Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: 1 [2] 3 4 5
  Печать  
Автор Тема: Тренерская методика  (Прочитано 35180 раз)
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #15 : 08. 04. 2018, 07:44:33 »

Да простят миня дети Смеющийся:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал Крутой
Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится.
   Если честно то мне тоже не нравится и в данном случае это просто "работа по накатанной"-взяли проверенную книгу (я на себе в "юные"годы проверил ее эффективность) и пошли "штурмовать" и долбить от начала до конца...  Вынужденнная мера-или пришлось бы перейти на систему Фишера-Карякина с освобождением от школьных занятий для всемерного сосредоточения на шахматах Смеющийся В идеале же и -подчеркиваю-ВЕРНО (в том числе по примитивным приемам педагогики)раскладывать на составляющиее,пытатсяся внедрить в сознание  два компонента по отдельности а уже после переходить к комбинированому решетальсту-что впрочем не столь уж и сложно и в данном случае  я несколько неправ (банально:что ученик является несистемно и сумбурно что я не имею досконально  подготовленых  обкатаных материалов ввиду того что я не  детский тренер )
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4076



WWW
« Ответ #16 : 08. 04. 2018, 08:15:33 »

Да простят миня дети Смеющийся:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал Крутой
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.

"Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть...

Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 7806


« Ответ #17 : 09. 04. 2018, 02:25:15 »

Да простят миня дети Смеющийся:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал Крутой
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.

"Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть...

Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша
Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео,  но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4076



WWW
« Ответ #18 : 10. 04. 2018, 03:58:51 »

Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео,  но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.

Так я и говорю, такая проблема возникает только, если пытаются перескочить через предыдущий, "подводящий" этап решения тематических задачек... Даже легкие задачки не стоит пропускать, цель - не только освоение метода, но и "закачка" шахматных картинок в подсознание...
« Последнее редактирование: 10. 04. 2018, 04:36:48 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #19 : 14. 04. 2018, 06:05:16 »

В проработке Нейштадта набрели на такую вот позицию:

Элементов интересных оказалось много,для решения конечно сложновато но просто изучить-просмотреть  раскручивание маховика атаки черных очень познавательно
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4076



WWW
« Ответ #20 : 14. 04. 2018, 08:51:16 »

Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #21 : 15. 04. 2018, 05:03:05 »

Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
В этой теме обсуждается методика-ну и позиции специально подобраные это как-бы часть той самой методики и порядок,  особенности изучения тоже имеют вероятно какое-то значение:вот здесь методом арифметики предлагаю высчитать кол-во применяемых игровых приемов при тактической операции черных(и соответственно делать какието выводы исходя из этой статистики) Показывает язык
« Последнее редактирование: 15. 04. 2018, 05:04:43 от Вадим2 » Записан
Александр Невский
Новичок
*
Сообщений: 10


« Ответ #22 : 29. 07. 2018, 01:15:01 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся

По ладейникам посмотрите две методички Терехина:
https://www.twirpx.com/file/1426815/
https://www.twirpx.com/file/1426712/

Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1.

Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции.
https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники...

Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!

По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4076



WWW
« Ответ #23 : 29. 07. 2018, 09:40:51 »

По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...

Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку...

Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания В замешательстве В замешательстве

На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического  материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" Грустный Грустный. Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания  нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200.

Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция  из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях.

Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" Смеющийся Смеющийся Смеющийся. Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии Шокированный

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном Крутой Крутой. Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?


* Этюд Григорьева 1.png (756.06 Кб, 603x647 - просмотрено 1178 раз.)
« Последнее редактирование: 30. 07. 2018, 02:21:29 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 48707


Поддержать наш проект? РНКБ Мир 2200020718521968


« Ответ #24 : 31. 07. 2018, 02:43:49 »


Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном Крутой Крутой. Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?

Маленький Артём (1700+ или 1800-, это как посчитают) прочел Вашу публикацию (он их все читает, многоуважаемый Марк) и попросил вставить свои три копейки.
Мат слоном и конем ему уже дважды за год пригодился. И ещё дважды он наблюдал на турнирах, как на соседних досках его не ставили, потому что не учили..

А вот коротко его собственная "тренерская методика" (спорная, но кое-что может быть полезно):

1) практика, практика и ещё раз практика. Классика, рапид, но не брезговать и блицем;

2) два-три хорошо изученных дебюта, желательно боковые реже применяемые варианты - с их помощью он нередко загонял в тупик и 1900-2100;

3) если читать только одну шахматную книгу, то учебник эндшпиля Дворецкого. С его помощью собрал массу очков в теоретически (при правильной игре) ничейных позициях и вытягивал не раз безнадежные партии;

4) психологическая устойчивость (безумно важна!). Редко переживает из-за проигрышей - это же всего-лишь игра..


По п.3 Артём тоже не раз отмечал, что даже взрослые дядьки 2200+ иногда "несут такую пургу" в эндшпилях.
Ну вот почему?
Записан
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #25 : 25. 10. 2018, 11:30:08 »

Про изолированую пешку  ГМ Добров:
https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8
Записан
Энергетик
Абориген
*****
Сообщений: 572


« Ответ #26 : 14. 01. 2019, 06:58:05 »

Первая партия не с нашим ЭТЮДовцем случайно?
Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 48707


Поддержать наш проект? РНКБ Мир 2200020718521968


« Ответ #27 : 02. 10. 2020, 11:32:05 »

Записан
NKNforever
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 20078


« Ответ #28 : 02. 10. 2020, 01:03:23 »

Просто больше болтайте с детьми , гуляйте , спорьте , вместе готовьте и убирайте . Вот и весь рост вам будет. Меньше думайте о личностном росте . Вырастет тот , кто эмпатичен , то есть умеет отзываться на другого человека. . Книжки вместе читайте
Записан
ppp
Постоянный житель
****
Сообщений: 467


« Ответ #29 : 02. 10. 2020, 03:12:32 »

Баланс определенный нужен и некая самоотдача - чем ты пожертвовал для своего ребенка сегодня??  Шокированный

Вот моему старшему 19 и он живет в другом городе. Так ведь каждый день по 5 раз сам звонит, рассказывает что у него происходит.
Иногда мне реально некогда - по работе занят, приходиться обрывать разговор, а он все продолжает и продолжает, остановиться не может.Улыбающийся

Младшему 9 и шахматы у него пошли не так чтоб очень. Ну был в Сиднее в 10-ке, но интереса сильного не было. Но что ему нравится - это собирать Лего. Лет в 6 мог такую сложную конструкцию поднять, мне и сейчас не осилить. Результат - нашел ему что-то типа коммерческого дома пионеров. Занимается там всеми школьными предметами по углубленной программе, плюс робототехникой. Их команда на последних соревнованиях заняла 5-ое место в мире.  Шокированный

Чем расплачиваюсь? Натурой понятно. Смеющийся У владельцев дома пионеров - четверо детей. Занимаюсь с ними шахматами. Двое мальчиков уже умеют матовать слоном и конем с минутой на часах. Вот недавно новый эндшпиль решили поднять - ферзь против ладьи. Честно скажу, сам раньше не знал как играть. И вот старший мальчик бьет меня уже в этом эндшпиле.  Крутой
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 5
  Печать  
 
Перейти в: