Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Образно-чувственное отражение мира  (Прочитано 5029 раз)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« : 31. 05. 2015, 08:58:44 »

Я уже неоднократно писал о том, что шахматы мало каким боком относятся к так называемому пресловутому логическом мышлению (которое они якобы развивают). Именно поэтому, я, как правило, издеваясь, пишу о логическом мЫшлении которое развивают шахматы.

Ознакомился тут вот с таким материалом http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/galin/02.php
который буду здесь цитировать.

Итак, начнём, как говорится, от самой печки.

В раннем детстве развивается прежде всего образно-чувственное отражение реальности и связанное с ним образно-чувственное мышление.
а) Медленное начало. Любознательности младенца, стремлению узнать новое (на уровне вижу - слышу - чувствую) противостоят его ограниченные физические возможности, заботы взрослых о безопасности его жизни. Младенец живет в достаточно ограниченных условиях, обычно знает свой дом, членов семьи и их самых близких знакомых.
б) Быстрое развитие психологической функции. Затем, по мере роста, указанные ограничения постепенно уменьшаются, ребенок знакомится со все новыми и новыми явлениями, быстро расширяя свои представления о мире. Квартира, улица, квартал, город или

село, окружение города или села, дача, лес, степь, реки, озера, сверстники, родственники, новые и новые люди, телефильмы, спектакли и т. д. Расширению представлений помогают поездки, экскурсии, путешествия...
в) Замедление. Мир бесконечен. И в принципе, ребенок, затем подросток, юноша (девушка) мог бы (могла бы) увлекаться отражением мира на уровне чувств до бесконечности. Для того чтобы познание мира на уровне вижу - слышу - чувствую продолжалось такими же темпами, необходимы затраты слишком большого количества сил, ресурсов, поэтому оно замедляется. Со временем возникает ощущение слишком большого объема впечатлений, которые можно получать, особенно если их развивать «вширь» и «вглубь» (уделять внимание более мелким деталям наблюдаемого), а также ощущение того, что многое в том, что доступно, повторяется. Это ощущение предшествует увлечению новым, более компактным подходом к отражению мира: в одном и том же понятии могут быть отражены многие явления. Интерес к дальнейшему накоплению впечатлений уменьшается, внимание переключается на развитие отвлеченного мышления.

А теперь посмотрите во вкладке как меняется у человека мышление от самого начального (образно чувственного) через понятийно-логическое к интуитивно-абстрактному мышлению и на какой возраст приходится развитие той или иной формы мышления.


* 3s.png (64.76 Кб, 871x490 - просмотрено 1511 раз.)
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #1 : 31. 05. 2015, 09:10:07 »

А теперь очень внимательно посмотрите на s-образную кривую под номером 1 - это та кривая, которая показывает как раз развитие у человека образно-чувственного восприятия мира.

Я на ось Y поставил два рейтинга 1200 и 1600 чтобы был масштаб и обвёл кусок этой самой кривой красным.
Ну вот вам примерно и даже надо сказать график весьма неплохого результата в шахматах который достигает основная масса детей в освоении данной игры в эпоху отгоршкового бешенства и сильнее уже играть они не будут и шахматы лучше понимать не будут, так как вот видимо для подавляющего большинства людей образно-чувственное отражение мира позволяет в шахматах достигать только такого результата (отдельные звёзды не в счёт) а вообще для массовки и это непостижимый космом.
Рано.
А играть сильнее и понимать шахматы эти дети не будут, так как завяжут заниматься ими в 12-13 лет.


* 3sr.png (72.32 Кб, 871x490 - просмотрено 1662 раз.)
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #2 : 01. 06. 2015, 01:39:36 »

Развитие абстрактно-аналитического мышления бесконечно, подобно бесконечности числа образов. Но в то же время абстрактно-аналитическое мышление и ограничено в смысле набора некоторых операций, действий в уме, которые в нем могут совершаться. Доказательства этого приводятся в работах Ж. Пиаже (1969 и др.) по формальному интеллекту. Ж. Пиаже показал, что существует некий, достаточно ограниченный набор действий или операций, которыми характеризуется все абстрактно-аналитическое, логическое мышление. Если человек достаточно долго занимается им, он при
всем разнообразии знаний начинает замечать: «что-то в этом повторяется». Или: «все это - одно и то же.» Это становится «тривиальным», поскольку выучено, натренировано, привычно.
Это нетривиально в смысле мыслительных операций, которые бесконечно могут давать новые результаты или для тех, кто не может освоить это мышление в полной мере, но это может быть тривиальным для того, кто это изучил, «выучил» его, натренировался в нем, для того, кто почувствовал ограниченность набора операций абстрактно-аналитического мышления, почувствовал внутреннюю ограниченность этого мышления, даже если не все в этой ограниченности мог объяснить словами, ведь для такого объяснения нужны психологические знания.
Подобные чувства подготавливают отмеченное «отрицание с сохранением», оно обычно доступно учащимся и студентам, которые в молодые годы много лет находились среди тех, кто мастерски владел абстрактно-аналитическим, логическим мышлением, - и среди преподавателей, и среди учеников, и среди студентов.
Например, учащиеся ФМШ в повседневном общении между собою тренируют абстрактно-аналитическое мышление даже больше, чем преподаватели. Кроме того, возникают микросоциологические явления в группах учащихся, которые подсказывают многим ограниченность этого мышления, существование пределов в нем. Некоторые учащиеся, лидеры в плане рассматриваемого развития, характеризуют это ярче всего. Они доходят до открытых высказываний о том, что «все это обыкновенно, не интересно, не привлекательно, банально» и т. п.
Восторг, восхищение возможностями абстрактно-аналитического мышления сменяется тем, что все становится известным, надоедает, повторяется.
Эмоциональные оценки служат тем, что переключает развитие мышления на новое направление.


Как мне представляется, тут рассказано об одном из важнейших факторов, которые способствуют тому, что те редкие дети, кто не ушёл из шахмат в 11-12 лет, кто застал в них тот возраст когда как раз и развивалось логическое мышление, потом очень часто завязывают лет в 16-17 и запросто могут завязать навсегда.

Если человек достаточно долго занимается им, он при
всем разнообразии знаний начинает замечать: «что-то в этом повторяется». Или: «все это - одно и то же.» Это становится «тривиальным», поскольку выучено, натренировано, привычно.


Шахи, маты, стандартные дебютные схемы, стандартные атаки, приёмы, всё это повторяется и повторяется и ...
И надоедает в конце концов.
И так и не дойдя до следующего этапа  юноша или девушка отправляют шахматную доску на полку и в подавляющем случае бывают правы - зачем это теперь? Ведь мир намного богаче.
Ну и где же место этой типа как великой игры в современном мире?
В школе в рамках всеобуча?
В отгоршковых первенствах?
В лучшем случае культурное проведение свободного времени и не более того.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Dmitriy
Свой человек
***
Сообщений: 213


« Ответ #3 : 22. 06. 2015, 10:15:37 »

Э-э-э... "Многа букф"  Непонимающий
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #4 : 22. 06. 2015, 10:19:29 »

Может и много.
Но так (по большому счёту) можно и в двух словах написать. Подавляющее большинство детей плющат шахматами (кого плющат) или просто делают вид что занимаются вумной игрой и типа что-то там себя развивают (дофига чего) в том возрасте, когда они просто нефига к такой деятельности не готовы.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Dmitriy
Свой человек
***
Сообщений: 213


« Ответ #5 : 22. 06. 2015, 10:37:56 »

Во! Так понятно. Улыбающийся Давно ученые показали, что при игре в шахматы активируется то же полушарие, что и при музыке, рисовании. То есть, шахматы - это в первую очередь творчество. Но боюсь, что детское развитие, это отражение амбиций родителей.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #6 : 22. 06. 2015, 11:01:16 »

А можно ссылку где про шахматы и правое полушарие?
Просто заинтересовало.
Пока вот только между делом прочитал вот такую статью про полушария вообще.
http://www.forsfortuna.com/health/242-polusharija-mozga.html
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Dmitriy
Свой человек
***
Сообщений: 213


« Ответ #7 : 22. 06. 2015, 11:04:50 »

Опаньки, сам удивился, что не так. Прочитал, и засело в подкорке. Полез в иннет - я не прав оказался. Работают оба полушария.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #8 : 22. 06. 2015, 11:15:25 »

Меня, кстати, один абзац несколько зацепил из той статьи что я привёл.

В младшем школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно, как следует. Сом­нения в правильности своих действий оз­начают неуверенность в себе, отсутствие единства «я» и вместе с тем - болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Зачастую такая чрезмер­ность поддерживается навязыванием, вну­шением, давлением родителей, облада­ющих такой же гиперсоциальной направ­ленностью личности. Здесь и родителям, и детям присущ максимализм - стремле­ние достичь, во что бы то ни стало «по­толка» - будь то отличные успехи в уче­бе, музыке, шахматах или поведении. Это вызывает у детей (как, впрочем, и у взрос­лых) постоянное перенапряжение нервно-психических сил, состояние хронического стресса - запредельного режима работы левого полушария. Проявляется это в на­растающем постепенно чувстве умствен­ной усталости, отвлекаемости внимания, головных болях (или тяжести в голове). Происходящая под влиянием сильных вол­нений и переживаний психическая травматизация способствует возбуждению ак­тивности правого полушария и временно­му ослаблению активности левого. Но по­скольку оно и так длительное время на­ходится в состоянии хронической перегруз­ки, то уже «не выдерживает», не обеспе­чивает полноценной переработки поступа­ющей из правого полушария информации. В результате она должна повторяться не­однократно, как бы в виде толчков, дроб­но, чтобы пробить себе дорогу и быть переработанной левым полушарием. В свою очередь, возбужденное правое полушарие генерирует страхи и тревоги, которые не могут быть «как положено», критически, рационально «осмыслены» левым полуша­рием. Вместе эти два запредельных режи­ма работы полушарий и формируют струк­туру навязчивостей. В последующем, ког­да смягчаются острые переживания и появляются упорно держащиеся навязчивые мысли и опасения, можно говорить уже о другом режиме работы больших полушарий, а именно о чрезмерном возбуж­дении левого и торможении правого. Тог­да исчезает спонтанность, непосредствен­ность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат - постоянное беспокойство и сом­нения, тревожную мнительность. Подобные явления могут быть особенно выражены в подростковом возрасте. Подросток стра­дает от своей непохожести на других и одновременно неуверенности в себе, его тяготят постоянные опасения и сомнения, он не способен радоваться, он мучитель­но ищет и не может найти себя. И все это «горе от ума» происходит на фоне достаточно хороших, если не отличных, успехов в школе, но прогрессирующих не­успехов в общении со сверстниками.

Очень хорошо описано весьма распространённое явление в современных детских спортивных шахматах и как раз ещё в самом активном в них диапазоне - младший школьный возраст.
О последствиях тоже написано...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #9 : 22. 06. 2015, 11:16:44 »

Ещё раз.

В младшем школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно, как следует. Сом­нения в правильности своих действий оз­начают неуверенность в себе, отсутствие единства «я» и вместе с тем - болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности.

Шахматы (если ребёнка ими реально плющить) представляют собой просто идеальный вариант вот для такого пути в невротики.
Кто не верит, вы попробуйте сами в такую сложную игры научиться играть, чтобы постоянно что-то не делать не так.
А если посчитаете, что научились делать чаще всего всё так, то научитесь пользоваться движком типа рыбки, гудини и далее по списку и вы просто ужаснётесь от того - сколько же вы опять на самом деле сделали не так.  Смеющийся
« Последнее редактирование: 22. 06. 2015, 11:18:18 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в: