В шахматах при обучении тактике еще есть какие-то понятные аналитические приемы: обычно анализ взаимного расположения фигур, что позволяет организовывать тактическую игру, а не простым перебором ходов находить комбинационное решение.
А вот каким образом происходит обучение позиционной игре (если оно вообще целенаправленно у кого-то происходит) не вполне понятно.
Позиционной игре можно обучать. Важно четко понимать чему обучать? А чтобы ответить на этот вопрос нужно определить что есть позиционная игра.
А дело в том, что в основе позиционной игры лежит построение плана. А при построении плана нужно другое мышление. Мы исходим не из той позиции, которая у нас на доске, а из воображаемой - что мы хотим видеть на выходе. А план, в свою очередь, основывается на оценке позиции. Ибо наши хотелки могут быть какими угодно, но если они не соответствуют уже тому положению, которое мы имеем, то они с огромной вероятностью так хотелками и останутся.
Все так, об этом еще Стейниц писал. План = действие по усилению позиции (или несколько действий). А какое действие нужно проводить вытекает из оценки. А вот оценка и есть ни что иное как анализ. (Оценка = анализ). Даже начинающие дети зачастую имеют оценку, пусть и примитивную, но имеют. А некоторые эту оценку используют. Отсюда следует вывод - анализ присутствует (у некоторых). Так что такое позиционная игра? Точнее составляющие позиционной игры.
А если по теме - то не шахматы учат анализировать, а для игры в шахматы с определенного уровня, шахматистов приходится учить анализировать.
При этом вот еще на уровне современного первого разряда и чуть выше (то что я видел) анализ зачастую сводится к алгоритму (у того же Чехова кажется и где-то еще): сравнить материал, оценить активность фигур (почти механически), оценить положение короля и пр. - в пределах 10 пунктов. Да, и еще определенное кол-во наигранных/разобранных партий играет роль, чтобы видеть параллели и понять, сработает или нет план из предыдущих партий.
Выделенная фраза очень точная, на мой взгляд.
По поводу алгоритма. Мы еще на занятиях с Чеховым обсуждали и приводили доводы, что его алгоритм не работает. Слишком большой алгоритм, шахматист так за доской не работает, а мы хотим чтобы дети каждым ходом или даже в узловые моменты механически перебирали все пункты оценки. А определение узловых моментов никак не описывается, находим по наитию.