Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
Автор Тема: Как научить детей видеть доску?  (Прочитано 31699 раз)
Михалы4
Новичок
*
Сообщений: 49


« : 14. 06. 2012, 02:34:41 »

Во время игры дети постоянно что-нибудь зевают: ходят фигурой на битое поле, не видят мат в 1 ход. Как с этим бороться? Я применяю следующие упражнения:
1. Во время игры периодически спрашиваю "Какие фигуры сейчас стоят под боем? Какие сейчас есть шахи?" Но ведь не каждый ход спрашивать? Или каждый?
2. Даю диаграмму, прошу пометить битые поля. Но это, как мне кажется, не очень интересно. Где-то через раз бывают ошибки (может, как раз потому что неинтересно).

Есть какие-нибудь еще?

Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #1 : 14. 06. 2012, 02:42:15 »

Методик научиться играть без зевков (на мой взгляд и опыт) вообще нет.
Ребёнок научится играть без зевков только в одном случае: у него должна быть сильная мотивация хорошо научиться играть в шахматы и в них выигрывать и как следствие болезненная (но в меру желательно всё-таки) реакция на собственные поражения. Они должны по нему сильно бить.
Тогда придёт и концентрация во время игры и всё остальное. И играть будет много и заниматься и зевки потом исчезнут.
« Последнее редактирование: 14. 06. 2012, 08:52:46 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 747


« Ответ #2 : 14. 06. 2012, 08:25:27 »

Слово "хорошо" какое то не точное. Беззевковый барьер не наступает никогда. Смотрите матчи на чемпионатах мира.
Записан
Михалы4
Новичок
*
Сообщений: 49


« Ответ #3 : 14. 06. 2012, 08:31:41 »

"В матчах на первенство мира" зевают угрозы, которых нет на доске - иногда простые, одноходовые, но - этой позиции еще нет на доске.
На битое поле фигуру все-таки не ставят.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #4 : 14. 06. 2012, 08:49:51 »

Тут много аспектов слишком. Если речь идёт о детях, то возникает вопрос возраста в частности. Шахматы вообще очень сложны для человека хотя бы по числу объектов (фигур) которые надо держать под контролем. Просто так эти навыки вот так и сразу не сформируются. Да и ни у кого практически не формируются.
То, что мы потом наблюдаем каких-то очень прилично или просто прилично играющих в шахматы маленьких детей является не применением каких-то методик или работы супер-тренеров, а банальной селекцией, которая, в частности, проводится с начинающими в любой спортивной школе, и в этом нет ничего плохого, так как только таким образом можно отсечь на ранних этапах детей, которые попросту не приспособлены к шахматам. Конечно, и их можно научить играть и вполне приемлимо, вот только на это времени уйдёт, а результат всё одно будет хуже и намного хуже, чем у тех, у кого изначально в силу того, что им дано природой, эти способности оказались намного выше. И мотивация  у более способных сама по себе разовьётся на почве положительного подкрепления от своих побед и естественного желания получать подобное положительное подкрепление и в дальнейшем.
В общем, это к Михалычу  Улыбающийся Вы какой возраст детей описываете? Мне просто очень интересно, как тренеру.
« Последнее редактирование: 14. 06. 2012, 08:56:39 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 747


« Ответ #5 : 14. 06. 2012, 08:50:46 »

Уровень не тот.Ошибки другие,но называется одинаково-"зевок".
Практика всё исправляет и соответствующая тренировка.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #6 : 14. 06. 2012, 09:03:28 »

Кстати, один мой знакомый рассказывал, как с ними в детстве занимался Анатолий Лейн. Но он (мой знакомый) уже не маленький был. В общем, там (компьютеров ещё не было) была сделана доска демонстрационная, на которой любое поле можно было подсветить... Ну... Лампочки там как-то были встроены. Народные умельцы на многое способны. И если утрировать, но что-то в этом есть, то, грубо говоря, показывая начинающий как защищаться от детского мата, если поле f7 вдруг загорелось, то в мозгах как бы образ возникает и фиксируется. Не знаю, насколько я понятно пытаюсь объяснить суть.
В программах-обучалках шахматных тоже часто можно видеть стрелочки, выделенные поля и так далее. А тут это было без программ.
Хотите креативную идею подкину? Но я не проверял.  Улыбающийся
Заведите лазерную указку и пусть дети с мест по битым полям лазером фигачат!  Улыбающийся А что? Несколько раз сработает... Но потом им это скучно станет - точно знаю. А один урок проведёте крайне весело и полезно. Кому-то на всю жизнь запомнится - точно знаю.
« Последнее редактирование: 14. 06. 2012, 09:15:08 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #7 : 14. 06. 2012, 09:13:57 »

Есть, правда, одна серьёзная опасность для детских шахмат, как развивающей игры. Имеет прямое отношение к зевкам. Знаете какая? Сокращение контроля времени. Тут у меня есть сложившееся мнение, что настал момент сказать СТОП. В Москве этот момент состоит в контроле 1 час на партию (аналог на электронике 50+10) и две игры в день. Так очень много турниров детских проводится. Я, во всяком случае, проводя свои турниры, это СТОП сам себе сказал. Только в самом младшей делаю 40+10. Но всё равно не более двух партий и обязательно с записью. Увы... Практика показывает, что деньги с родителей детей вполне можно лупить и за двухдневные турнирчики по быстрым без записи и по 4 партии в день и даже (как пишут в Положении) с возможностью выполнить разряд. Вот это уже совсем плохо... Вернее не совсем ещё плохо - плохо будет, если они победят...
« Последнее редактирование: 14. 06. 2012, 09:16:52 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #8 : 14. 06. 2012, 09:21:10 »

Кстати, чиновники детские шахматные турниры понимают зачастую как мероприятия однодневки по принципу - провели и галочку поставили. Но так то - чиновники, а вот когда тоже самое начинает исходить от людей, которые сами же занимаются с детьми шахматами... Вот это - скверно...
« Последнее редактирование: 14. 06. 2012, 09:35:42 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 747


« Ответ #9 : 14. 06. 2012, 09:37:51 »

Запутали Милы4 совсем. Но это всё с опытом даётся. Беззевковый барьер тоже. Растение когда выращиваете.......
Записан
Михалы4
Новичок
*
Сообщений: 49


« Ответ #10 : 15. 06. 2012, 09:23:37 »

Детям - 10 и почти 7. Один занимается шахматами год (учебный) - с горем пополам, второй - полгода.
PS Мне кажется, на уровне безразрядников - 25 минут вполне хватит.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #11 : 15. 06. 2012, 09:57:48 »

25 минут хватит. Для более старшеньких даже с записью хватит. Но беда в другом. Беда в том, что это выгодно - так турниры проводить. Меньше времени уходит. Могу вам такую вот историю рассказать. Я уже здесь даже об этом писал, но сейчас сходу не найду где.
У меня в своё время один учебный год занимался мальчик. Неплохой мальчик. Быстро дошёл до третьего разряда, а потом... А потом я его потерял. А его родители уехали в Чили и года на два уехали. По работе. И вот там ( в Чили) это  мальчик занял пятое место (!) в чемпионате страны (!) до 10 лет. Это при том, что нанятый родителями чилийский тренер вполне возможно был и хорошим тренером, но некоторая часть времени и не самая маленькая ушла на то, чтобы ребёнок научился понимать по испански. Тренер не владел ни русским, ни французским, который мальчик знал очень хорошо, как я понял в следствии того, что ранние его годы прошли в франкоговорящей стране, но франкоговорящего шахматного специалиста им найти не получилось. Вряд ли этому стоит удивляться, учитывая то, что дело происходит в Чили...
Но речь не о том. Родители мне рассказали, что в Чили шахматы очень популярны. Проводится масса детских соревнований. Школа на школу и так далее. Много турниров... Вот только... Вот только в основном с контролем 20 минут на партию и даже часто с записью, но...
Прочитайте о том, какое он занял место на детском первенстве страны до 10 лет... И какой у него был по нашему разряд на тот момент.

В общем, хватит - не хватит. Я считаю, что этому нельзя потакать. У нас уже допотакались в частности в музыке во благо потребителя так сказать - что вышло? Всё забила низкопробная попса. Допотокались и в кино переведя всё на бабло. Что вышло? Экраны заполонили зачастую низкопробные киноподелки про ментов, бизнесменов, бандитов, проституток и прочих подобных персонажей. Создаётся впечатление, что обычных людей вообще как-то попросту нет... Или их очень мало. А основная часть населения страны убивает, ворует, занимается махинациями, а другая часть их ловит и при этом все друг по другу ещё и стреляют начиная от дамских пистолетов и кончая ручными гранатомётами...

Так же и здесь. Нельзя приучать родителей начинающих детей к тому, что шахматы - попсовая игра. Где можно за два денька отстреляться в два притопа и три прихлопа, получить грамоту за участие в соревновании без записи партий и уйти с чувством выполненого родительского долга , что ребёнок аж сыграл в шахматном соревновании и не просто в соревновании а каком-то супер-пупер гран-при или чемпионате по версии или не по версии или вообще хрен знает по чему, а ещё не только сыграл, но и зашибись развил в себе кучу полезных для жизни качеств, начиная с логического мышления и заканчивая тем, что он после этого будет лучше успевать в школе по математике и так далее.
« Последнее редактирование: 15. 06. 2012, 11:12:50 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #12 : 15. 06. 2012, 10:09:52 »

Вообще, если всё сложить, то для преодоления беззевкового барьера требуется.
- высокая мотивация на победу, так как без неё будет архисложно добиться личной ответственности ребёнка перед сами собой за каждый сделанный в партии ход. Иначе говоря, тот ребёнок, кто после зевка ... Краснееет, бледнеет, слёзы на глазах наворачиваются... Вот тот зевать перестанет стопудово и играть научится, а если пофигу... Ну так и будет пофигу.
- систематическая игра в нормальных шахматных турнирах с достаточным контролем, записью и разбором партий. Всё равно для преодоления беззевкового барьера нужно привыкнуть к шахматам и две-три сотни партий на это уйдёт.
- ну и в дополнение (именно в дополнение к этому) на начальном этапе базовая шахматная теория без заумных вариантов, а только общие принципы, тактика и чёткая  техника реализации большого перевеса - ну... чтобы мат королём и ладьёй ставил за одну минуту, даже если среди ночи разбудить, так же пешку в ферзи проводить и всё подобное.
Но основное, повторюсь, личная мотивация.
« Последнее редактирование: 15. 06. 2012, 11:02:03 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #13 : 15. 06. 2012, 10:12:48 »

Кстати, совсем неплохо и просто играть в шахматы. С кем-то дома, с компьютером на доступных уровнях. Отдыхать тоже надо. Но это должно быть хотя бы в меру всё-таки серьёзно.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #14 : 15. 06. 2012, 10:31:52 »

Но проблема в том, что сильная личная мотивация на шахматы (равно как и на всё остальное) в младшем возрасте может формироваться только у весьма ограниченного числа детей. В конце концов, вот банальный факт из любого учебника по психологии.
1. Дошкольники оценивают себя через оценку своих родителей.
Вот вам первый залог успеха - концепция раннего развития. Нам понравились шахматы (не ребёнку), подсунули малышу эту игрушку (он заинтересовался) а мы думаем, что всё - ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ! Да подсунули бы шашки - тоже заинтересовался бы  Улыбающийся А в карты не хотите попробовать научить пятилетку играть? В преференс например?  Подмигивающий А ведь тоже возможно, и тоже ведь заинтересуется.
И у него началось получаться... Хоть что-то, но начало. О! Началось. Начался процесс развитие болезни под названием чессанутость... Родители за выигрыши хвалят, за проигрышы ругают, но это для малыша привычная и нормальная ситуация, а шахматы всё-таки игра, и весьма интересная надо сказать... Фигурки такие забавные, как игрушки и всё такое прочее...
2. Ребёнок становится младшим школьником. И тут он обнаруживает (а дети-шахматисты это обнаруживают с появлением тренера надо полагать) что оказывается есть взрослые люди, который в чём-то таком важном, как мама и папа говорят, разбираются лучше папы и мамы и их оценка видимо ещё более важная. Он начинает ориентироваться прежде всего на эту оценку.
А теперь внимание. А когда у обычного ребёнка его личная оценка начинает формироваться к чему-то? А?
Не... Ну есть ещё паршивый переходный возраст, когда авторитетами могут стать свои сверстники, но как-то у меня складывается впечатление, что это теперь в благополучных семьях всё меньше и меньше работает. В школе детям некогда - они учатся, а после школы опять чему-то учатся и так далее.
Но самое основное в том, что ребёнок должен элементарно позврослеть, чтобы сам себе сказать: вот ЭТО лично мне нравится и это мне не пофигу и ЭТО я делаю лично для себя, а не потому что: ЭТО НАДО, ЕСЛИ ЭТО ПЛОХО ДЕЛАТЬ, ТО НАКАЖУТ, ЕСЛИ ХОРОШО, ТО ПОХВАЛЯТ. Не поэтому. А просто потому, что ЭТОГО хочу именно Я!
В этот самый замечательный момент (когда такое становится возможным для многих - личная мотивация) мы имеем массовый уход детей из шахмат. Московская статистика 11-12 лет. Родители решили, что хватит баловаться... Тут уж ГИА скоро, да и ЕГЭ не за горами... И школа туда же... Упустите время и не запишитесь вот на то и на сё дополнительно за бабас, потом пеняйте на себя и так далее...
« Последнее редактирование: 15. 06. 2012, 10:34:35 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
 
Перейти в: