По поводу этого фильма, и вообще по поводу глобальной темы - способности, мотиваций, труд, попа-часы и всего этого комплекса...
Короче. Я тут провёл вот такой эксперимент. Меня несколько удручили результаты, но не более того. Да даже (в общем) уже и не удручили фактически, но про смысл я вам расскажу. В своё время (когда я учился программировать в VB и когда я ещё там-сям горе на работе (зачем?) и делал прорву всевозможных лишностей) я за один вечер примерно написал вот такую простенькую программку.
http://chessvdk.ru/vcs.files/Board.rarКак мне тогда мыслилось (идиоту) она предназначалась для начинающих детей. Тот раздел, где надо конём все поля обойти... Не... Я понимаю, что это не самая простая задача, но и она не запредельная вообще-то. У меня есть четверо ребят, у которых иногда получается, после того, как я им рассказал простой алгоритм, но в основном я так... Эту часть использовал, чтобы отгоршковых конём учить ходить, но теперь это навсегда стало для меня не актуальным.
Но речь не о том. И вот там есть третий раздел, где доска убирается вообще, тебе показывают поле - например d5 и надо просто выбрать из двух вариантов - белое или чёрное. Потом показывают следующее поле и так далее. Ну там ещё можно уровни выбирать по сложности. Всё как в примитивной игрушке.
Теперь самое главное. Нормально играющие в шахматы дети просто помнят какого цвета какое поле. И я помню. То есть (вспомните фильм) у меня (и у них) уже где-то там - в гипокампе - ни в гипокампе какая хрен разница -это уже заложилось и даже не от каких-то специальных тренировок, а просто от того, что человек видел доску много раз в жизни и смотрел на неё не как баран.
Однако, однако... Существует ещё и другой способ. И он очень простой. Надо только чуть-чуть уметь считать.
Что я сделал. Я собрал группу детей и (внимание) там были дети от начинающего наглухо 11-тилетнего мальчика до скажем так уверенных и нелиповых второразрядников (не по новой ЕВСК и не по старой ЕВСК) э-э-э-э... Видите как сложно объяснить? А надо не так. Там были дети от московского рейтинга 1000 до 1600 с хвостиком. Видите, и всем всё понятно сразу.
Я объяснил им чисто математический подход к проблеме и... в своём духе... В моём духе это выглядит так, что:
Чессанутым родителям стоит пропустить следующий абзац - я очень плохой тренер для чессанутых - я детей ещё и образовывать пытаюсь, хотя это в принципе без толку уже всё равно.
1. Дети узнали немного про Рене Декарта, который придумал координаты на плоскости.
2. Дети узнали про Филиппа Стамму, который предложил использовать это для записи шахматной партии.
По ходу пьесы я им рассказал в каком веке жил Декарт и в каком Стамма и сколько лет прошло пока одно совершенно новое знание не трансформировалось в другую сферу, а теперь вы такие материи сложные (!) в школе учите, а те, кто в шахматы играть приходит, даже раньше, чем в школе.
Короче. Дальше я им сказал, что не важно - почему Стамма решил делать букву и цифру, а не две цифры, но это ненамного усложняет дело.
Просто надо уметь считать до 8 и знать начало латинского алфавита (всех этих чад наша школа плющит английским, некоторых потом англиский плющат дополнительно - ну всё как обычно).
И тогда
a=1
b=2
c=3
d=4
e=5
f=6
g=7
h=8
Дальше даже чтобы упростить совсем (а я был не уверен, что им ещё складывать будет легче) я пошёл поперёк математики несколько и сформулирова как можно проще.
Алгоритм получился такой.
Вам показали поле
1. Переводите букву в цифру
2. Смотрите - чётное или не чётное число (мы это тоже вспомнили)
3. Смотрите вторую координату (чётная или не чётная)
4. Далее. Если обе координаты чётные или обе нечётные, поле чёрное. Если чётность у них разная - поле белое.
Вообще-то строже надо было так делать.
4. Сложите координаты и если число нечётное, то поле белое, если чётное, то поле чёрное, но я (как уже писал) был уверен, что ввод в эту дивную историю операции сложения вместо сравнения не есть упрощение задачи.
А потом мы перешли к практике...
Один мальчик (у которого 1600 +) тут же сделал это просто на раз. И он конечно же не занимался хренотой математической а просто как автомат фактически жал на кнопки и жал совершенно точно.
Но дальше всё пошло намного хуже. У второго по силе мальчика было нерабочее настроение. Да. Ну вот так. У него через раз. Просто было в лом... Так как тот делать, он (видимо) не на столько может, а напрягаться... В лом! в лом! Ну... воскресенье опять-таки...
А потом началась полная катастрофа... И тут на какой-то та раз (а я на них рассердился немного и сказал что-то такого плана, что вот пока столько то правильно не сделаете подряд, то играть не сядите, кто сдеает - за доску и партию играть. Нормальную партию. Это я чтобы понятно было. Потом я разбираю их игры. Ну и так далее...
Тут даже этот засранец (который может но не хочет немного зачесался и как-то сделал одолжение на минимальном уровне... а вообще-то вот таких способных в общем ребят, которым вот так в лом, им надо периодически извините наподдать, чтобы мозги из пятой точки на своё место вернулись, но детей бить нельзя и не педагогично и вообще не правильно )
Но самое главное не в этом. Самое главное в начинающем мальчике. Он увидел это всё и на второй раз он... Он просто выполни задачу на уровне самого сильного ребёнка, только явно другим путём. Да. Он подольше думал, так как считал. Но он честно считал и у него всё получилось... Ну а потом...
Э-э-э-э... Женщины, я прошу прощения перед вами, это наверное у меня была такая выборка детей. Я никаких глобальных выводов не делаю вообще.
Но девочки, девочки...
Я сидел, смотрел на эти мучения и вспоминал навсегда осевший в мозгах случай из своей педагогической практики в школе.
Урок математики в 10-м классе. Тема производная многочленов.
Задача. Продифференцировать следующее выражение.
13*x в третьей степени + 7*x в квадрате - 65x + 8
И вот стоит у доски девушка. И не глупая девушка (она была отнюдь не самой худшей). Стоит и задумчиво держит в руке мел.
- Наташа, в чём проблема? Ты забыла как берётся производная от многочлена?
- Нет
- Расскажи что надо делать
- Надо коэффициент умножить на показатель степени и потом вычесть единицу
- А чём тогда дело?
(честно)
Тринадцать на три...
- Аа-а-а-а-а-а-а! (это у меня было в душе)
- Можешь на доске посчитать в столбик.
Она посчитала. Посчитала правильно.
Занавес.
Расскажите, как таких детей научить играть в шахматы хорошо?
Ну? Кто сможет?
И подумайте обо всём, что я написал...