Выскочка Балабаева нас в Сербии с мамой Лианой по очкам догнала:
WIM Balabayeva Xeniya 2177 KAZ Rp:2490 Очки 2,5
1 78 IM Krstulovic Alex 2413 HUN 1,5 w ½ 0,20 0,30 20 6,00
2 84 IM Srihari L R 2404 IND 2,5 s 0 0,21 -0,21 20 -4,20
3 110 IM Papadiamandis Elliot 2372 FRA 1,5 w 1 0,25 0,75 20 15,00
4 96 WGM Beydullayeva Govhar 2390 AZE 1,5 s 1 0,23 0,77 20 15,40
5 90 IM Tania Sachdev 2399 IND 2,5 w
http://chess-results.com/tnr633768.aspx?lan=11&art=25&fedb=KAZ&fed=RUS&turdet=YES&flag=30Ну все равно, куда ей до Принцессы? Старое интервью пока изучаем её Главпапы - Олега.
Интервью неплохое. Поэтому и здесь:
ДЕТСКОМУ СПОРТУ НУЖНЫ ФИНАНСЫ!REZONANSKZ19.04.2018, 06:41
Ксения БАЛАБАЕВА – девочка-вундеркинд. В 11 лет она стала мастером спорта по шахматам Республики Казахстан, завоевала три бронзовые, три серебряные и три золотые медали. В ее багаже есть еще около 30-ти различных медалей городских и республиканских шахматных турниров.
Поддерживает ли государство одаренных детей и как развивать таланты в детях? Об этом мы побеседовали с папой Ксении – Олегом БАЛАБАЕВЫМ в эксклюзивном интервью для «Резонанс.kz».
– Олег Николаевич, как долго Ксения занимается шахматами? Как вам удалось выявить талант и увлечь дочь шахматами? – Вообще-то, все началось со случайности – забирая Ксению со школы, мама увидела объявление о наборе в шахматный кружок и спросила: «Хочешь играть в шахматы?», а Ксюша, не имея понятия о том, что это за игра, согласилась. Разве могли мы тогда знать, что это решение станет судьбоносным? Ксения ходила на шахматы пару месяцев, наступили летние каникулы, и во второй класс она перешла в другую школу. Увидев аналогичное объявление о наборе детей в шахматную секцию, решила продолжить свое шахматное образование. В этой школе она уже стала более углубленно изучать дебюты, разбирать партии великих шахматистов, читать книги о шахматах, участвовать в воскресных шахматных турнирах, проводимых среди детей в «Академии Жансаи Абдумалик». Выполнив 2-ой разряд, она стала играть в воскресных турнирах со взрослыми и более сильными шахматистами.
По сути, шахматные способности Ксения сама у себя выявила, задачей родителей было только поддерживать ее в этом увлечении, водить и возить на турниры, искать книги, устанавливать шахматные программы на компьютер и оказывать другую посильную помощь. Мы абсолютно убеждены, что невозможно «увлечь», «заставить», «убедить» ребенка заниматься. Можно только внимательно наблюдать за увлечениями и интересами своего ребенка, настраиваться на его волну и поддерживать его во всех начинаниях – это и есть путь к успеху, к здоровой личности и к увлечению без принуждения.
–Каких успехов удалось добиться? Дорого ли обходится развитие дочери для семьи?–Впервые Ксения села за шахматную доску в 7 лет, в 8 лет начала участвовать в соревнованиях, в 9 – выполнила 1-й разряд, в 10 – стала кандидатом в мастера спорта и в 11 лет – мастером спорта Республики Казахстан. Сейчас Ксюше 12 лет, учится в 6-м классе, продолжает заниматься шахматами, ездит на турниры. За последние 2 года на Чемпионатах Казахстана среди девушек до 12-ти лет, до 16-ти лет, до 20-ти лет и среди женщин она завоевала три бронзовые, три серебряные и три золотые медали. В ее копилке еще около 30-ти медалей разного достоинства городских и республиканских турниров, этапов и финалов разных кубков.
Что касается дороговизны…Конечно, затраты стали для нас сюрпризом. Казалось бы – шахматы, ну какие там затраты, кроме как покупка шахматной доски? Но спорт от досуга тем и отличается что это, прежде всего, вложение больших средств. В отличие от многих видов спорта, шахматные соревнования проходят не меньше недели, а то и двух. Нужно выезжать в другие города, а детей-спортсменов обычно сопровождать нужно еще и взрослым.За всю шахматную карьеру Ксения только один раз в Ташкент на Чемпионат Азии ездила на средства Казахстанской федерации шахмат (она финансирует победителей и серебряных призеров всех юношеских чемпионатов Казахстана на чемпионаты мира и Азии).
На все остальные турниры Ксения ездила с нами за свой счет.
Реальность такова, что участие в турнирах и соревнованиях для шахматистов Алматы никем не финансируется. В итоге увлечение ребенка шахматами, только на участие в турнирах в пределах республики выливается в один-два миллиона тенге в год.Очень хотелось бы, чтобы наши чиновники от спорта обратили на это внимание.
Как знать, сколько юных талантливых шахматистов никогда не найдут свою дорогу в большой спорт только лишь потому, что у их родителей нет средств на оплату их увлечения?! Но тут нужно сказать, что Ксения частично оплачивает свое увлечение самостоятельно – премии за победы в турнирах полностью уходят на оплату дальнейшего развития шахматной карьеры. У нас еще есть ощутимая экономия в расходах на тренеров: в течение последних двух с половиной лет только примерно полгода Ксения занималась с разными тренерами, все остальное время она занималась самостоятельно – с компьютером, выбирала книги, которые могли ей помочь, выбирала турниры, в которых участвовала, готовилась к встрече с соперниками и проводила разборы партий. Поэтому основные ее достижения не в классических шахматах, где «мозги тренера» играют «руками юного шахматиста», и где более сильный и опытный тренер может одолеть тренера не такого продвинутого, а блиц и рапид, где важно умение быстро перестроить рисунок игры, тактика, стрессоустойчивость в условиях обоюдной нехватки времени.
–Другая юная шахматистка из Казахстана Бибисара Ассаубаева тоже отмечала недостаточное финансирование детского спорта, отсутствие поддержки со стороны государства…– Даже если вы спросите у любого миллиардера о деньгах, он пожалуется на их нехватку. Дело не в количестве денег, а в эффективном использовании имеющихся средств, и конфликт между шахматисткой и Казахстанской федерацией шахмат возник не о финансировании детского спорта, а о финансировании этой шахматистки. Если финансирование было пропорционально затратам на других топ-шахматистов Казахстана, то какие могут быть вопросы. Наверное, федерация выделяла столько денег, сколько могла. Но возможности Казахстанской федерации, несомненно, ниже, чем Российской – и вот вам закономерный результат. И если рассматривать в том же ключе внутрироссийский конфликт «Ассаубаева – Соложенкина», то он совсем не в «читерстве», а в деньгах, выделяемых государством на профессиональный спорт, которых на всех не хватает.
Но меня больше интересует вопрос, почему, допустим, костанайским шахматистам выделяют деньги на поездку на Чемпионат Республики, а алматинские спортсмены на протяжении нескольких лет этой возможности почему-то лишены?
Государство выделяет деньги на спорт, наверное, не столько, сколько бы хотелось, но важно, чтобы эти достаточно ограниченные средства использовались строго по назначению.
У шахмат много плюсов для развития личности, но есть два существенных минуса. Первый: шахматы – не олимпийский вид спорта. Поэтому государство будет выделять, естественно, меньше денег, чем на тот же бокс. Второй: шахматы – не зрелищный вид спорта. Поэтому привлечение в него спонсоров и меценатов – архисложная задача и не только для Казахстана.
–Что нужно сделать в Казахстане для поддержки детского спорта и, в целом, развития талантов? –Мы можем сказать только о шахматах, это нам более знакомо. Как нам кажется, основной задачей государства должно стать развитие шахмат в школах, как дополнительного метода развития интеллекта детей, и создание условий для занятий спортом детям из социально-уязвимых слоев населения, финансирование детских турниров и чемпионатов в городах, областях и республике, содержание сборной страны. Может быть, все остальное должны взять на себя спортивные федерации и клубы? Если шахматы – это спорт, то к нему и нужно относиться как к профессиональному спорту. Во многих видах спорта основой является клуб. Проводятся турниры между клубами, работают школы при клубах, выставляются рейтинги клубов, вся спортивная жизнь ведется в них и вокруг них. По этому пути движутся и шахматы в мире. Важно, чтобы интересы государства, общественных и коммерческих спортивных организаций сосредоточились в одном направлении – развитии детского спорта, из которого и вырастает успешный профессиональный спорт.
В Алматы сейчас идет взрывной рост популярности шахмат, каждые 2-3 месяца открываются школы, академии и их филиалы, проводится огромное количество турниров. Но все это носит какой-то бессистемный характер, и у некоторых шахматистов старшего поколения вызывает сожаление девальвация спортивных званий в шахматах и низкий уровень части соревнований. Все это нужно как-то структурировать, ввести в организованное русло. Но это все – только наши пожелания.
–Какие у юной шахматистки планы на будущее? Мечтает ли Ксения стать знаменитой, как например, Майя Чебурданидзе или другие известные женщины-гроссмейстеры?– Планов на будущее – громадье. Но, как обычно, все упирается в финансы – будут деньги, будет и профессиональный рост, участие и победы в различных турнирах. И конечно, плох тот четырехразрядник – который не хочет стать гроссмейстером.
–Увлекается ли ваша дочь чем-нибудь еще, помимо шахмат? Как ей удается совмещать школу и шахматы?– Ксения – обычный ребенок, она любит современную молодежную музыку, с удовольствием смотрит фильмы, у нее много друзей. Шахматы и учебу мы бы не стали «стричь под одну гребенку» – это разные сферы жизни ребенка, они практически не пересекаются. Шахматы влияют, скорее, на личность ребенка: помогают быть более собранной, планировать свое время, развивают стратегическое мышление и способность к систематизации информации. Единственное, о чем мы жалеем – слишком малое количество часов в сутках! Очень трудно успевать всерьез заниматься шахматами без ущерба для учебы. Это непросто, в первую очередь, для ребенка – Ксении приходится делать выбор между шахматами, учебой и отдыхом. Но до тех пор, пока это ее личный выбор, мы миримся с тем, что приходится часто пропускать школу, все каникулы и свободное время ребенок проводит за доской. И тут снова возвращаемся к влиянию шахмат на характер – без упорства и силы воли невозможны любые спортивные достижения.
–Какие советы по воспитанию чемпионов вы можете дать родителям?–Пусть дети попробуют все: спорт, танцы, рисование… Если на чем-нибудь остановятся – родители должны создать режим наибольшего благоприятствования в течение хотя бы нескольких месяцев, и после этого все будет двигаться, как по рельсам, нужно будет только поддерживать это движение.
Что касается успевания, ответ один – жесткий тайм-менеджмент, четкий распорядок дня. Это не помешает никому, но ребенку, всерьез занятому спортом, без этого не обойтись категорически.Автор Разия АБДЫКАДЫРОВА
Источник Rezonans.kz
https://yvision.kz/post/802559