Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
Сообщений: 48707
Поддержать наш проект? РНКБ Мир 2200020718521968
|
|
« Ответ #412 : 17. 06. 2019, 01:09:16 » |
|
Большая статья Вайсмана на фейсбуке. Ссылку не нашли, нашли статью:
7 июня в 20:32 Заслуженный тренер Украины Александр Вайсман.
Как становятся сильными гроссмейстерами.
В статье автор сделал попытку затронуть “болевые” точки вопросов становления, развития и совершенствования шахматиста, рассказать о некоторых проблемах недостаточно разработанных, или совсем не освещённых в шахматной литературе. В ней нет рецептов на все случаи жизни- скорее всего это взгляды автора на методы совершенствования шахматиста, примеры и случаи из тренерской практики.
Что нужно иметь, чтобы регулярно выигрывать шахматные сражения? Прежде всего, дар Божий - специфический «шахматный» талант. Талант этот может быть больше или меньше, но если его нет, то на вершину шахматного Олимпа не взобраться. Здесь не поможет ни фанатизм в работе над изучением шахмат, ни участие в многочисленных турнирах. Талант можно только развить. Дать его даже самому старательному и трудолюбивому ученику не может никакой тренер. Шахматы – мудрая и благодарная игра. Те, кто хоть не-много занимался ими серьёзно, а потом занятия прекратили, вырабатывают навыки, которые оказываются очень по-лезными в жизни. Один выдающийся тренер рассказывал мне о беседе с «новым русским» (есть сейчас такой модный термин для быстро разбогатевших бизнесменов в России), отцом одного из его учеников. После нескольких занятий тренер убедился, что мальчик, по его мнению, не может вы-расти в сильного шахматиста, и сказал об этом отцу. В ответ он услышал: « - А мне и не нужно чтобы сын стал сильным гроссмейстером! Мне нужно чтобы он научился мыслить, предусматривать и учитывать возможные действия партнёров, принимать самостоятельные решения и осуществлять их на практике». Отец посредством шахмат хотел подготовить своего сына к жизни в мире бизнеса! Бизнесмен понял то, что люди, длительное время работаю-щие в области, шахмат, чувствуют подсознательно, - шахматы это модель жизни! Я всегда говорю моим уче-никам, что, если будет доказано внеземное происхождение жизни, то будет доказано и внеземное происхождение шахмат.
Что такое шахматный талант? А что такое талант вообще? Здесь мне вспоминается история времён недавнего коммунистического прошлого. Я шёл по центральной улице города Киева и увидел книгу с произведениями великого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Для Украины того времени, где процветал махровый антисемитизм, появление такой книги было очень неожиданным, и, взяв её в руки, я начал читать предисловие, написанное великим украинским писателем Остапом Вишней. Предисловие занимало две страницы, но я не мог ничего найти о содержании книги и её авторе. Остап Вишня рассуждал о том, что такое талант, о значении и необходимости огромного труда для та-лантливого человека. Оставалось прочитать последний аб-зац, состоящий из всего из двух предложений. Первое зву-чало так: «Так що ж це таке талант? Це коли вiн е, тодi вiн е, а коли його нема, тодi його нема». В переводе с украинского – «Так что же такое талант? Это когда он есть, тогда он есть, а когда его нет, тогда его нет». По-моему, самое «точное» определение таланта! О втором предложении предисловия мы поговорим немного позже. И, хотя невозможно сказать, что такое «шахматный» та-лант, для опытного тренера он ясен почти сразу. Талантли-вый ребёнок усваивает шахматные знания значительно быстрее и использует их эффективнее. Он быстро выделяет главное в объяснениях тренера или в книгах, правильно определяет моменты, когда нужно применять то или другое шахматное правило или использовать какой-то технический приём. Обычно талантливые дети почти сразу могут играть «вслепую» без доски. Они быстро делают ходы, быстро счи-тают варианты и хорошо играют в «блиц» или партии с уко-роченным контролем. Существует практическое правило для тренера – «блиц - показатель таланта». Именно, таланта, а не силы шахматиста, для которой наличие таланта необходимо, но недостаточно. Гроссмейстер Б. в возрасте 12 лет играл с такой скоростью, что я, пытаясь научить его играть медленнее и вдумчивее, предложил ему записывать в тетради ходы, которые он рассматривает, прежде чем сделать ход на доске. «Хитрый» мальчишка умудрялся прибли-зительно за 1 минуту записать семь!! ходов-кандидатов, а сделать восьмой. Так что – «коли вiн е, тодi вiн е!”. Нужно различать «шахматный» талант и обычную память. Многие дети хорошо и быстро запоминают большое количество шахматных вариантов, особенно то, что им нра-вится, но далеко не все могут эффективно применить запом-ненное на практике. Для этого и нужен «шахматный» талант. Любой вид памяти, в том числе и « шахматной» можно развивать и улучшать при помощи специальных упражнений. Главное – желание, терпение и время.
А что от родителей? Понятно, что талант это от Бога, но не менее значительна роль родителей юного шахматиста. • Прежде всего, очень важно как можно раньше опреде-лить способности ребёнка и создать наиболее благо-приятные условия для их реализации. Шахматные способности проявляются практически сразу же после того, как ребёнку показали ходы шахматных фигур и объяснили в самой примитивной форме основы шахмат-ной стратегии. (Вспомним тезис о внеземном происхож-дении шахмат!). Обычно это происходит в возрасте 5-6 лет, иногда даже раньше. Поэтому родители должны принимать меры по их развитию как можно скорее. Всё убыстряющийся темп шахматной жизни заставляет стар-товать как можно раньше. Будущий чемпион Мира Борис Спасский имел в 11 лет первый разряд, что было в его время большим достижением. Сейчас шахматист из Китая Bu, Xiangzhi в 13 лет международный гроссмейстер! • Много споров было о том, являются ли шахматы спор-том. Президент МОК Хулио Самаранч заказал даже спе-циальное исследование, по результатом которого было принято положительное решение о включении шахмат в олимпийскую семью. Сами шахматисты никогда не со-мневались, что шахматы – это спорт. А в спорте трудно рассчитывать на серьёзные успехи, если родители не за-ложили в тебя хорошее здоровье и не позаботились об его развитии и укреплении. Конечно, хорошее здоровье нужно всем, но больших достижений в шахматах, где требуется и физическая и психологическая выносливость на протяжении длительного времени игры в соревнова-нии, без него добиться нельзя. Особенно в наше время, когда продолжительность одного тура достигает 5 – 7 ча-сов, а иногда приходится играть две партии в день даже на довольно крупных соревнованиях, например, в Capella la Grande (Франция). Некоторые спортсмены сидят не-сколько часов за партией, не вставая! Поэтому в заданиях для индивидуальной работы я обязательно записываю одним из пунктов « регулярно заниматься бегом по утрам и посещать бассейн не менее двух раз в неделю». Бег и плавание это «наши» виды спорта! Чемпион Мира Гарри Каспаров любит и бег и плавание. Он проплывает по 1.5-2 км в высоком темпе и без остановок. Наверное, «что-то знает»! • Очень важно ребёнку иметь от рождения крепкую нерв-ную систему, которую родители должны сохранить. При этом серьёзнейшее значение имеет психологический кли-мат, создаваемый близким окружением ребёнка и, в первую очередь, самыми близкими для маленького чело-века людьми. Доверие родителей, понимание ими устремлений и желаний своего ребёнка окрыляет ещё не-окрепшую душу юного шахматиста и очень важно для укрепления его нервной системы. Хочу привести такой пример: Когда-то ко мне после окончания 8 класса школы приехал талантливый шахматист, проживавший в городе, где не было условий для серьёзных занятий шахматами. «Домашнему» маль-чику пришлось жить одному в чужом городе, самому ре-шать бытовые проблемы, заниматься в новой школе. Я не раз задавал ему вопрос, как его отпустили жить одного в таком раннем возрасте? И только, будучи сильным гроссмейстером, он сказал мне слова матери: «Мечту убивать нельзя». Низкий поклон такой Матери! Много ли матерей поступили бы так? И стал бы этот мальчик блестящим шахматистом, если бы она поступила иначе? Шахматному миру известны имена родителей выдающихся шахма-тистов и шахматисток, но их роль в становлении и разви-тии таланта их детей ещё ожидает своего исследователя. Можно стать сильным гроссмейстером и имея проблемы с психикой. Вплоть до битья самого себя по го-лове в случае проигрыша или плохой игры. Примеры об-щеизвестны. Но подняться наверх, выдерживая нынешнюю конкуренцию, невозможно. Мать одного моего ученика ещё в раннем детстве говорила мне об особенностях нервной системы её ребёнка (так называемая «лабиль-ность»). Но именно это, уже в зрелом возрасте, сломало сильного (и талантливого!) гроссмейстера, не выдержав-шего психологических перегрузок серьёзных соревнова-ний. Его игра потеряла остроту и привлекательность стала сверх осторожной, и, как только появляются реальные шансы занять высокое место в турнире, происходит срыв. Слишком рано он сказал себе « с меня довольно!». Подняться наверх можно только имея крепкую нервную систему, умея стойко переносить неизбежные и довольно многочисленные удары судьбы. Шахматист должен иметь «психологию убийцы», как когда-то писали о датском гроссмейстере Бенте Ларсене. • Шахматы это модель жизни, и родители первые, кто начинает воспитывать в ребёнке такие человеческие качества как объективность, настойчивость, умение терпеть – качества очень полезные не только в шахматах, но и в реальной жизни. Честолюбие и волю, застав-ляющие талантливого ребёнка двигаться вперёд, не-смотря ни на какие трудности, тоже нужно воспитывать с детства. Также необходимо стремиться развивать фан-тазию и воображение – всё это потом найдёт отражение в шахматных партиях. Весь мой тренерский опыт убеждает меня в том, что какой человек в жизни – такой он и за доской! Трус никогда не станет хорошим атакующим шахматистом, неуверенный в себе будет постоянно попадать в цейтноты, не умеющий трудиться - будет при-нимать поверхностные решения, необъективный – про-пускать контрудары. Характер воспитывается с дет-ства! Могу привести очень доказательный пример: Один мой ученик в детстве обладал очень сложным характером, считая себя выше других ребят, за что сверстники его недолюбливали. Так вот эта особенность (как я в шутку говорил ему «мерзость») характера приносила дивиденды за шахматной доской. Мальчик ВСЕГДА начинал расчёт вариантов с игнорирования угрозы про-тивника, и находил огромное количество контрударов! Ныне он гроссмейстер и по-прежнему находит контр-удары. «Все мы родом из детства!» Шахматы относятся к интеллектуальным играм, и роль интеллекта довольно значительна. Можно достичь определённой (иногда даже большой) шахматной силы не заботясь о повышении своего общего интеллектуаль-ного уровня. Но в какой-то момент времени шахматный фанатик, не интересующийся ничем, кроме шахмат, вдруг начинает ощущать перед собой стену, мешающую двигаться дальше. Не помогает ни интенсификация работы, ни увеличение количества турниров. Игра блекнет, и снижаются результаты. Шахматы на высшем уровне тре-буют глубокого, я бы даже сказал философского подхода к оценке того, что сейчас происходит, к планированию путей дальнейшей работы. Конечно, не обязательно иметь университетское образование, но интересоваться даже да-лёкими от шахмат проблемами, быть всесторонне разви-тым – не последнее условие творческого и спортивного роста гроссмейстера. Михаил Ботвинник, отвечая на во-прос, почему гроссмейстер «Х» не стал чемпионом Мира по шахматам, сказал: «- Чтобы играть в шахматы нужен ещё и интеллект». И, хотя я категорически не согласен с оценкой гроссмейстера, о котором говорил М.Ботвинник, главная его мысль мне кажется абсолютно верной! Как-то, занимаясь с девушкой, я обратил внимание, что она негармонично «некрасиво» ставила фигуры на доске. По-скольку ошибка повторялась, я «в сердцах» заявил ей – «Ты же девушка! У тебя должно быть развито чувство прекрасного!» и ... отправил её в Художественный музей. Сейчас она международный гроссмейстер. Может быть, помогло и это... • Сейчас мы подходим к самому ответственному для судьбы ребёнка действию родителей после того, как они поняли, что их ребёнок имеет перспективу в шахматах, - выбору тренера.
Выбор тренера для талантливого шахматиста - это всё равно, что выбор хирурга для операции! Нельзя сделать операцию у одного врача, а потом вернуться и посмотреть, что получится, если сделать её у другого! К сожалению, на этой важнейшей стадии у родителей как раз меньше всего информации и понимания того, что необходимо их ребёнку, и кого они выбирают для трени-ровки. Действительно, где прочитать, как тренироваться? А что такое правильно тренироваться? Есть ли такая наука "Тренировка шахматиста"? Есть ли научно-обоснован-ные книги по тренировке? Кто, где, когда, изучал, обобщал, проверял и распространял опыт работы тренеров? На все эти вопросы можно дать только отрицательные ответы. Интересно, что на отделении шахмат всемирно известного института (ныне Академии!) физической культуры в Москве НЕТ такого предмета – тренировка шахматиста! А как же работают тренерами такое большое количество шахматистов - практиков? Да так и работают. Слабые (от-носительно) обучают детей тому, что умеют сами, делая ребят своими бледными копиями (копия, как известно, всегда хуже оригинала), подавляя в маленьком человеке всякую индивидуальность. Если же практик сильный, например, гроссмейстер, то он обычно выполняет (и у него это лучше получается) функции секунданта, что необ-ходимо, но на определённом достаточно высоком уровне. Очень мало знать математику или физику, чтобы быть преподавателем этих предметов. Представьте себе пры-гуна с шестом Сергея Бубку, обучающего прыжкам, а его тренера В.Петрова, прыгающего с шестом, и вы поймёте, что я хочу сказать. Каждый должен заниматься своим делом. Многие шахматисты, достигнув звания гроссмей-стера или международного мастера, спешат начать подра-батывать (а иногда и работать) шахматными тренерами. Только какой КПД их работы?! Ошибка в выборе тренера, как правило, приводит к очень тяжёлым последствиям. А назад вернуться уже нельзя, да и время потеряно... Как же выбрать тренера для своего ребёнка? По мнению Михаила Ботвинника, важнейшим качеством по настоя-щему профессионального тренера, отделяющим его от ди-летанта, является умение передать накопленные профес-сиональные знания и опыт. Далеко не каждый человек, стремящийся работать с талантливыми детьми, обладает этим качеством и может принести реальную пользу юному таланту. Можно иметь большой объём накопленных знаний и серьёзную практическую силу игры, но, если нет умения передать эти знания и опыт ученикам, то эффективность тренерской деятельности будет низкой. Такой тренер не испортит ученика, но сильно затормозит его шахматный рост. Можно иметь определённые педагогические способ-ности и желание работать с талантливыми детьми, но не обладать достаточными шахматными знаниями и слабо играть в шахматы. Этот тренер подавно не может спо-собствовать росту шахматного таланта. Он не сможет вы-брать самое существенное в океане шахматных знаний, отличить истину от заблуждения. Его воспитанник обречён тратить время и силы на усвоение часто ненужных и ошибочных знаний и концепций, делающих малоэффек-тивным учебно-тренировочный процесс. Мне знакомы и такие тренеры и их «жертвы». Но, если плохую работу врача ещё как-то можно до-казать, то работа плохих тренеров известна только по воспоминаниям типа «а помнишь, был(а) такой мальчик (девочка)» Был, а не стал, и вроде бы никто не виноват. Самая безответственная профессия шахматный тренер! Для достижения успеха в современных шахматах необходимо быть шахматистом универсального стиля иг-ры, играя уверенно все стадии партии, хорошо разыгрывая различные типовые позиции в различных дебютах. Программа такой подготовки требует нескольких лет напря-жённой работы под руководством квалифици-рованного, думающего тренера. Например, чтобы уве-ренно разыгрывать эндшпиль, надо запомнить метод разыгрывания более 3 тысяч типовых эндшпильных по-зиций, на что юному шахматисту понадобится 2-2,5 года серьёзных занятий. А как искать такого тренера? Если честно – я не знаю! Думаю, что в этом вопросе решающим является жиз-ненный опыт и интеллект родителей.
• И немного о грустном. «Родители наша самая большая подмога, родители самое большое наше несчастье!» сказал один известный американский тренер по плаванию. К сожалению, родители не всегда помогают становле-нию молодого шахматиста. Встречаются случаи, когда на детей ставят как на лошадей на скачках, не понимая, что в период обучения шахматиста, когда будущие крупные победы ещё в далёкой перспективе, стремление получить немедленные результаты приводит к форсированию под-готовки, перенапряжению нервной системы и пагубно сказывается в дальнейшем. Шахматы – игра взрослых! Все детские соревнования лишь подготовка к взрослым турнирам. Так же, как, например, в футболе. В этой связи не могу не сказать о политике, проводи-мой ФИДЕ в области детских шахмат. С целью увеличе-ния финансовых поступлений ФИДЕ начала проведение первенств Мира среди 10-летних шахматистов и рассмат-ривает варианты турниров среди 8 летних. Функционеров совершенно не заботит, что огромные соревновательные нагрузки, безусловно, вредны для маленьких детей. Никакие врачебные исследования при принятии таких решений не проводились и не проводятся. Ни в одном виде спорта нет первенств Мира для детей такого юного возраста. А кем стали чемпионы первенств до 10-12 лет в 20 лет? Нет их! Я знаю только одно исключение – Борис Аврух (ISR). К сожалению, есть и другая крайность. Не имея терпе-ния дождаться «необходимых» результатов, родители, из самых благих побуждений, пытаются заставить ребёнка параллельно с занятиями шахматами получить и высшее образование. Совмещение учёбы и шахмат вредит и тому и другому. Нужно иметь мужество и опять-таки доста-точный интеллект выбрать что-нибудь одно. НИКОГДА нельзя навязывать ребёнку свою волю при принятии этого решения. Сколько психологических травм и даже жизненных трагедий происходило на этой почве! Первые губители таланта – родители, писал 26 летний профессор, доктор математических наук из научного центра в Новосибирске. «Наш мозг устроен так, а как - никто не знает, то, если Вас тянет в какую-то область, - идите!» Это пишет математик, и шахматный тренер с ним полностью согласен. Опять же см. тезис автора статьи о внеземном происхождении шахмат. На протяжении моей тренерской работы я дважды сталкивался с «проблемой университета». Оба юноши стали сильными гроссмейстерами. Гроссмейстер Б. бросил Университет после 2,5 лет занятий, гроссмейстер М. учится и сейчас. Оба имели отличные шахматные данные. Я искренне верил, что М. может побороться с Г.Кас-паровым за первенство Мира. Это моё мнение разделяли и некоторые другие профессионалы. Но... мальчика за-ставили поступить в Университет. Время ушло – чемпи-оном Мира ему уже не стать. А жаль... «Мечту убивать нельзя». И мальчика, и тренера. «Первые губители таланта – родители»!
Есть же и сам молодой талант!
|