chesspsh

General Category => Обо всём => Тема начата: R00T от 08. 02. 2013, 09:16:14



Название: Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 09:16:14
Тема для след. рассуждения. все-таки шахматы развивают или нет? Или это случай как с книжками по логике? Говорят что их в основном читают люди, которые могут вполне обойтись и без них (т.е. для которых в этих книгах, по большому счету, нет ничего нового). Но я думаю, что эти книги все-таки нужны. Может шахматы тоже "развивают" только детей склонных к этому? Т.е. у кого такое мышление уже заложено чем-то/кем-то? И поэтому эти же дети, например, сильны в точных науках? не из-за шахмат, а из-за того, что делает для них шахматы интересными? Т.е. это общая склонность? Наоборот тоже верно, наверно? Т.е. умным детям легче освоить шахматы и они могут получить удовольствие и пользу от игры? Т.е. шахматы не делают людей другими, но кому-то помогают скажем "стать умнее", но в основном за счет того, что во время игры голова работает, а следовательно, она у них просто больше времени работает чем у тех. кто в это время за компьютером/телевизором сидит? Начиная от банального прилива крови к мозгу?
Говорят. что есть даже диссеры по поводу педагогики и шахмат? кто что по этому повыоду думает/знает?
И учить шахматам может надо тех, кто к ним "прилипает"? Не "ходы показать", а учить? При этом если не зашкалиться на шахматах, то все будет в разумной норме?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 09:29:22
На огромный процент видимо - да. Шахматы развивают детей, у которых есть к ним склонность. Остальные (посещая шахматные секции и спортивные школы) по сути только проводят время в более цивилизованной обстановке чем двор и ... скажем так, занимаются какой-то хренью, которая наверное ничем не хуже, а даже лучше, если сравнить её с тупым просмотром ящика для идиотов или игрой в компьютерную стрелялку, но по большому счёту, если и лучше, то ненамного.
Шахматы - игра. И для того, чтобы их изучать нужна по меньшей мере к этому мотивация, а её не будет без побед. А откуда возьмутся победы у ребёнка, не приспособленного к шахматам. Не... Ну отдельные персонажи сами или за счёт чессанутых родителей как-то на какой-то там уровень выйдут, но не более того. Сейчас дети в шахматах маленькие в основном. Им шахматы и без того сложны в силу возраста. Малыш не сможет так осознанно напрягаться, если не получается, вот подросток в теории - да. Если он себе это в голову втемяшил, что вот ему это отчего-то надо - ну хоть ты тресни. Но таких вообще очень немного.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 08. 02. 2013, 09:34:29
Философская тема из серии, что первично - материя или сознание  ;D
Люди от рождения уже разделены: кому где повезло родиться и в каком достатке жить, какие ему достались родители, какая наследственность. Способности (в том числе и к шахматам) - тоже из этой серии. Правда, не знаю, признает ли их наличие официальная наука. Видимо, нет. Но спортсмены точно признают. Приведи маленького мальчика в гимнастику или на плавание - так опытный тренер сначала посмотрит на родителя, и тут же может завернуть, посоветовав заняться чем-то другим. Ну какой получится гимнаст, если папа ростом, скажем, 2,10?
По-моему, любое занятие любым видом спорта, либо другой деятельности, которая подразумевает некое обучение, уже развивает. Шахматы, наверняка, не исключение. Просто всегда найдутся такие, которые никогда не поймут, зачем эти шахматы и какой в них интерес. Ну, правда, все ли из нас понимают, а зачем придумали кёрлинг? Так ведь тоже тренируются и медали потом получают.
Если закруглиться, то мое мнение - развивают, но в пределах, которые заложены в самом организме одного отдельно взятого индивидуума.  


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 10:00:16
На самом деле тема родилась вот откуда.
Есть тезис "шахматы развивают мышление". И есть много примеров, когда успешный в шахматах ребенок или в ходе занятий (если на них не зашкаливается и все остальное просто из-за нехватки времени не забросил) или после того, как отошел от шахмат, весьма успешен и в других областях ... ну пусть "школьных дисциплин", скажем так, раз о детях говорю.
Но может просто шахматы здесь не причем совсем, а на самом деле, просто способные в "естественных науках" дети и шахматы осваивают легче и играть им интересно? Т.е. вопрос о "первичном-вторичном". Может от преферанса и го они получат удовольствия не меньше. просто у этих игр "репутация" другая. А способностей у них будет столько же? и вывод можно тогда будет сделать, что "преферанс развивает мышление". А про Го. как этот вывод напрашивается не меньше и сходу, как мне кажется. одного класса игры.
и так что развивают шахматы7 если логику - то может лучше сразу логикой заниматься? Логика лучше шахмат логику развивают?
математические способности? Так может мат. способности занятия математикой быстрее разовьют? если хочется эти способности развить.
Скажите, что заниматься математикой скучно? или логикой? так это смотря как подать. Подозреваю, что если ввести шахматные уроки и вести их серьезно, то большинству тоже скучно будет.
И с другой стороны подойдем тогда. А что поможет развить способности к шахматам?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 10:04:52
Вот я забыл кто (по моему Е. Гик) сформулировал сие так (я про отсутствия чисто шахматных способностей)
Если среди питекантропов были Алехин и Капабланка, то чем они тогда отличались от других питекантропов?  ???


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 08. 02. 2013, 10:08:09
Есть такой тезис "Талантливый человек талантлив во всем".
Что интересно, жизнь это подтверждает.
Это, видимо, и есть ответ на ваш вопрос.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 10:11:54
Предлагаю эту дискуссию считать развитием способности ... во! аргументировать свою позицию.
Или лучше, вот - сочинение на заданную тему :)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 10:21:58
Вот мы практически об одном и том же вроде, а смотрите, кто против нас. Нехилые силы.
Итак:
1. Писатель Стефан Цвейг. Тупой Мирко Чентович, с которым у усыновившего мальчика пастора были огромные проблемы научить пацана грамоте, - ЧЕМПИОН МИРА ПО ШАХМАТАМ.
2. Ласло Полгар, который считает, что доказал концепцию бихевиориста Уотсона о том, что каждый ребёнок - чистый лист бумаги и на нём можно писать всё, что угодно.
3. Все апологеты шахматного всеобуча - у нас в стране их на несколько дивизий наберётся... Целая армия - чёрт возьми.
4. Практически 90 процентов кпн-ов, защищавшихся по шахматам...

Что-то страшно стало даже...  ::)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 10:29:38
Вот я забыл кто (по моему Е. Гик) сформулировал сие так (я про отсутствия чисто шахматных способностей)
Если среди питекантропов были Алехин и Капабланка, то чем они тогда отличались от других питекантропов?  ???
А сам он ответил на этот вопрос?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 08. 02. 2013, 10:31:19
Вот мы практически об одном и том же вроде, а смотрите, кто против нас. Нехилые силы.
Итак:
1. Писатель Стефан Цвейг. Тупой Мирко Чентович, с которым у усыновившего мальчика пастора были огромные проблемы научить пацана грамоте, - ЧЕМПИОН МИРА ПО ШАХМАТАМ.
2. Ласло Полгар, который считает, что доказал концепцию бихевиориста Уотсона о том, что каждый ребёнок - чистый лист бумаги и на нём можно писать всё, что угодно.
3. Все апологеты шахматного всеобуча - у нас в стране их на несколько дивизий наберётся... Целая армия - чёрт возьми.
4. Практически 90 процентов кпн-ов, защищавшихся по шахматам...

Что-то страшно стало даже...  ::)
Ну, если талантливый человек талантлив во всем, то почему бы его не научить хорошо играть в шахматы? Это к Полгар относится - с детьми ему повезло :). Извините, но я уверен, что абсолютно любого человека даже при всем желании и имеющийся возможностях (деньги. тренер и т.п.) научить играть на уровне чемпиона мира невозможно. Как невозможно получить второго Усейна Болта, который бегает быстрее ветра.
Писателей и их художественный вымысел я серьезно не воспринимаю. Прообраз мог быть, но это как с Фишером - просто мотивация учиться у него была значительно ниже мотивации играть в шахматы. Да и что понимать под обучением? Фишер русский язык учил, чтобы книжки по шахматам читать. Это не обучение?
Всеобуч - он все равно нацелен скорее на интересующуюся публику...


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 10:37:21
Вот я забыл кто (по моему Е. Гик) сформулировал сие так (я про отсутствия чисто шахматных способностей)
Если среди питекантропов были Алехин и Капабланка, то чем они тогда отличались от других питекантропов?  ???
А сам он ответил на этот вопрос?

Неа. Просто постебался. Но видимо считает, что как таковых способностей к шахматам попросту нет.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 08. 02. 2013, 11:03:15
Есть такой тезис "Талантливый человек талантлив во всем".
Что интересно, жизнь это подтверждает.
Это, видимо, и есть ответ на ваш вопрос.
Это ерунда


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 08. 02. 2013, 11:13:14
Есть такой тезис "Талантливый человек талантлив во всем".
Что интересно, жизнь это подтверждает.
Это, видимо, и есть ответ на ваш вопрос.
Это ерунда
;D
Есть варианты:
1. Талантливый человек зачастую талантлив во всем
2. Талантливый человек талантлив во многом
3. Талантливый человек талантливее других - не талантливых

Просто я уверен, что талант (или способности) имеет врожденное происхождение.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 11:24:29
Вот я забыл кто (по моему Е. Гик) сформулировал сие так (я про отсутствия чисто шахматных способностей)
Если среди питекантропов были Алехин и Капабланка, то чем они тогда отличались от других питекантропов?  ???
А сам он ответил на этот вопрос?

Неа. Просто постебался. Но видимо считает, что как таковых способностей к шахматам попросту нет.
Во! Это следующая грань вопроса. Нет спосбности к шахматам (именно к шахматам). Но есть люди которым это удается лучше, чем другим. Одни это впитывают, а гругие вроде как и интересуются. но так...
Тогда КАКИЕ способности позволяют легче играть в шахматы?
Поясню сразу свой прицел - если есть способности к чему-то другому. ну к ... ну пусть к математика, как модно считать. То эти уже заданные способности позволяют хорошо играть в шахматы? Т.е. это и есть определяющий фактор высокий эффективности обучаемости шахматам? По сути мы про него говорим. Т.е. коэффициент грубо описываемый отношением (сила игрока)/(потраченного на обучение и игру времени) ?
и может быть эти же способности позволяют так же эффективно заниматься чем-то другим?
Не надо только это понимать как призыв "бросай шахматы - займись делом". Я к этому не призываю.
Кстати, еще. этот коэффициент может меняться - он сам зависит от времени затраченного на обучение (ну и от возраста ребенка). и если это коэффициент можно поднять тренировками. то какими тренировками его лучше поднимать?
Это уже некоторая задача на "оптимальное управление". Одним методом раскачиваем коэффициент (т.е максимально быстро выводим этот коэффициент на максимальное или близкое к нему значение). а потом начинаем с его помощью достигать качества во всех интересных нам видах деятельности.

наверное вот это и причина утверждения "шахматы развивают". воспринимаясь как игра, они помогают этот самый коэффициент без напряжения увеличить, а поскольку он действует и в других видах деятельности, то мы видим, что в итоге он начал быстрее осваиваться в них.
но надо ведь складывать время - сначала раскачали обучаемость шахматами, а потом уже взялись скажем за математику. А если сразу за математику сесть, а потом на шахматы переключиться?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 08. 02. 2013, 11:38:24
Есть такой тезис "Талантливый человек талантлив во всем".
Что интересно, жизнь это подтверждает.
Это, видимо, и есть ответ на ваш вопрос.
Это ерунда
;D
Есть варианты:
1. Талантливый человек зачастую талантлив во всем
2. Талантливый человек талантлив во многом
3. Талантливый человек талантливее других - не талантливых

Просто я уверен, что талант (или способности) имеет врожденное происхождение.
Талант есть к чему-то. Иными словами, предрасположенность к определенному роду деятельности. Это вытекает как из биологических особенностей конкретного индивида, так и из среды его обитания. А разговоры про талантливых людей, которые талантливы во всём - не более чем дурацкий миф, чтобы тот, кто считается менее успешным, не посягал на регалии того, кто считается более успешным. Примеры Ньютона, Юнга, Ломоносова здесь несостоятельно. При всём уважении к этим безусловно умнейшим людям, то, что в их годы являлось открытием, сегодня известно школьнику.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: osh от 08. 02. 2013, 12:23:13
Мне кажется, что никакое логическое мышление шахматы не развивают. Требуется хорошая память, способность концентрировать внимание, а все остальное просто тренировка, нудная долгая тренировка и ничего больше.
Может я конечно чего то не понимаю в этой жизни, но при чем тут логическое мышление?
Даже не знаю, что они развивают. Иногда родители думают, что развивают усидчивость, с этим тоже не могу согласится, она либо есть, либо ее нет, если ребенок в принципе усидчивый, то возможно станет еще более, но шилопопый так им и останется. Память тоже, либо она хорошая, либо плохая. Единственное, чему может способствовать, на мой взгляд, шахматы, так это развитие каких то личностных характеристик, как то ответственность и умение принимать решения.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 08. 02. 2013, 12:36:52
Мне кажется, что никакое логическое мышление шахматы не развивают. Требуется хорошая память, способность концентрировать внимание, а все остальное просто тренировка, нудная долгая тренировка и ничего больше.
Может я конечно чего то не понимаю в этой жизни, но при чем тут логическое мышление?
Нет, ну польза какая-то обязательно будет. Точно также, как если ходить в спортзал и делать там физические упражнения: эффект от бессистемных тренировок всё равно будет, ведь мышцы получают нагрузку. Другой вопрос, что результаты трудов станут заметны очень нескоро. Ну ещё плюс оборотная сторона медали: неправильно работая с весом есть риск получить травму. А шахматы чем в принципе отличаются? Тоже само по себе занятие небесполезное, хотя бы потому что думать в них действительно надо. Или, как говорит Тимур Азизов, качать мозговую мышцу ;D Вообще, серьёзные занятия шахматами способны хорошо влиять человека. Вопрос только, в каком плане, и на него нет однозначного ответа. Однозначно говорить о развитии шахматами логического мышления или, скажем, математических способностей - это то примерно как считать, что занятия на турнике непременно должны научить хорошо боксировать.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Михалы4 от 08. 02. 2013, 12:38:27
Логическое мышление в шахматах - это составление и реализация планов игры с учетом противодействия соперника.
Расчет вариантов шахматист делает ведь не полным перебором, а смотрит ходы, соответствующие плану за себя, и мешающие - за соперника.
Что не так?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 08. 02. 2013, 12:50:20
Стараниями идеологов в прошлом шахматы из интеллектуальной игры превратились в какую-то науку, достижения в которой чуть ли не говорят о безусловном уме человека во всём остальном. Тогда как на самом деле шахматист - это тот, кто умеет играть в шахматы. А уж между собой у шахматисты различаются силой игры, которую опять почему-то проецируют на умственные способности. Глупость! Разве не надо думать в том же футболе? Ведь среди прочего, что восхищает поклонников "короля спорта" в легендарных игроках - умение нестандартно мыслить на поле. Смог ли бы какой-нибудь шахматист или доктор наук так чувствовать игровую ситуацию возле ворот соперника, как Герд Мюллюр? Вопрос чисто риторический. Или другой пример: профессиональные "качки", которых модно представлять исключительно тупыми. Хотя среди них немало ребят, которые физиологию знают в разы лучше иных товарищей с дипломами РГУФКСиТа. А один из самых известных "бодибилдеров" Лундгрен вообще является магистром химического машиностроения.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: osh от 08. 02. 2013, 01:07:51
Логическое мышление в шахматах - это составление и реализация планов игры с учетом противодействия соперника.
Расчет вариантов шахматист делает ведь не полным перебором, а смотрит ходы, соответствующие плану за себя, и мешающие - за соперника.
Что не так?
Вот именно, что "логическое мышление в шахматах". По моему к логике в общепринятом понимании имеет весьма сомнительное отношение.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: osh от 08. 02. 2013, 01:10:38
Стараниями идеологов в прошлом шахматы из интеллектуальной игры превратились в какую-то науку, достижения в которой чуть ли не говорят о безусловном уме человека во всём остальном. Тогда как на самом деле шахматист - это тот, кто умеет играть в шахматы. А уж между собой у шахматисты различаются силой игры, которую опять почему-то проецируют на умственные способности. Глупость! Разве не надо думать в том же футболе? Ведь среди прочего, что восхищает поклонников "короля спорта" в легендарных игроках - умение нестандартно мыслить на поле. Смог ли бы какой-нибудь шахматист или доктор наук так чувствовать игровую ситуацию возле ворот соперника, как Герд Мюллюр? Вопрос чисто риторический. Или другой пример: профессиональные "качки", которых модно представлять исключительно тупыми. Хотя среди них немало ребят, которые физиологию знают в разы лучше иных товарищей с дипломами РГУФКСиТа. А один из самых известных "бодибилдеров" Лундгрен вообще является магистром химического машиностроения.
Это оно все так, но все таки среди шахматистов идиотов меньше, чем среди других спортсменов.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 08. 02. 2013, 01:27:16
Стараниями идеологов в прошлом шахматы из интеллектуальной игры превратились в какую-то науку, достижения в которой чуть ли не говорят о безусловном уме человека во всём остальном. Тогда как на самом деле шахматист - это тот, кто умеет играть в шахматы. А уж между собой у шахматисты различаются силой игры, которую опять почему-то проецируют на умственные способности. Глупость! Разве не надо думать в том же футболе? Ведь среди прочего, что восхищает поклонников "короля спорта" в легендарных игроках - умение нестандартно мыслить на поле. Смог ли бы какой-нибудь шахматист или доктор наук так чувствовать игровую ситуацию возле ворот соперника, как Герд Мюллюр? Вопрос чисто риторический. Или другой пример: профессиональные "качки", которых модно представлять исключительно тупыми. Хотя среди них немало ребят, которые физиологию знают в разы лучше иных товарищей с дипломами РГУФКСиТа. А один из самых известных "бодибилдеров" Лундгрен вообще является магистром химического машиностроения.
Это оно все так, но все таки среди шахматистов идиотов меньше, чем среди других спортсменов.
имеются результаты соответствующих исследований? :)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: osh от 08. 02. 2013, 01:59:13
Это оно все так, но все таки среди шахматистов идиотов меньше, чем среди других спортсменов.
имеются результаты соответствующих исследований? :)
[/quote]
не знаю, может кто нибудь диссертацию защитил на тему: влияние рода деятельность на умственные способности  ;D ну или на подобии того.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 02:08:48
Может просто идиоты не играют в шахматы? Как среди переплывших реку нет неумеющих плавать?
Но из того факта, что кто-то вылез на противоположный берег реки, нельзя сказать, что выход на берег развивает умение плавать.

Т.е. что сначала? Идиоты не играют в шахматы, играющие в шахматы идиоты перестают быть идиотами...
или вот! Играя в шахматы ты не станешь идиотом (от игры в шахматы по крайней мере). Шахматы не делают из людей идиотов! (ну или делают меньше идиотов чем другие виды спорта)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Devuschka от 08. 02. 2013, 03:39:24
Привожу пример. Мехмат 1 курс,девчонок мало, среди них только 2 москвички и странное совпадение. Обе в детстве научились играть в шахматы.И в разное время принимали участие в турнирах.Задачки там с папами решали.Видно научились напрягать мозг, потом и математика мехматовская сложная им давалась проще. Обе в асперантуру поступили. Это я про свою группу. И еще у обейх мужья умели играть в шахматы в разной степени.А кто не освоил шахматы, тот не поступил в МГУ на мехмат.Мораль: не умеешь в шахматы играть поступай в ПТУ. Деньги по окончании будешь зако -лачивать. Руки золотые будут. А то этих с мозгами куда девать то? ;D 


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 04:01:47
т.е. все девочки усеющие играть в шахматы должны поступить на мехмат? Или в шахматы научились играть только те девочки, которым и на мех-иате учиться по плечу? :)
А если девочку, что в ПТу пошла научить в шахматы играть, то она по окончании ПТУ тоже на мехмат поступить смогут? ;)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Devuschka от 08. 02. 2013, 04:20:54
Вы общались с нашими девочками шахматистками, которые играют в шахматы в 13, 14, 15 лет? Там такой интеллект прет.Такое умение работать. Такая целеустремленность. Если они поставят себе задачу поступить учиться на технический факультет и будут решать соответствующие задачки, а они работать приучены, обязательно поступят! ;)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 04:28:58
Не общался. но может они хорошо играют в шахматы потому что работать приучены, а не работать приучены потому что в шахматы играли?
И может быть те кто умеет работать и умеет поставить задачу быстрее поступят куда им надо не отвлекаясь на шахматы?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 08. 02. 2013, 04:39:06
Не общался. но может они хорошо играют в шахматы потому что работать приучены, а не работать приучены потому что в шахматы играли?
И может быть те кто умеет работать и умеет поставить задачу быстрее поступят куда им надо не отвлекаясь на шахматы?
Ну я ж в самом начале и написал: когда удастся решить задачку, что первично: материя или сознание, курица или яйцо, тогда такие вопросы будут решаться на раз!  ;D


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 04:44:11
Не общался. но может они хорошо играют в шахматы потому что работать приучены, а не работать приучены потому что в шахматы играли?
И может быть те кто умеет работать и умеет поставить задачу быстрее поступят куда им надо не отвлекаясь на шахматы?
Ну я ж в самом начале и написал: когда удастся решить задачку, что первично: материя или сознание, курица или яйцо, тогда такие вопросы будут решаться на раз!  ;D
Истинно так! Почему пуля всегда попадает в свою дырку в стене? :)
Но просто вот вопрос отчего возник в простой форме. Если хочешь поступить на мехмат (для определенности) нужно заниматься математикой или учиться играть в шахматы?
шахматы научат упорству, умению ставить и решать задачи? А решение мат. задач этому научить не может? Ну скажем занятия математикой?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 08. 02. 2013, 04:54:39
Почему пуля всегда попадает в свою дырку в стене? :)

Ядерная бомба всегда взрывается в эпицентре!
 ;D


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Дмитрий от 08. 02. 2013, 05:03:13
Крайние мнения здесь не объективны. Где-то находится золотая середина или золотая почти середина. Может быть шахматы развивают не столько мышление, сколь житейскую мудрость.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 08. 02. 2013, 05:11:36
что то Остапа (меня) опять понесло. Мнения они и есть мнения.
Но вот что шахматы развивают житейскую мудрость.... что-то в этом совсем сомневаюсь.... По моему житейскую мудрость может развить ОСМЫСЛЕННЫЙ жизненный ОПЫТ. Шахматы же от жизни уводят. Очень уж игра эта игра. Идеальный шахматист сидит в абсолютно изолированной башне из слоновой кости и думает куда поставить коня (ходов через 40 :) )


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Дмитрий от 08. 02. 2013, 05:22:08
Жизненный опыт -- это уж само собой.  Но для детей участие в ОСМЫСЛЕННЫХ соревнованиях -- серьезная часть жизненного опыта и некоторая модель взрослой целенаправленной деятельности


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Цукатт от 08. 02. 2013, 08:34:01
Есть такой тезис "Талантливый человек талантлив во всем".
Что интересно, жизнь это подтверждает.
Это, видимо, и есть ответ на ваш вопрос.

То же самое хотела сказать. Дети, которые тянут шахматы, также тянули бы или тянут и без них другие секции, школьные предметы, ну и вообще умнички по жизни. Шахматы - несмотря на их массовое сейчас "детское лицо" очень взрослый, серьезный вид спорта. Как ни прискорбно, но по моим наблюдениям, этот вид деятельности реально старит людей. Мужчины-шахматисты выглядят лет на 10 старше своих собственных лет.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: nal65 от 08. 02. 2013, 08:54:40
Мой старший брат (вполне приличный шахматист-любитель, закончивший мехмат МГУ) любил говорить: "Регулярные занятия шахматами очень развивают умение играть в шахматы" ;)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: FIBM от 08. 02. 2013, 09:58:57
Мой старший брат (вполне приличный шахматист-любитель, закончивший мехмат МГУ) любил говорить: "Регулярные занятия шахматами очень развивают умение играть в шахматы" ;)
Занятия шахматами гарантированно развивают только умение играть в шахматы. Все остальное
(общая культура, логика, планирование, интересная жизнь, творчество и т.д.) может быть, а может и нет: зависит как обычно от родителей, тренера, клуба...


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 10:06:05
Согласен с последними сообщениями. Сегодя вот показал оставшимся после занятия детям такую известную математическую игру http://matemonline.com/2012/03/zanimatelnaja-logicheskaja-igra-rostki/
Благо в неё очень удобно на огромной интерактивной доске играть. Так вот. Могу запросто турнир по этому делу провести и что? Что? А вот захочу и пять страниц текста напишу о пользе этой игры и что она у детей развивает. А захочу и шесть страниц напишу. И слов там мудрёных будет выше крыши. И про пропедевтику топологии и о теореме того самого Жордана и о пространственном воображении и о формировании внутреннего плана дейтсвий и про всё- про всё... Осталось только родителей массово на это дело чесса... Нет... Придётся другое слово придумывать... Но за этим не заржавеет - дайте только время - и буду чемпионаты проводить.  ;D Главное, правила просты до безобразия, cама игра - дико сложна. А победители будут всегда. Да... Ещё плюс - в этой игре не бывает ничьих, а её результаты вполне можно продавать как картину абстракционистов - что не партия, то неповторимая абстракция, читерство, кстати, так же невозможно. Ну во всём лучше шахмат. По ящику тоже вполне можно показывать.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: rys6 от 08. 02. 2013, 10:13:55
Я думаю, у того, кто склонен к логическому мышлению, занятия шахматами его таки развивают. Убедилась сегодня на собственном ребенке:
есть у нас пространственно-логическая головоломка "шоколадный набор" ( http://www.igroved.ru/games/chocolate-fix/), там задания 4 уровней сложности. Последний раз ребенок брал её в руки год назад, доходил до середины второго уровня. За этот год он плотно занимался только шахматами ( в школу ещё не ходит). Сегодня достал и абсолютно без проблемь с комментариями и пояснениями прорешал до конца третьего уровня. Можно, конечно, предположить, что просто вырос ( хотя до рекомендовонного на упаковке возраста ещё далеко), но дело в том, что я регулярно даю эту игрушку маленькими порциями своим ученикам ( самого разного возраста и способностей),  и на всех без исключения вижу, что при переходе от 2-го уровня к третьему, они впадают в ступор ( там действительно усложняется тип логических рассуждений), кто-то быстро сам из него выходит, кого-то нужно подталкивать, но скачок на другой уровень логических рассуждений точно есть. Делаю вывод, что у моего ребенка за год этот скачок произошел, предполагаю, что как раз за счет интенсивных занятий шахматами.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 10:23:12
Понимаете в чём вся фишка. Если бы вы поставили задачу, чтобы ребёнок справлялся с головоломками такого класса (я посмотрел) то его можно было бы научить этому - причём целенаправленно и применительно (я подчёркиваю) именно не к одной конкретной головоломке,а к целому классу подобных и научить быстрее намного. При этом он мог бы и в шахматы вообще играть не уметь. Вопрос в том, что вряд ли найдётся родитель, который бы такую задачу поставил или сам перед собой или перед кем-то.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: rys6 от 08. 02. 2013, 10:41:48
А никто же и не говорит, что логическое мышление можно развивать ТОЛЬКО шахматами. И уж я вовсе не хочу сказать, что шахматами стоит заниматься ДЛЯ ТОГО чтобы развить логическое мышление. Можем считать прогресс в построении логических рассуждений побочным эффектом. Я просто констатирую факт, что таковой эффект есть.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 08. 02. 2013, 10:43:31
С этим я не спорю - просто я вижу дивизии родителей по стране которые тащат малышей на шахматы развивать логическое мышление и подвергаются банальному чёссу - но в принципе - сами виноваты. Надо поплотнее интересоваться сферой дейтельности, куда пихаешь ребёнка.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: osh от 08. 02. 2013, 11:48:35

То же самое хотела сказать. Дети, которые тянут шахматы, также тянули бы или тянут и без них другие секции, школьные предметы, ну и вообще умнички по жизни. Шахматы - несмотря на их массовое сейчас "детское лицо" очень взрослый, серьезный вид спорта. Как ни прискорбно, но по моим наблюдениям, этот вид деятельности реально старит людей. Мужчины-шахматисты выглядят лет на 10 старше своих собственных лет.
Нет, не согласна. У ребенка может что то идти, а что то нет. И это очень быстро становится видно, глядя на других детей в коллективе. Мой например с 4 неполных лет занимается плаванием, при том что первые полгода ходил с доской по дну бассейна, когда все остальные уже плавали. Но я ведь упорная и плавать он таки научился и при том хорошо, но в шахматах успехов гораздо больше, несмотря на то, что плавать начали раньше, правда без сумасшедшего энтузиазма.
Да и про мужчин шахматистов тоже не соглашусь,  по разному они выглядят, недавно была удивлена узнав сколько лет одному тренеру, дала бы меньше.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 09. 02. 2013, 05:31:38
Хочу подкинуть дров с помощью ссылок. Вы, возможно, не знакомы ну например вот с такой статьёй. В любом случае советую: почитайте или перечитайте http://www.proint.narod.ru/kniga2/mnenie08.htm


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 09. 02. 2013, 05:52:39
Ну а вот типичный образец использования имиджа шахмат для чёсса.

1. Cамое главное: http://yarastu.com/tutors/chess/

Опыт шахматной педагогики более 20 лет. За это время разработана своя собственная методика для работы с детьми начиная с 3-х лет.

"В чем же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к познанию, обучению. Чем бы ребенок, умеющий играть в шахматы, не занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы".


Неплохой списочек того, что развивают шахматы.  ::)

2. Ну а дальше воистину самое главное:

http://yarastu.com/pricelist/


Шахматы для детей с 3 лет

Занятия по шахматам проводятся по следующему расписанию.

Начальный уровень с 3 лет
Тип    Продолжительность    Стоимость
Пробное занятие    30 минут    350 рублей
Абонемент    4 посещения    1300 рублей
Абонемент    8 посещения    2400 рублей
Индивидуальное занятие    30 минут    500 рублей


Первая ступень
Тип    Продолжительность    Стоимость
Пробное занятие    45 минут    450 рублей
Абонемент    4 посещения    1800 рублей
Абонемент    8 посещения    3000 рублей

 
И будет вам счаcтье: ребёнок разовьёт в себе .... Смотрите список номер один!



Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 09. 02. 2013, 08:45:28
И то, что вот такой развод безотказно работает и приносит самое главное в нашей жизни имеет до безобразия простое объяснение. Люди в своей массе остались так же невежественны, как и  (я извиняюсь) в средневековье. Я поясню. Как известно, была такая развлекуха у человечества как поиск философского камня - он же пятый элемент, он же магистерий и так далее. Короче, это такая фигня, с помощью которой можно получить золото не токмо из серебра, но и (я извиняюсь) даже из говна!
Алхимики, правда, зачастую свято верили в то, что у них получится и ... часто плохо кончали свою жизнь. Ибо до алчного господина  в конце-концов могло дойти, что он содержит на свой бабас (тоже самое золото - пластиковых карт и даже бумажных денег ещё не было) афериста, который обещает делать то самое золото из говна, но время идёт, этот хрен что-то там жгёт, коптит, взрывает, кипятит, вонь стоит невообразимая, золото (настоящее) сосёт на свои опыты, а на выходе - пшик: говно - говном и остаётся и превращаться взолото не желает, хоть ты тресни... Далее понятно, что тогда не парились толерантностью да и на законы почихивали - мягко сказано, пыток тоже так не особо стеснялись... В общем, рискованная была профессия у алхимиков.
Их последователям из наших дней живётся гораздо лучше, безопаснее и вольготнее... Смотрите. Ну вроде как за столько столетий люди поняли - просто так золото из говна не сделать, зато теперь их можно развести на другое, но схема остаётся в принципе такая же.

1. Шахматы объявляются философским камнем, магистерием развития ребёнка. При этом, что несказанно радует, это камень - он - вот. Он уже есть.
2. А дальше надо найти родителей, которые понесут владельцу оного магистерия самое главное в нашей жизни. И их находится выше крыши. Тоже не проблема.
3. И совсем лепота состоит в том, что клиенту весьма затруднительно проверять результат действия магистерия. Средневековый господин всё же мог говно от золота отличить - тут больших мозгов не надо - достаточно не быть идиотом. Правда, алхимики, спасая свои задницы, фокусничать начинали и в процесе часто и кусочки настоящего золота в реторты подбрасывали. Современные их последователи тоже могут фокусничать, если приспичит. Например провести турнир и торжественнно объявить что какие-то чада (под воздействием магистерия) выполнили третий взрослый (!) разряд по шахматам и даже вручить млеющим родителям бумажки об этом важном событии в жизни их ребёнка, подтверждающим, что он успешно развивает в себе... Можно я не буду эту длинную ахинию волшебных свойств нового магистерия печатать? Меня даже копипаст тошнит делать.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 10. 02. 2013, 09:47:08
Привожу пример. Мехмат 1 курс,девчонок мало, среди них только 2 москвички и странное совпадение. Обе в детстве научились играть в шахматы.И в разное время принимали участие в турнирах.Задачки там с папами решали.Видно научились напрягать мозг, потом и математика мехматовская сложная им давалась проще. Обе в асперантуру поступили. Это я про свою группу. И еще у обейх мужья умели играть в шахматы в разной степени.А кто не освоил шахматы, тот не поступил в МГУ на мехмат.Мораль: не умеешь в шахматы играть поступай в ПТУ. Деньги по окончании будешь зако -лачивать. Руки золотые будут. А то этих с мозгами куда девать то? ;D 
Да что Вы говорите. Может, сейчас выясниться, что Мехмат МГУ - факультет исключительно шахматный?


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: JVV88 от 10. 02. 2013, 09:49:14
Есть такой тезис "Талантливый человек талантлив во всем".
Что интересно, жизнь это подтверждает.
Это, видимо, и есть ответ на ваш вопрос.

То же самое хотела сказать. Дети, которые тянут шахматы, также тянули бы или тянут и без них другие секции, школьные предметы, ну и вообще умнички по жизни. Шахматы - несмотря на их массовое сейчас "детское лицо" очень взрослый, серьезный вид спорта. Как ни прискорбно, но по моим наблюдениям, этот вид деятельности реально старит людей. Мужчины-шахматисты выглядят лет на 10 старше своих собственных лет.
Чего-чего?? Интересно, где были сделаны такие наблюдения. Я вот, думаю, общался в неформальной обстановке с шахматными профессионалами побольше Вашего. И знаете, видел как раз таки другое: шахматисты - что большие дети.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: Alex-the-Knight от 14. 02. 2013, 10:16:50
Ну вот вам и ответ http://www.gazeta.ru/science/2013/02/14_a_4966501.shtml
Если это действительно так, то всем можно расслабиться. Не то что шахматы не помогут, а вообще ничего - каким родился, таким и будешь...ну, если не научатся искусственно альфа-ритмы подправлять  ;D


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 14. 02. 2013, 10:37:29
Осталось только дождаться, когда бихивеористические бредни окончательно выветрятся из сознания людей. Они присутствуют сейчас в сознании очень многих и тут что такое бихевиоризм знать совсем не обязательно.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 14. 02. 2013, 10:40:13
Но я думаю, что я до этого не доживу.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: osh от 14. 02. 2013, 11:13:47
Ну вот вам и ответ http://www.gazeta.ru/science/2013/02/14_a_4966501.shtml
Если это действительно так, то всем можно расслабиться. Не то что шахматы не помогут, а вообще ничего - каким родился, таким и будешь...ну, если не научатся искусственно альфа-ритмы подправлять  ;D
Ну так и есть. Проверено на собственном опыте.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: R00T от 14. 02. 2013, 12:06:02
Ну а на своем собственном опыте ( :) ) все-таки возьмусь утверждать, что "учиться можно научиться". Эта статья пытается определить лишь об "установленной природой планке". То что она у всех разная никто не спорит - ну это очевидно. Но вот для меня также очевидно, что никто из нас (может быть неверно для "из Вас") и близко не подходит к отведенному природой пределу. По мне - так точно.
А вот внутри этих пределов можно успешно двигаться. Грубо говоря, почти все люди могут соответствовать по подготовке на значок ГТО. И это даже не просто "нормальная форма". А вот соответствует ему намного меньше.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: NKNforever от 14. 12. 2014, 02:35:33
Тоже посмотрела старые темы  Математика- это математика, а шахматы- это шахматы А про математику еще- есть мнение, что все , что до 8 класса (9)-это и никакая не математика Большинство(практически все) детей еще хорошо рисуют- можно это развивать? А если не рисует, можно развить? -- ЭТО Я ДО АБСУРДА ДОВОЖУ РАССУЖДЕНИЯ- кстати, можно задать вопрос- а что развивает рисование?   Дети в 3 года вообще все гениальны, если уметь с ними разговаривать , да и в 4  тоже ,если хотеть с ними разговаривать а дальше-нет,все равно все почти гениальны  , в 5 и в 6- все суперспособные , ой , не знаю ...ШАХМАТЫ-ЭТО ДАЖЕ НЕ МАТЕМАТИКА  Одно точно -заставить играть в шахматы невозможно   А детей развивает , если с ними с рождения РАЗГОВАРИВАЮТ  и проводят вместе время в ЛЮБЫХ  человеческих занятиях


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 14. 12. 2014, 03:07:18
Про рисование. А это зависит от того, как язык подвешен у человека, который будет пропагандировать занятия рисованием.
Вот вам на вскидку варианты.
1. Биологический. Рисование развивает мелку моторику
2. Эстетический. Рисование развивает чувствуо прекрасного (даже если ребёнок каля-маля рисует - а это у него такое вИдение
3. Философский. Рисование это начальный этап деятельности относящийся к высшему предназначению Человека, которое состоит в том, чтобы ОТОБРАЗИТЬ МИРОЗДАНИЕ.
 :)


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: chessvdk от 14. 12. 2014, 03:14:08
А вот это.
Одно точно -заставить играть в шахматы невозможно   А детей развивает , если с ними с рождения РАЗГОВАРИВАЮТ  и проводят вместе время в ЛЮБЫХ  человеческих занятиях
+10000
Любящая бабушка, просто общающаяся с маленьким внуков или внучкой и очень много с раннего детства (у родителей которые работают может быть меньше времени) и бабушка просто для примера - может быть дедушка или неработающая мама и так далее дадут фору любым развивающим конторам по любым сферам раннего развития в смысле развития ребёнка как такового вообще.
Кстати, в смысле развития ребёнка такие люди круче самого распрекрасного и супер платно развивающего детского сада даже если в нём учат японский язык, шахматы, основы интегрального исчисления, информатику и осваивают приёмы борьбы джиу-джитсу.


Название: Re:Что, кому и как развивают шахматы
Отправлено: NKNforever от 16. 12. 2014, 02:48:51
Про рисование. А это зависит от того, как язык подвешен у человека, который будет пропагандировать занятия рисованием.
Вот вам на вскидку варианты.
1. Биологический. Рисование развивает мелку моторику
2. Эстетический. Рисование развивает чувствуо прекрасного (даже если ребёнок каля-маля рисует - а это у него такое вИдение
3. Философский. Рисование это начальный этап деятельности относящийся к высшему предназначению Человека, которое состоит в том, чтобы ОТОБРАЗИТЬ МИРОЗДАНИЕ.
 :)
ОТОБРАЗИТЬ МИРОЗДАНИЕ