интерпретировать?
Уточню: на главной страницы есть история секции. Тренер моего ребенка по шахматам из другого УДО знает АВ как молодого тренера с 90х годов ХХ века.


Что нового ? Какие достижения на пути шахматного роста? 
Тема всегда актуальна , да


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: reaction_und_co от 19. 03. 2021, 08:57:41
Что нового ? Какие достижения на пути шахматного роста?  
Тема всегда актуальна , да
У кого?)
***
Лено, примите мои поздравления! Глеб - молодец!


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: NKNforever от 19. 03. 2021, 07:04:43
Что нового ? Какие достижения на пути шахматного роста?  
Тема всегда актуальна , да
У кого?)
***
Лено, примите мои поздравления! Глеб - молодец!
Спасибо!


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 19. 03. 2021, 09:36:23
(https://www.anekdot.ru/i/caricatures/normal/21/3/17/1615993100.jpg)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 29. 03. 2021, 11:26:35
- Владислав Валерьевич, а эти шахматные сборы крайне необходимы?
- Ну, разумеется, необходимы. Посудите сами, без этих сборов в Альпах на лыжах не покатаешься.
- Да не нужны моему сыну ни лыжи, ни Альпы.
- Голубчик, речь вовсе не о вашем ребёнке.


https://chess-results.com/tnr551879.aspx?lan=11&art=1&turdet=YES


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 26. 04. 2021, 11:16:29
Учитесь, дорогие тренеры!

(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4524946/pub_60801e40831a801570bd388e_60801f55b981b8795175e9de/scale_1200)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 11. 11. 2021, 09:57:26
https://www.youtube.com/watch?v=urd8aHnGSbA

С 13:20 Шипова посмотрите. Очень интересно и полезно.
Да и первая часть неплоха. Нам с Сергеем Евгеньичем понравилось.



Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 04. 01. 2022, 12:05:21
Oleg Korneev
14 ч.  ·
Тренерское. Психология.
Я - гроссмейстер по шахматам. Более тысячи сыгранных (и пара сотен выигранных) турниров и 20 лет непрерывной тренерской практики с шахматистами из разных стран, разных возрастов (от 7 до 65) и разных уровней (от 3-го разряда до сильных гроссов) научили меня многому в плане психологии, но иногда меня всё же удается удивить.
Во время работы в крупной шахматной академии меня время от времени просили протестировать новичков. Ну, вот приходит новый человек в академию, и надо понять его шахматный уровень (особенно если речь о шахматистах-безразрядниках), чтобы в его же интересах определить в соответствующую его уровню группу. А групп там было много - от начинающих до мастеров.
В этот раз тестируемым был молодой человек лет 25. Он сразу сообщил мне, что в турнирах не участвовал, играет с друзьями и увидев меня в списке тренеров решил, что очень хочет заниматься у меня и ни у кого больше.
Поблагодарив его за доверие я начал тест и быстро выяснил, что уровень шахматиста примерно 4-й разряд, а потому ни о какой из моих групп (от 2-го разряда до мастеров) речь идти не может, а надо определять его в группу соответствующего уровня (такие были, но не у меня). И в первую очередь, это в интересах самого шахматиста, поскольку 4-разрядник чувствует себя среди 2-разрядников, как первоклашка среди десятиклассников - неуютно и глупо, рискуя приобрести комплекс шахматной неполноценности.
Дальше был такой диалог:
- Но я хочу только к Вам в группу.
- К сожалению, не могу Вас взять, у меня 2-й разряд и выше.
- А если у меня будет 2-й разряд, то возьмете?
- Да.
- А через сколько я смогу его выполнить?
Проявив изрядный тренерский оптимизм, я ответил ему, что, возможно, через год старательных тренировок 2-й разряд будет достигнут.
Молодой человек заметно расстроился, поблагодарил меня, ушел и, насколько мне известно, больше не приходил.
Узнав о произошедшем мой коллега, отличный детский тренер с многолетним стажем, удивился.
- "Зачем Вы ему сказали, что год, как минимум, нужен для 2-го разряда?"
- "Так это я сказал ещё самый оптимистичный вариант."
- "Это понятно, но сказали бы лучше пару месяцев. Вы ему "подрезали крылья", сказав правду. Он может утратить интерес к шахматам."
Не раз и не два я возвращался к той ситуации и думал, стоило ли говорить правду, расстраивая человека, или лучше было покривить душой, но сохранить у него позитивно-оптимистичный настрой в плане скорости шахматного роста? Однозначного ответа у меня нет.


Оксана Гусева
Родителям нужно говорить правду, только оптимистичную) а ребенку можно и приврать.
 · Ответить · 14 ч.
Алексей Корнев
В любом случае ответ "год" не верный. Надо было назвать часы, которые примерно надо потратить на изучение шахмат и на игру в турнирах. Или еще более конкретно: прочитать 5 книг, решить 2000 задач, сыграть 50 партий в классику. Цифры, понятно, я взял с потолка, так как 2 разряд - понятие растяжимое...
 · Ответить · 14 ч.
Сергей Сорохтин
Алексей Корнев а как же тыщи людей становятся 1 разрядниками, не сыграв ни разу в классику? Меня удивило интервью Карпова, недавнее, как он первый раз пришёл в кружок, в турнир на норму 3 разряда, чтобы его записали. А там самый сильный педагог кружка ему экзамен устроил, блиц партию. Карпов обыграл. Но второй разряд выполнил с четвёртой попытки. Что это за тренер такой слабый?
 · Ответить · 11 ч.
Руслан Мусалов
А я обычно говорю: "всё в твоих руках "🤗, и никогда не ставлю рамок, в интервалах, ибо всё индивидуально. Но, при этом даю понять, что если через пару месяцев ему удастся сдать мой тест, считай, что он в обойме. И опять же, перед тем как отпустить, как будто вспомнив говорю, что ему будет проще сдать этот тест если он пройдёт по порядку это, это и вот это. А в самом конце, уже прощаясь глядя ему в глаза, не отпуская руки, выдержав паузу очень важно сделать встречный шаг: "но если ты это всё освоишь за пару тройку месяцев, я сам тебя другому не отдам, осилишь"? Если боец почувствует встречную заинтересованность в себе, тогда много больше вероятность, что он раскроется. Не более чем мысли вслух 😉.
 · Ответить · 14 ч.
Кирилл Кузнецов
В целом - прав, но я бы предпочёл уклончивую оптимистичную правду, как врачи часто говорят. Что в нормальном случае будет так, но история знает и случаи стремительного прогресса даже не в раннем возрасте (Корчной и пр.). При наличии недюжинных способностей и любви к игре. Хуже не будет).
 · Ответить · 12 ч.
Ruslan Pogoryelov
Давать прогноз малоперспективному "абитуриенту" - это аналогично тому, как давать прогноз больному с неблагоприятным диагнозом - всё зависит от словесно-дипломатического искусства.
 · Ответить · 12 ч.
Eli Uritsky
Вот буквально только что пришел на клубный блиц турнир парень лет 25ти.
Играет на доске первый раз. Нажимать двумя руками учился по ходу турнира. Не всегда фигурой попадает в центр клетки, так как торопится и нервничает. Тактику считает шевеля пальцем в воздухе над доской. И вдруг показывает результат в районе 1900 фиде. Рассказывает, что посмотрел сериал "ход королевы" год назад. Увлекся. Никогда не играл вживую. В личесс рейтинг в блиц 2200. Поднял с тысячи за год по материалам в сети и игрой в сети. Без тренеров


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 08. 08. 2022, 09:07:17
О-па! Ну пусть сюда. Даже выделим жирным шрифтом:

Oleg Korneev
4 August, 16:09  ·

Нанести урон своей шахматной силе профессиональный шахматист может многими путями. Злоупотребление спиртным, наркотическая зависимость, игромания, обжорство, малоподвижный образ жизни, неудачный брак, писание книг по шахматам и даже некоторые чисто шахматные привычки вроде консерватизма в отношении дебютного репертуара могут снизить шахматную силу весьма заметно. Но всё это сущие цветочки в сравнении с одним весьма уважаемым и полезным для общества занятием, которое при должной интенсивности за весьма непродолжительное время превращает даже очень сильного шахматиста в мальчика для битья. Речь идёт о работе детским тренером.

Отсутствие времени для работы над своими дебютами и другими шахматными проблемами, забывание своих вариантов из-за заполнения оперативной памяти дебютами учеников, потеря шахматного аппетита, ломка психики с нужного игроку состояния хищника на добренького утешителя-мотиватора детишек и их родителей, неизбежное в процессе шаматного общения сближение уровней игры тренера и его подопечных (вспоминаю , как в конце 90-х один гроссмейстер, поспарринговав с Каспаровым, заиграл на какое-то время в зверскую силу, ну, а у детского тренера ситуация та же с точностью до ... наоборот) стремительно тащут шахматиста-практика вниз. В общем-то, и любого из пяти указанных выше факторов вполне достаточно, чтобы сильно навредить шахматному игроку, а пятеро одновременно они сродни тайфуну, разрушающему до основания крепость шахматной силы, выстраиваемой шахматистом долгими годами самосовершенствования и казавшейся ещё  недавно такой прочной.

Когда я слышу от коллег-оптимистов что-нибудь  вроде бодрого "обучая, учусь", то не знаю смеяться или удивляться.
Нет, коллеги. На этих двух стульях не усидеть. Тут или-или.


Махира Хаитбаева
Неожиданно.

Oleg Korneev
"Говорить правду легко и приятно."

Alexander Baburin
В том, что ты написал, много верного, но как профессионалу не из первой двадцатки снискать хлеб насущный? Как поется: "а в этом месте по другому не прожить!"

Oleg Korneev
Если 20 000 в год достаточно, то можно и в турнирах играть. Если нужно 40 000, то остается лишь тренерство и неизбежная глубокая деградация шахматной силы.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 20. 08. 2022, 04:18:04
Шахматы Кастаньеда. Chess Castaneda., [20.08.2022 10:39]

Провели два опроса, тесно связанных между собой.
Условная планка которая ставится перед юниором и условный реалистичный месячный бюджет для ее достижения.
Давайте изучим цифры.

Самый популярный ответ, 30% - мастер к 14 годам, на втором месте (25%) указали 2100-2300 к концу школы, 22% - заниматься без планок пока нравится.
Только 4% считают что не став Гроссом до 13 лет в спорте делать нечего.  И только 3% что проф шахматы это миф.

Какой вывод я делаю из этого голосования? Подавляющее большинство на канале не видит смысла или не верит или не хочет идти по пути Полгар, Костенюк, китайских и индийских проектов.
Средняя цель - кандидат- мастер, а дальше по ситуации…
Комментарий мой привычный. Мир профессионального спорта в шахматах ( это когда живут именно игрой) очень суров и конкурентен. Подавляющее большинство прорвавшихся на самый верх ярко заявило о себе до 16 лет. И даже это не есть гарантия для долгосрочного успеха. Поэтому никого туда не хочу толкать. Это выбор и риск каждого.
И с другой стороны - для того чтобы играть и получать удовольствие от процесса изучения Игры - жесткие планки не нужны. Желательно только не забыть что жизнь больше шахмат и прекрасное увлечение должно в ней помочь, а не заменить.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 20. 08. 2022, 04:28:22
Продолжил Георгий:

Опрос о реалистичном бюджете. Напомним, что цели у каждого свои. Напомним, что мы говорим о среднем бюджете в месяц. Включаем занятия, турниры, материалы и прочие расходы.
Деликатная вещь. Огромная и очень разная страна, разные кошельки….
28% - 30-50 тысяч
24%- 50-100 тысяч
24% - 10-30 тысяч
12% -100-300 тысяч
Это 88% проголосовавших.
Не знаю насколько кому интересны мои комментарии. И все же чуть-чуть.

Думается, что основной  статьей расходов является поездка на турниры. Дорога, проживание, сопутствующие расходы. Как минимум на 2х человек.
Если мы говорим о Москве и нескольких других городах, в этом плане наверное чуть-чуть легче. Потому как так или иначе некий календарь соревнований внутри города позволяет ездить меньше.
Правда, стоимость тренерских услуг да и вообще всех в большом городе выше.
Правда сейчас обучение чаще всего он-лайн. Уж не мне точно его ругать. Но понятно что если параллельно ему есть сильные очные группы- это опять-таки преимущество. И скорее всего крупных городов.
Один классический турнир в месяц, некоторое количество рапидов, блицев. 8-20 групповых занятий в месяц, 4-12  индивидуальных занятий в месяц… Это я привёл пример спортсмена занимающегося прилично, но без фанатизма….
Рад буду комментариям.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 15. 01. 2023, 11:46:18
Ура!

Костьев Александр Николаевич
Президент Международного школьного шахматного союза
Директор Международного Центра Шахматного Образования

«В шахматах, как и в любом другом виде
спорта, очень важны регулярные тренировки.
Занятия с тренером, в группе — это хорошо.
Но этих двух-трех, максимум четырех, занятий
в неделю недостаточно для того, чтобы
добиваться серьезных результатов. Шахматист
должен приучить себя к систематической
самостоятельной работе. В этом смысле
тренинг будет хорошим подспорьем».


https://chesskingdom.ru/

Да там и сама Светлана Эммануиловна на этом сайте!


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 15. 01. 2023, 11:48:43
Не выдержал Папа Шахматиста, пишет и Артёма, и всех своих деток.
По 990р с носа всего!

15 ЯНВАРЯ 2023
"Шахматное королевство" приглашает на онлайн-тренинг
Занятия стартуют 22 января

На сайте "Шахматного королевства" 22 января стартуют видеомарафоны и разминки.

Видеомарафон – это 10-дневный обучающий шахматный интерактивный онлайн-тренинг, сделанный максимально похожим на работу с преподавателем. Каждый день дается полноценный интерактивный урок - теоретическое видеообъяснение конкретной темы, например, как поставить мат ферзем или как разыграть конкретный пешечный эндшпиль.

Будет представлено 6 видеозаданий с вопросами. На каждый ответ – и правильный, и неправильный – дается полноценное видеообъяснение преподавателя. Два задания будут на игру против компьютера. Цель – победить компьютер, используя полученные знания.

Для прохождения урока каждый день потребуется 30–40 минут времени. Проходить их можно в любое удобное время в течение дня. За правильно решенные задания даются баллы, а для легкой соревновательной атмосферы поддерживается рейтинг участников.

Будет доступно несколько видеомарафонов для учеников разного уровня:

"Видеомарафон 1" - Элементарные окончания и маты (ферзем, ладьей, двумя слонами), а также простейшие окончания – как выиграть с лишним материалом или ферзем против пешки и других фигур. Этот марафон лучше всего подойдет для безразрядников и игроков 3–4 разряда.

"Видеомарафон 2" - Пешечный эндшпиль. Здесь будут рассмотрены разные теоретические аспекты окончаний: правило квадрата, оппозиция, дальняя оппозиция, несколько пешек против одной. Пешечные окончания встречаются в партиях довольно часто, и этот навык будет востребован. По сложности этот марафон лучше всего подойдет для спортсменов 3–4 разряда, но и всем остальным он также может быть интересен.

"Видеомарафон 3" - Пешечный эндшпиль-2. Здесь разбираются более сложные варианты пешечных окончаний. По сложности этот марафон лучше всего подойдет для 2–3 разряда и выше.

"Видеомарафон 4" - Ладейный эндшпиль. Здесь будут рассмотрены различные варианты ладейных окончаний. По сложности этот марафон лучше всего подойдет для 1–2 разряда и выше.

Разминки – это тренинговый формат, нацеленный на то, чтобы настроиться на эффективные занятия и игру на турнирах. В течение 10 дней участники решают задачи на мат в несколько ходов.


https://ruchess.ru/news/all/shakhmatnoe_korolevstvo_priglashaet_na_onlayn_trening/


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Drinkenman от 30. 03. 2023, 01:20:13

Но всё это сущие цветочки в сравнении с одним весьма уважаемым и полезным для общества занятием, которое при должной интенсивности за весьма непродолжительное время превращает даже очень сильного шахматиста в мальчика для битья. Речь идёт о работе детским тренером.

Сущая правда. За 6 лет тренерской деятельности совсем отупел, уровень упал примерно со скромных 2200 до ужасных 1900-2000
Но есть обратная сторона. Маленьких детей очень много. И учить ставить мат ферзем и королем намного выгоднее, чем писать книги, заниматься с КМСами и учавствовать в турнирах


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 30. 03. 2023, 01:21:56

Но всё это сущие цветочки в сравнении с одним весьма уважаемым и полезным для общества занятием, которое при должной интенсивности за весьма непродолжительное время превращает даже очень сильного шахматиста в мальчика для битья. Речь идёт о работе детским тренером.

Сущая правда. За 6 лет тренерской деятельности совсем отупел, уровень упал примерно со скромных 2200 до ужасных 1900-2000
Но есть обратная сторона. Маленьких детей очень много. И учить ставить мат ферзем и королем намного выгоднее, чем писать книги, заниматься с КМСами и учавствовать в турнирах

Все тренеры в один голос об этом говорят. С малышами тупеешь, но это гораздо выгоднее..


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 31. 03. 2023, 07:19:58
О стримах. Ну пусть пока сюда:

Ксения Гусева, [31.03.2023 11:58]
Точно есть интересные проекты. Но к сожалению русскоязычная аудитория в мире только сокращается. Плюс монетизация ограничена. Плюс похоже скоро не будет ютюба.

Sergey Yarikov, [31.03.2023 13:07]
Вот есть Официальный Форум РШФ.
Но почему нет Официального Блога РШФ?
А неофициальные народу и не нужны!

Сергей Козелло, [31.03.2023 15:39]
Небольшой вопрос: имеется в виду именно блог, текстовый журнал, или всë-таки видео-журнал, стрим?

Георгий Кастанеда, [31.03.2023 15:43]
В самом широком смысле).

Сергей Козелло, [31.03.2023 15:58]
Левитов с Шимановым, Шипов с Филимоновым, Омариев, Макарычевы, Морозевич с Фоминых, Дарья Филиппова, Соломаха, и ещё несколько десятков передовиков шахматного блоггерства несут искусство в массы. К сожалению всех не смогу назвать, но все стараются от всей души.


Ждёт Папа сегодняшний обучающий стрим, интересно, чему научат:



Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 03. 04. 2023, 09:55:34
Давно пора!

BRIEF, [26.03.2023 20:25]
Крупная издательская компания HarperCollins провела ревизию романов королевы детектива Агаты Кристи и внесла (https://rg.ru/2023/03/26/v-britanii-perepisyvaiut-romany-agaty-kristi-dlia-chuvstvitelnyh-chitatelej.html) «множество изменений» в ее книги в соответствии с современными западными стандартами о толерантности.
Например, из романа «Смерть на Ниле» исключили слово «восточный», а также отредактировали реплику Мисс Аллертон о надоедливых детях. В подлинном тексте сказано: «Они возвращаются и пялятся, и пялятся, и их глаза просто отвратительны, как и их носы, и я не думаю, что на самом деле люблю детей». А в обновленной версии этот отрывок выглядит так: «Они возвращаются и пялятся, и пялятся. И я не думаю, что на самом деле люблю детей». Кроме того, издатель исключил упоминание нубийцев так, что теперь «нубийский лодочник» превратился в простого «лодочника». «Черного и ухмыляющегося» слугу слегка обезличили и больше не характеризуют по расовому признаку - отныне он просто «кивающий». Изменения коснулись и других детективов, в том числе о мисс Марпл, например, «индийский темперамент» судьи в одном из романов заменили на просто «темперамент». Попутно издатели «очистили» тексты писательницы от оскорбительного в западном обществе слова «ниггер».



Довольны детские шахматные тренеры:

«Они возвращаются и пялятся, и пялятся, и их глаза просто отвратительны, как и их носы, и я не думаю, что на самом деле люблю детей» (Мисс Аллертон, Агата Кристи)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Drinkenman от 04. 04. 2023, 02:54:41
До чего же хороши лекции Константина Сакаева! Как он хорошо поднимает предмет под названием "шахматы"!
Очень жаль, что я на его сайт наткнулся недавно. Сейчас постоянно детям покупаю
П.С. набрал пиво с рыбой, собираюсь смотреть несколько лекций, перенимать опыт )))


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 04. 04. 2023, 03:19:40
До чего же хороши лекции Константина Сакаева! Как он хорошо поднимает предмет под названием "шахматы"!
Очень жаль, что я на его сайт наткнулся недавно. Сейчас постоянно детям покупаю
П.С. набрал пиво с рыбой, собираюсь смотреть несколько лекций, перенимать опыт )))

А Фаррух?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: KKK от 04. 04. 2023, 03:41:13
До чего же хороши лекции Константина Сакаева! Как он хорошо поднимает предмет под названием "шахматы"!
Очень жаль, что я на его сайт наткнулся недавно. Сейчас постоянно детям покупаю
П.С. набрал пиво с рыбой, собираюсь смотреть несколько лекций, перенимать опыт )))
Малыш много раз бывал на сборах с Сакаевым. Восторженно выражаться он не умеет)), но по крайней мере никогда не жаловался.
В отношении некоторых других тренеров говорил, что занятия с ними бесполезны. Но тут такого не было. Уже комплимент)))


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Sergeev от 04. 04. 2023, 04:39:23
А какое удовольствие с ним играть! Я бы ему еще партий пять проиграл...  ;D с разбором..
Халифман, Витюгов, Сакаев.... умнейшие люди.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Drinkenman от 04. 04. 2023, 06:57:35
Опыт перенял вместе с пивом, вернулся на форум


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Drinkenman от 04. 04. 2023, 06:58:10


А Фаррух?
Ну у всех на занятиях не побываешь


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Drinkenman от 04. 04. 2023, 06:59:52

Малыш много раз бывал на сборах с Сакаевым. Восторженно выражаться он не умеет)), но по крайней мере никогда не жаловался.
В отношении некоторых других тренеров говорил, что занятия с ними бесполезны. Но тут такого не было. Уже комплимент)))
Я уже выражал свое мнение. Есть у меня условные 2150. Когда я смотрю лекции Сакаева, я понимаю, что в шахматы я играть не умею совсем (так оно и есть)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Drinkenman от 04. 04. 2023, 07:03:43
Вот ей Богу, у меня дома обалденная шахматная библиотека (не самая большая, но вполне неплохая), и тренер дома (я), нет детям видеоуроки Сакаева подавай


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа Шахматиста от 17. 12. 2023, 07:03:15
И тут мы очень довольны, оказывается, не только в шахматах:

Карякин. Zа спорт! 🇷🇺 🇷🇺 🇷🇺, [16.12.2023 22:57]
Думаю, вы знаете, что последнее время я пристально слежу за тем, что происходит в хоккее. Просто потому что мой сын профессионально занимается хоккеем. Карякин младший тренируется 4-5 раз в неделю, плюс игры!

Сегодня на одном из детских турниров произошло недопустимое ни в одном виде спорта. На льду  выясняли отношения команда Крыльев Советов и молодая команда Красной Машины Юниор. Дети 2016 года.

Красная машина вела в счете. Что спровоцировало тренера Крыльев советов напасть на тренера Красной машины и избивать его на глазах у детей, родителей и всех зрителей, я не знаю. Но поведение это совершенно неспортивное! Такое недопустимо ни в какой ситуации!

Мой сын так же играет за команду Красная Машина Юниор, но в это время находился на другом турнире, хорошо что он не видел этого безобразия!

😡😡😡

Zа честный спорт!