Ну и если речь уж об этом пошла. Об узкоспециализированных вопросах современной педагогики, то пожалуйста. Переходим на научную (или псевдонаучную) почву.
Можете ознакомиться.
http://nashaucheba.ru/v25584/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_-_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%85_%D0%BD.%D0%BA._%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0,_%D0%BB.%D0%BD._%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE,_%D0%BA.%D0%BD._%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8FДальше на всякий случае если ссылка не откроется у кого...
На современном этапе для образовательного процесса характерен переход от адаптивно-дисциплинарной модели образования к личностно-ориентированной модели, который правомерно можно назвать движением к ненасилию. Развитие гуманистических теорий способствует внедрению идей ненасилия в учебные заведения. Но, несмотря на относительно высокий уровень разработки гуманистических технологий, они не всегда находят воплощение в реальной практике. Насилие, в скрытом, а иногда и в открытом виде присутствует в процессе обучения и воспитания учащихся.3
Скрытое насилие в области воспитания стало одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования. Насилие – самый лёгкий способ управления поведением детей. Речь идёт не только и не столько о физических наказаниях, сколько об управлении посредством методов и приёмов насильственной педагогики, активизирующих у детей чувства страха, стыда, уязвлённой гордости и самолюбия. Арсенал подобных методов велик и многообразен: от телесного наказания до безобидного, на первый взгляд, слова. С одной стороны, они облегчают управление детьми, но с другой – негативные последствия применения этих методов для здоровья, социализации и личностного развития подрастающего поколения могут быть непредсказуемы, а иногда и необратимы.
Изучение данной проблемы и собственная практика приводит психологов к выводу, что отрицательные эмоции, возникающие под воздействием насилия в воспитании, представляют огромную угрозу для психического состояния детей и подростков, результатом нарушения которого могут стать отклонения в физическом и умственном развитии воспитанников, снижение уровня социальной адаптации. Исследователи насилия над детьми в семье и в школе В.А. Захарчук и М.В. Горская видят в нём причину роста в России подросткового суицида. Многие авторы проводят прямую корреляцию между насильственным воспитанием детей и их стремлением к употреблению алкоголя и наркотиков, видят школьное и семейное воспитательное насилие в качестве основных причин роста правонарушений среди несовершеннолетних.4
Исходя из вышесказанного, нельзя не признать важность и своевременность обновления современной общеобразовательной школы любого типа, одной из ключевых позиций которого является гуманизация учебно-воспитательного процесса.
Наиболее адекватным идее гуманизации педагогическим течением, является педагогика ненасилия. Она представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком, основанное на признании ценности личности воспитанника, усилении его способности к позитивному самопроявлению, отрицании принуждения как способа взаимодействия с ребёнком, позитивной открытости воспитателя, обеспечении субъективной свободы выбора в деятельности. Ненасильственное воспитание помогает успешной социализации и развитию позитивной «Я-концепции» ребёнка, сохраняет здоровье, устанавливает тёплую психологическую атмосферу, основанную на положительных эмоциях.
Цель педагогики ненасилия – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения ко всему живому, решения конфликтов без использования насилия.
Педагогика ненасилия призвана решать следующие задачи:
1. Воспитание у обучающихся миролюбия, духа ненасилия:
развитие миролюбия, как способности к международному и межнациональному взаимопониманию, отрицание насильственных методов разрешения конфликтов;
ненасильственное отношение ко всему живому;
гуманное отношение к другим и к самому себе, развитие эмпатии и толерантности.
2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога и учащегося:
гуманизация существующих методов и форм работы в учебном заведении, во взаимоотношениях педагога и ученика;
разработка новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения.5
Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.
В качестве конкретных средств развития способности к ненасильственному взаимодействию в учебном заведении могут выступать уроки, внеурочные мероприятия, диспуты, дискуссии, анализ реально возникающих жизненных проблем, тренинги реального общения и взаимодействия и др.6
Для полной реализации педагогических условий должна быть создана ненасильственная развивающая педагогическая среда, в которой взаимодействие на всех уровнях образовательного процесса строится без использования открытых и скрытых форм принуждения. Развивающая среда способствует развитию личностного роста и духовного становления учащихся. Необходимо акцентировать внимание на взаимодействии между педагогом и учеником, т.е. осуществляется ли учебно-воспитательный процесс без принуждения: требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое рождает успех; ставка на самостоятельность учащихся.7
Наиболее точно принципы педагогики ненасилия сформулировал в своих психологических и педагогических трудах Ш.А. Амонашвили.
Вот главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником:
управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;
постоянное проявление веры в возможности и перспективы каждого ребенка;
сотрудничество с детьми в процессе обучения, открытость учителя;
свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику;
уважение и поддержка достоинства детей, что создает атмосферу взаимоуважения, формирует у детей этические нормы нравственного поведения в обществе, доверие, поднимает авторитет каждого ребенка, способствует воспитанию уважения в детском коллективе;
организация жизни и деятельности детей на уроке должна строиться на основе принятия детей такими, какие они есть, важно органически включать их активность в урок, который следует насыщать современной жизнью.8
Таким образом, образовательная траектория, построенная на принципах педагогики ненасилия, должна быть направлена на переориентацию педагогической практики, основой которой становится обращение к ребенку как высшей ценности, формирование положительной «Я-концепции» личности, создание условий психологической защищенности и эмоционального комфорта, становления ребенка как субъекта педагогического взаимодействия. Меняется и роль педагога: он должен помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для самоопределения и самодеятельности.
Естественно, что никакая реально существующая система воспитания не может обойтись без тех или иных форм давления на личность. Однако современная педагогика может и должна минимизировать подобное насилие над ребенком и создать условия для сочетания индивидуальных интересов с общественными потребностями.
Теперь ещё раз прочитайте этот текст вдумчиво применяя все концепции но с одной поправочкой. Речь идёт о подготовке успешного ребёнка-спортсмена и подумайте сколько из вышеизложенного скорее всего окажется вредным в смысле его эффективности в спорте.