Случайно встретил в VK на страничке одного шахматиста:
[/i]...Наткнулся на любопытную заметку известного тренера по теннису Ф.В.Филиппова. Не про шахматы, но многое актуально и для шахмат. Привожу несколько выдержек:
"Первым делом, запомните: тренер не может научить ученика играть в теннис. Научить, - в смысле — вложить знания или умения, - вообще ничему нельзя.
Да, тренер не может научить играть — зато он, и только он! – поскольку понимает о чем идет речь и способен ответить на заданные вопросы, может помочь научиться."
"Если всерьез собираетесь продолжать свои игры с теннисной судьбой:
тренеру нужно или абсолютно доверять.
Или – менять тренера. Доверие к тренеру проявляется во внутреннем убеждении в его правоте, вере в совместный успех, в готовности полностью довериться его знаниям, умению и опыту."
"Любовь к тренеру выражается не в словесных декларациях типа: ах, как нам с Вами повезло!
а в отношении к совместной работе,
в уважении к его мнению,
в заинтересованности в общем деле, внимании и старании,
в твердой уверенности в правильности пути и успешности итога, а, значит, в готовности вкладывать силы и старания.
Как ни обидно игроку, он должен смириться с тем, что тренер разбирается в теннисе больше, лучше и тоньше его — особенно на первых этапах игрового роста. Даже когда игрок выходит в мастера – это значит, что он уже научился отлично управляться с ракеткой, но еще не свидетельствует о глубинном понимании сути игры."
"Игрок должен понимать, что постоянного поступательного движение вперед и вверх не бывает:
-есть периоды заметного роста,
-есть периоды глубинного роста"
"Если же забираться в психологическую глубину отношений: главная причина разногласий родителей и тренера, - а иногда и проблем, - в том, что родители часто (гораздо чаще, чем следовало бы) рассматривают систему отношений на уровне: клиент-заказчик (родитель) – сфера услуг (тренер).
Отсюда зачастую поведение в стиле: мы вам платим (покупаем услугу) – вы нам должны выдать товар.
Но еще вопрос: кто кому делает одолжение!
И не хотят понимать при этом, что тренер (о котором мы говорим), во-первых, - если отношения их определяются джентльменским соглашением, а не контрактом, - родителям ничем не обязан, а потому ничего не должен, поскольку работает не ради денег, и значит, деньги - не аргумент и ими его не запугаешь, а держат его в данном, - многолетнем, между прочим, и не всегда безоблачном, - процессе не заработок, а перспективы (порой, туманные) ученика, его способности, отношение к делу, старание, и желание достичь творческого успеха вместе с ним.
Во-вторых, тренер прекрасно осознает, - часто это его не первый тренерский опыт, - что если один из углов треугольника, о котором речь ниже, не держит (здесь – родители), то и вся конструкция развалится."
"Как ни обидно признавать родителям, но тренер непосредственно в теннисе разбирается больше их, - даже когда родители тоже способны перекидывать мячик через сетку, - и роль родителей в этой системе не тренерская, а менеджерская. ...
А лезть в дело тренера и интересоваться этим делом – вовсе не одно и то же. Тренер же не советует вам как вам вести свой бизнес: даже если имеет на это личный взгляд (возможно, и не самый глупый)."
"Тренер намечает цели, но не обещает светлого будущего.
Наметанный глаз опытного тренера способен весьма быстро поставить неутешительный диагноз, но только дурак или «тренер» будет вам гарантировать большие успехи.
Тренер может сказать только — стоит пытаться или нет?"
Но полностью все это прочитать еще интереснее:
http://sportdosug.ru/archives/2035#more-2035