Недавно я натолкнулся вот на такую мхом уже поросшую статью в газете Правда от 1936 года.
http://proint.narod.ru/publ2011/pravda_1936.htmМхом-то может быть и мхом, и написана статья в лучших традициях официоза того времени, но я хочу обратить ваше внимание на следующую цитату.
Шахматы давно стали у нас одним из важнейших факторов культурного воспитания масс. Мы ценим шахматы, эту „мудрую" игру, стоящую на грани между наукой и искусством, потому что она содержит в себе богатейшие элементы художественного творчества. Шахматы развивают в человеке методичность и последовательность, дают простор аналитическим способностям, творческой фантазии. Но прежде всего, шахматы — это борьба, борьба напряженная, требующая для достижения победы большой выдержки, настойчивости, решительности, железной воли.Чего-то не хватает - да? Логического мышления? Развития внимания и усидчивости? Развития памяти? Да много чего не хватает в этой статье из того, что сейчас принято писать про шахматы чуть ли на каждом углу.
Но прежде всего, шахматы - это борьба, борьба напряжённая, требующая для достижения победы большой выдержки, настойчивости, решительности, железной воли.Шахматы идеально ложились, как один из кирпичиков, в проект по созданию советского человека. В тот проект... Которого уже нет и не будет.
Однако же, и я тут как-то даже пытался это детям объяснить... Хотя... Бесполезно. Вот банальный и простой факт, который лежит просто в словах. Слова - это основа всего. Помните?
В начале было СЛОВО...ИГРА
ВЫ
ИГРАТЬ
Всё до звона просто.
ВЫ
ИГРАЛИ
Если раздельно, то получается ВЫ ИГРАЛИ.
Если слитно, то ВЫИГРАЛИ!
Вот и весь смысл, вся первооснова. Статья в Правде не грешит против этой фундаментальной истины. Про детей оттуда же...
Мы не говорим уже о размерах шахматного движения в Красной Армии, где нет ни одного красноармейского клуба или красного уголка без шахмат. А шахматное движение среди школьников, среди пионеров! Какое замечательное зрелище представляют собой шахматные турниры среди пионеров, как поражает их серьезный подход к этой игре, их стремление овладеть теорией и практикой шахматного искусства.Многие меня читающие могут не до конца понимать, откуда у меня пессимизм в отношении будущего шахмат. А я вам скажу. Я в детской части этой игры уже почти четверть века. И вот теперь я уже с кристальной практически ясностью вижу потерю правильного позиционирования шахмат в социуме.
Древняя игра не задумывалась как средство развития человека. Игра - она и есть игра. Играют, чтобы выиграть. Вот и всё. Человечество может на каком-то этапе своего развития заблуждаться и предаваться массовому психозу, но это не может продолжаться бесконечно. Всё ж таки у апгрейженных обезьян имеются мозги.
Популярные рассуждения о том, как развивают детей шахматы в дошкольном и младшем школьном возрасте - чушь и враньё для бОльшей и существенно бОльшей части детей попросту не предрасположенных в таком юном возрасте осваивать столь сложную игру.
Конечно, можно выхолостить шахматы до того, чтобы посадить за доску двухлетнего кроху (я рассказываю реальную методику) и потом переться от того, что мы от него добились, что он одинокой ладьёй за два хода (сначала пойдя по вертикали - хотя слово это ещё выговорить не может) а потом по горизонтали съел этой ладьёй белую пешку.
Не... Ну колоссальное достижение! Вы не находите?
Один только вопрос - НА ХРЕНА?
Я потом продолжу, тут турниры на обсчёт пришли...