Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Учат ли детские шахматы анализировать  (Прочитано 14393 раз)
R00T
Гость
« Ответ #45 : 15. 10. 2014, 10:43:10 »

Если сравнивать с математикой, то это же примерно, что "анализ" функции в школьной алгебре - ООП, ОДЗ, минимумы, максимумы, точки пересечения осей и пр. - набор заученных по пунктам действий. До настоящего анализа тут очень далеко.
Для этого же есть термин - "начала анализа". Некоторый набор действий, которые включаются в анализ и (первое время) механически выполняются учеником. А потом у всех по разному... Начиная с какого-то момента, выполнение этих действий будет подчинено цели - провести именно анализ функции, похожие функции начнут восприниматься как множества функций и т.д. И кто-то на выходе станет математиком и по формульной записи сложной функции (без определения ООП, ОДЗ, производных) сможет сказать о ее поведении все, что потребуется. Поэтому ООП, ОДЗ, минимумы, максимумы, точки пересечения осей - это примитивный анализ, просто не все ученики (да и учителя) поймут зачем он нужен.
Ну вот в шахматах на уровне 1го разряда (современного) - те же "начала анализа", выходит? Т.е. механические действия?
« Последнее редактирование: 15. 10. 2014, 10:46:49 от R00T » Записан
Норкин_Алексей
Гость
« Ответ #46 : 15. 10. 2014, 10:56:27 »

В шахматах при обучении тактике еще есть какие-то понятные аналитические приемы: обычно анализ взаимного расположения фигур, что позволяет организовывать тактическую игру, а не простым перебором ходов находить комбинационное решение.
А вот каким образом происходит обучение позиционной игре (если оно вообще целенаправленно у кого-то происходит) не вполне понятно.

Позиционной игре можно обучать. Важно четко понимать чему обучать? А чтобы ответить на этот вопрос нужно определить что есть позиционная игра.

А дело в том, что в основе позиционной игры лежит построение плана. А при построении плана нужно другое мышление. Мы исходим не из той позиции, которая у нас на доске, а из воображаемой - что мы хотим видеть на выходе. А план, в свою очередь, основывается на оценке позиции. Ибо наши хотелки могут быть какими угодно, но если они не соответствуют уже тому положению, которое мы имеем, то они с огромной вероятностью так хотелками и останутся.
Все так, об этом еще Стейниц писал. План = действие по усилению позиции (или несколько действий). А какое действие нужно проводить вытекает из оценки. А вот оценка и есть ни что иное как анализ. (Оценка = анализ). Даже начинающие дети зачастую имеют оценку, пусть и примитивную, но имеют. А некоторые эту оценку используют. Отсюда следует вывод - анализ присутствует (у некоторых). Так что такое позиционная игра? Точнее составляющие позиционной игры.
А если по теме - то не шахматы учат анализировать, а для игры в шахматы с определенного уровня, шахматистов приходится учить анализировать.
При этом вот еще на уровне современного первого разряда и чуть выше (то что я видел) анализ зачастую сводится к алгоритму (у того же Чехова кажется и где-то еще): сравнить материал, оценить активность фигур (почти механически), оценить положение короля и пр. - в пределах 10 пунктов. Да, и еще определенное кол-во наигранных/разобранных партий играет роль, чтобы видеть параллели и понять, сработает или нет план из предыдущих партий.

Выделенная фраза очень точная, на мой взгляд.
По поводу алгоритма. Мы еще на занятиях с Чеховым обсуждали и приводили доводы, что его алгоритм не работает. Слишком большой алгоритм, шахматист так за доской не работает, а мы хотим чтобы дети каждым ходом или даже в узловые моменты механически перебирали все пункты оценки. А определение узловых моментов никак не описывается, находим по наитию.
Записан
YNV
Global Moderator
Свой человек
*****
Сообщений: 155


« Ответ #47 : 15. 10. 2014, 11:04:10 »

Где-то так, хотя у 1-го разряда большой диапазон и на выходе из него, на первое место выходят не механические действия, а умение "видеть параллели и понять, сработает или нет план из предыдущих партий".
Примерно, как если дать задачу на определение числа экстремумов у функции. Школьник решит ее с помощью алгоритма, сделав примитивный анализ. Математик, скорее всего, даже производной брать не будет, но ответ даст быстрый и корректный.
« Последнее редактирование: 15. 10. 2014, 11:13:58 от YNV » Записан
YNV
Global Moderator
Свой человек
*****
Сообщений: 155


« Ответ #48 : 15. 10. 2014, 11:13:18 »

Цитировать
По поводу алгоритма. Мы еще на занятиях с Чеховым обсуждали и приводили доводы, что его алгоритм не работает. Слишком большой алгоритм, шахматист так за доской не работает, а мы хотим чтобы дети каждым ходом или даже в узловые моменты механически перебирали все пункты оценки.
В партии времени не хватит, это ясно. Вопрос о том, пригоден ли данный алгоритм для обучению анализу на достаточном количестве модельных примеров. То, что потом наступит "свертка", и алгоритм будет применяться неосознанно (избирательно), это вещь понятная. Но алгоритм при этом должен быть верный.
Записан
KKK
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 9881


« Ответ #49 : 15. 10. 2014, 11:27:49 »

Вопрос о том, пригоден ли данный алгоритм для обучению анализу на достаточном количестве модельных примеров.
Алгоритм то как раз ничему не учит. Подставьте циферки в формулу и получите правильный ответ.
Когда говорят, что шахматы учат анализировать, подразумевают, что они учат думать самостоятельно, а не подставлять циферки в формулы.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #50 : 15. 10. 2014, 11:49:03 »

Рассчитывать и анализировать - это разные действия.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 7806


« Ответ #51 : 15. 10. 2014, 12:44:27 »

Вопрос о том, пригоден ли данный алгоритм для обучению анализу на достаточном количестве модельных примеров.
Алгоритм то как раз ничему не учит. Подставьте циферки в формулу и получите правильный ответ.
Когда говорят, что шахматы учат анализировать, подразумевают, что они учат думать самостоятельно, а не подставлять циферки в формулы.
Не нужно подменять термины-и все будет хорошо Улыбающийся. Под анализом (в любой сфере деятельности) называется выделение главных (наиболее важных) элементов системы. А делается такое выделение по стандартной (но хорошей) схеме или каждый раз выдумывается "самостоятельная" схема, вообщем то без разницы. Проблема шахмат, также как и любой серьезной интеллектуальной деятельности в том, что кроме анализа нужно еще много других умений....

Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в: