Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1] 2 3 ... 10
  Печать  
Автор Тема: Навыки/знания для юношеских разрядов.  (Прочитано 17181 раз)
DenisPro
Новичок
*
Сообщений: 4


« : 23. 12. 2019, 04:16:00 »

Коллеги, нужна ваша помощь!

Насколько мне известно, существует некий набор навыков/теоретических знаний, которыми, в среднем, должен обладать (или желательно, чтобы обладал) шахматист, претендующий на тот или иной разряд (звание). Если для разрядов от 3-го взрослого до КМС список этих навыков/теоретических знаний можно найти в Интернете, то для разрядов с 3-го по 1-й юношеский такой информации я не нашел.
Не поделитесь ли своим опытом/соображениями на этот счет? В качестве примера, вот навыки/знания для 3-го ВЗРОСЛОГО разряда советской шахматной школы…
Что из этого, по идее, должен знать/уметь шахматист 3, 2 и 1 ЮНОШЕСКИХ разрядов?

Пошаговый план занятий
1.   Немного истории
2.   Базовые правила игры
3.   Пешка
4.   Слон
5.   Конь
6.   Ладья
7.   Ферзь
8.   Король
9.   Рокировка
10.   Взятие на проходе
11.   Шахматная нотация
12.   Ценность фигур
13.   Шах
14.   Что такое мат
15.   Что такое пат
16.   Что такое двойной шах
17.   Вечный шах
18.   Ничья в шахматах
19.   Тай-брейк
20.   Что такое связка
21.   Вилка в шахматах. Двойной удар
22.   Что такое жертва
23.   Как дать мат одинокому королю
24.   Как разные фигуры матуют в середине игры
25.   Мат в 1 ход
26.   Мат в 2 хода с помощью двойного шаха
27.   Мат в 2 хода по последней горизонтали
28.   Мат в 2 хода
29.   Мат в 3 хода
30.   Нападение на фигуры и пешки, их защита
31.   Нападение, ведущее к выигрышу фигуры, качества или пешки
32.   Защититесь от нападения на фигуру
33.   Открытое нападение
34.   Сквозной удар
35.   Ловля фигуры
36.   Двойной удар
37.   Связка
38.   Промежуточный ход
39.   Угрозы различного типа
40.   Найдите защиту от угрозы мата
41.   Создайте неотразимую угрозу
42.   Активность – важнейший принцип шахматной борьбы
43.   Материальное равенство
44.   Размен фигур и пешек
45.   Жертва. Материальное и позиционное преимущество
46.   Ослабление короля
47.   Владение открытыми линиями
48.   Расположение коней в центре
49.   Хорошие и плохие фигуры
50.   Преимущество в пространстве
51.   Как начинается, протекает и заканчивается партия
52.   Что такое зевки и как с ними бороться
53.   Три стадии шахматной партии
54.   Развитие фигур и борьба за центр
55.   Правило квадрата
56.   Проходные пешки
57.   Пешечный прорыв
58.   Король и пешка против короля. Оппозиция
59.   Дальняя и ближняя оппозиция
60.   Ферзь против пешки
61.   Активный король в эндшпиле
62.   Пешки слабые и сильные
63.   Позиция Филидора
64.   Отрезайте чужого короля от проходной пешки по вертикали
65.   Постройка моста
66.   Правило Тарраша
67.   Занимайте ладьёй открытую пертикаль
68.   Проникайте ладьёй на предпоследнюю горизонталь
69.   Ладья на предпоследней линии, король помогает в атаке
70.   Используйте форпост, чтобы ворваться ладьёй в тыл противника
71.   Две ладьи на предпоследней горизонтали
72.   Решаем задачи
73.   Окончания с лёгкими фигурами и пешками
74.   Цугцванг
75.   Как победить при большом материальном перевесе
76.   Некоторые случаи ничьей при большом материальном преимуществе
77.   Итальянская партия. Тишайшая игра
78.   Современная тихая итальянка
79.   Гамбит Эванса
80.   Защита 2 коней. Контратака Тракслера
81.   Главный вариант
82.   Вариант Ульвестада
83.   Вариант Фрица
84.   Дебют 3 коней
85.   Дебют 4 коней. Симметричный вариант
86.   Белградский гамбит
87.   Шотландская партия. Классический вариант.
88.   Вариант Шмидта 4… Кf6
89.   Вариант Стейница
90.   Шотландский гамбит
91.   Северный гамбит
92.   Центральный дебют
93.   Дебют Слона
94.   Венская партия
95.   Принятый королевский гамбит
96.   Отказанный королевский гамбит
97.   Контргамбит Фалькбеера
98.   Латышский гамбит
99.   Дебют Понциани
100.   Защита Филидора
101.   Русская партия
102.   Испанская партия. Защита Берда
103.   Защита Стейница
104.   Гамбит Яниша
105.   Разменный вариант
106.   Улучшенная защита Стейница
107.   Французская защита
108.   Система Нимцовича
109.   Вариант Рубинштейна
110.   Вариант Винавера
111.   Вариант Стейница
112.   Скандинавская защита. Вариант с Фd8
113.   Вариант с 3…Фd6
114.   Вариант с 3… Фа5
115.   Вариант с 2… Kf6
116.   Защита Каро-Канн. Атака Панова
117.   Закрытая система
118.   Система Нимцовича
119.   Классическая система
120.   Система Петросяна – Смыслова
121.   Сицилианская защита. Схевенингенский вариант
122.   Вариант Дракона
123.   Вариант Найдорфа
124.   Известные ловушки в испанской партии
125.   Ловушки в венской партии
126.   Ловушки в защите 2 коней
127.   Ловушки в испанской партии
128.   Ловушки в Итальянской партии
129.   Ловушки в королевском гамбите
130.   Ловушки в дебюте 4 коней
131.   Ловушки в дебюте слона
132.   Ловушки в русской партии
133.   Ловушки в защите Филидора
134.   Ловушки в шотландской партии
135.   Ловушка в дебюте Понциани
136.   Ловушки в скандинавской защите
137.   Ловушки в защите Каро-Канн
138.   Ловушки во французской защите
139.   Ловушки в системе Паульсена
140.   Вильгельм Стейниц
141.   Эмануил Ласкер
142.   Хосе Рауль Капабланка
143.   Александр Алехин
144.   Макс Эйве
145.   Михаил Ботвинник
146.   Василий Смыслов
147.   Михаил Таль
148.   Тигран Петросян
149.   Борис Спасский
150.   Роберт Фишер
151.   Анатолий Карпов
152.   Гарри Каспаров
153.   Владимир Крамник
154.   Вишванатан Ананд
155.   Магнус Карлсен
156.   Комбинации. Блокировка
157.   Вечный шах
158.   Далеко продвинутая пешка
159.   Двойной удар
160.   Двойной шах
161.   Детский мат
162.   Дурацкий мат
163.   Жертва фигуры
164.   Завлечение
165.   Захват пункта
166.   Капкан
167.   Комбинации на достижение ничьей
168.   Мат Легаля
169.   Мальница
170.   Освобождение линии
171.   Отвлечение
172.   Открытое нападение
173.   Перегрузка
174.   Перекрытие
175.   Препятствие рокировке соперника
176.   Промежуточный ход
177.   Разрушение пешечного прикрытия короля
178.   Рентген
179.   Связка
180.   Спёртый мат
181.   Захват пункта
182.   Атака на короля
183.   Атака на короля
184.   Атака на нерокировшегося короля
185.   Атака на короля при односторонних рокировках
186.   Атака на короля при односторонних рокировках
187.   Атака на короля при разносторонних рокировках
188.   Атака на короля при разносторонних рокировках
189.   Преимущество в пространстве
190.   Позиционная жертва качества
191.   Уроки стратегии
192.   Основные стратегии
193.   Оценка позиции
194.   Пешечная цепь
195.   Компенсация за пешку
196.   Компенсация за пешку
197.   Компенсация за пешку
198.   Висячие пешки
199.   Карлсбадская структура
200.   Карлсбадская структура
201.   Пешечная структура c3 + d4
202.   Пешечная структура c3 + d4
203.   Ограничение подвижности и блокада
204.   Ограничение подвижности и блокада
205.   Изолированная пешка в центре доски
206.   Изолированная пешка в центре доски
207.   Закрытый центр
208.   Сдвоенные пешки
209.   Сдвоенные пешки
210.   Сдвоенные пешки
211.   Принцип двух слабостей в шахматах
212.   Правила Капабланки – знакомство с термином «барьер»
213.   Барьер
214.   Ограничение коня
215.   Конь на g3/g6, пешка «h» идёт вперёд
216.   Выключение слона
217.   Выключение слона
218.   Выключение ладьи
219.   Когда разноцвет выгоден?
220.   Когда разноцвет выгоден?
221.   Мнимая жертва пешки
222.   Устранение неприятельского пешечного контроля над важными пунктами
223.   Крайняя потенциальная проходная
224.   Крайняя потенциальная проходная
225.   Крайняя потенциальная проходная
226.   Вскрытие линии при помощи крайней пешки
227.   Вскрытие линии при помощи крайней пешки
228.   Предотвращение вскрытия линии
229.   Волнорез
230.   Взятие по Рубинштейну
231.   Атака на пешечный треугольник
232.   Первый метод Ботвинника
233.   Профилактика Тайманова
234.   Второй метод Ботвинника
235.   Размен нашего слона с целью использования слабости полей
236.   Зигзаг слоном
237.   Рецепт Ботвинника
238.   Набор Капабланки
239.   Как расставить ладьи?
240.   Нестандартный маршрут для ладьи
« Последнее редактирование: 23. 12. 2019, 09:07:13 от DenisPro » Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 5527


Arbeit macht frei.


« Ответ #1 : 23. 12. 2019, 06:14:08 »

Сергей Фёдорович! Можно ли привлечь автора этого поста, тн апологета тн советской школы, за особо изощренное издевательство над введением юношеских разрядов в нашей ФШР? Или этот троллинг высшего качества не подпадает под юрдикцию ни одной из известных нам комиссий??
Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 48708


Поддержать наш проект? РНКБ Мир 2200020718521968


« Ответ #2 : 23. 12. 2019, 06:19:58 »

Сергей Фёдорович! Можно ли привлечь автора этого поста, тн апологета тн советской школы, за особо изощренное издевательство над введением юношеских разрядов в нашей ФШР? Или этот троллинг высшего качества не подпадает под юрдикцию ни одной из известных нам комиссий??

Чистейшей воды троллинг, совершенно с Вами согласны, многоуважаемый Александр Николаевич!
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #3 : 23. 12. 2019, 06:21:26 »

Меня попросили разрешить задать такой вопрос. Я естественно был не против. А тут...
Надеюсь, найдутся те, кто о делу напишут всё-таки...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Анатолий Ф
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 2057


« Ответ #4 : 23. 12. 2019, 06:25:34 »

Не слишком ли много пунктов для уровня юношеских разрядов ?!
Записан
NKNforever
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 20078


« Ответ #5 : 23. 12. 2019, 07:27:14 »

А навыки как проверять будете?
Практикой?
То есть играть все же надо...
Записан
Ипполит
Гость
« Ответ #6 : 23. 12. 2019, 07:30:05 »

Я точно знаю ответ, но не скажу откуда? Пока я пишу уже есть новое сообщение, возможно ответ уже дан.
Итак, если шахматист способен записать всю партию на бланке без ошибок, если он не делает невозможных ходов, если он не зевает в один ход до 16 хода в партии, может безошибочно расставить начальную позицию, умеет рокироваться и брать на проходе - значит у него есть третий юношеский разряд уже. Правда, возможно ещё не оформленный  Смеющийся
Записан
anatoly
«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 7812



WWW
« Ответ #7 : 23. 12. 2019, 07:34:39 »

А может быть, даже второй....
Записан

Читатель, помни: если тебя назначили модератором, тебе в руки дали оружие, которым можно угробить форум. А без форума — где ты будешь модератором?
DenisPro
Новичок
*
Сообщений: 4


« Ответ #8 : 23. 12. 2019, 08:45:23 »

Я точно знаю ответ, но не скажу откуда? Пока я пишу уже есть новое сообщение, возможно ответ уже дан.
Итак, если шахматист способен записать всю партию на бланке без ошибок, если он не делает невозможных ходов, если он не зевает в один ход до 16 хода в партии, может безошибочно расставить начальную позицию, умеет рокироваться и брать на проходе - значит у него есть третий юношеский разряд уже. Правда, возможно ещё не оформленный  Смеющийся
Спасибо за конструктив! Единственно, не понял, почему до 16 хода Веселый
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #9 : 23. 12. 2019, 08:51:15 »

Не хочу встревать... Я когда-то об этом уже писал здесь. Все разговоры о соответствии разрядам не имеют смысла пока нет адекватной системы присвоения разрядов и нет концепции.
Концепцию я предлагал в своё время и отталкивающуюся от чистой математики и одного посыла в работе спортивных специалистов, который был связан с тем, что им (в лёгкой атлетике) представлялось разумным делать следующим образом.
Берутся итоги начинающих детей-бегунов после года занятий в спортшколе.
Среднее время является нормой третьего юношеского разряда. Дальше мы берём известное требование к МСМК (это просто посмотреть таблицу рекондов на международных соревнованиях и топовые результаты за последние годы) и всё остальное раскидываем между ними.
В шахматах (при использовании рейтинга) возможен абсолютно такой же подход, но для этого нужна рейтинговая система дающая хорошее приближение к нормальному распределению. Вершина колокола Гаусса и станет отметкой третьего юношеского разряда (если смотреть чисто детскую выборку) а дальше дело техники. Зря я конечно это написал, так как такой текст доступен для понимания менее чем одному проценту читающих....
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
DenisPro
Новичок
*
Сообщений: 4


« Ответ #10 : 23. 12. 2019, 09:06:34 »

Коллеги, я не совсем корректно сформулировал вопрос и этим ввел в заблуждение многоуважаемых Сергея Федоровича и Александра Николаевича Веселый
Заменяю фразу "В качестве примера, вот навыки/знания для 3-го разряда советской шахматной школы" на "В качестве примера, вот навыки/знания, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА РЯДЕ ШАХМАТНЫХ САЙТОВ, как ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ для 3-го ВЗРОСЛОГО разряда советской шахматной школы".
Это не троллинг, а ошибка.
Я понимаю, что сила игры важнее, но, все же... Ведь преподавание ведется по определенной методике, которая, вероятно, включает в себя какие-то  перечисленные мной пункты. Так какие из перечисленных навыков/знаний нужны/желательны для подготовки шахматистов 3, 2 и 1 ЮНОШЕСКИХ разрядов? Смеющийся
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #11 : 23. 12. 2019, 09:13:15 »

А вот то-то и оно, что почти ничего.
Как сие не странно прозвучит.
Я могу объяснить.
Вот представьте себе очень способненького первоклашку которому очень понравились шахматы. У него очень хорошая светлая голова, способности к комбинаторике, он много играет например на гаджете с Магнусом.
Но он занимается в каком-то задрипанном кружке где тренер даже не удосужился показать малышу как ставить мат королём и ладьёй!
Ужасно по вашему?
Но у малыша навалом практики. Да с тем же гаджетом. А ещё он с папой любит играть который вообще обыкновенный любитель.
Малыш и пешку в ферзи проводить не умеет... А в дебютах он коней и слонов развивает и рокировку делает. И где испанская партия, а где французская защита он понятия не имеет вообще.
Но дар от природы есть. Малыш почти не ляпает в один ход, он очень быстро видит вилки и связки.
И так далее. И вот малыша папа приводит на турнир с нормой третьего юношеского разряда в котором играют дети из спортшкол с которыми тренеры занимаются даже и что-то им там показывают на демонстрационной доске...
И как от них начинают пух и перья лететь во все стороны от этого малыша...
А они зевают банально... И не такие способные. А знают больше и французскую защиту даже от итальянской партии отличают и мат могут поставить королём и ладьёй. Отдельные даже пешку в ферзи могут провести... И задачки уже решали самого Конотопа строго по тесту в день и не меньше...
АН НЕТ!
А малышу и нафиг не нужен этот эндшпиль Л+Kp против Kp
Он или линейные маты им вкатывает получив материальный перевес или с игры ставит.

« Последнее редактирование: 23. 12. 2019, 09:17:18 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #12 : 23. 12. 2019, 09:15:44 »

И это так в любых играх. Вот в сёги, например, есть просто шикарный оборонительный приём - пешка-якорь.
Порой его использование просто тупо решает партию в эндшпиле. Начинающим детям в партиях друг с другом этот приём вообще ни о чём ибо у них игра заканчивается совсем иными путями...  Смеющийся Тут я уже не смогу объяснить...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
DenisPro
Новичок
*
Сообщений: 4


« Ответ #13 : 23. 12. 2019, 09:18:41 »

А вот то-то и оно, что почти ничего.
Как сие не странно прозвучит.
Я могу объяснить.
Вот представьте себе очень способненького первоклашку которому очень понравились шахматы. У него очень хорошая светлая голова, способности к комбинаторике, он много играет например на гаджете с Магнусом.
Но он занимается в каком-то задрипанном кружке где тренер даже не удосужился показать малышу как ставить мат королём и ладьёй!
Ужасно по вашему?
Но у малыша навалом практики. Да с тем же гаджетом. А ещё он с папой любит играть который вообще обыкновенный любитель.
Малыш и пешку в ферзи проводить не умеет... А в дебютах он коней и слонов развивает и рокировку делает. И где испанская партия, а где французская защита он понятия не имеет вообще.
Но дар от природы есть. Малыш почти не ляпает в один ход, он очень быстро видит вилки и связки.
И так далее. И вот малыша папа приводит на турнир с нормой третьего юношеского разряда в котором играют дети из спортшкол с которыми тренеры занимаются даже и что-то им там показывают на демонстрационной доске...
И как от них начинают пух и перья лететь во все стороны от этого малыша...
А они зевают банально... И не такие способные. А знают больше и французскую защиту даже от итальянской партии отличают и мат могут поставить королём и ладьёй. Отдельные даже пешку в ферзи могут провести... И задачки уже решали самого Конотопа строго по тесту в день и не меньше...
АН НЕТ!
А малышу и нафиг не нужен этот эндшпиль Л+Kp против Kp
Он или линейные маты им вкатывает получив материальный перевес или с игры ставит.


Александр, мессидж уловил:)
Записан
Футболист
Гость
« Ответ #14 : 23. 12. 2019, 09:40:00 »

А вот то-то и оно, что почти ничего.
Как сие не странно прозвучит.
Я могу объяснить.
Вот представьте себе очень способненького первоклашку которому очень понравились шахматы. У него очень хорошая светлая голова, способности к комбинаторике, он много играет например на гаджете с Магнусом.
Но он занимается в каком-то задрипанном кружке где тренер даже не удосужился показать малышу как ставить мат королём и ладьёй!
Ужасно по вашему?
Но у малыша навалом практики. Да с тем же гаджетом. А ещё он с папой любит играть который вообще обыкновенный любитель.
Малыш и пешку в ферзи проводить не умеет... А в дебютах он коней и слонов развивает и рокировку делает. И где испанская партия, а где французская защита он понятия не имеет вообще.
Но дар от природы есть. Малыш почти не ляпает в один ход, он очень быстро видит вилки и связки.
И так далее. И вот малыша папа приводит на турнир с нормой третьего юношеского разряда в котором играют дети из спортшкол с которыми тренеры занимаются даже и что-то им там показывают на демонстрационной доске...
И как от них начинают пух и перья лететь во все стороны от этого малыша...
А они зевают банально... И не такие способные. А знают больше и французскую защиту даже от итальянской партии отличают и мат могут поставить королём и ладьёй. Отдельные даже пешку в ферзи могут провести... И задачки уже решали самого Конотопа строго по тесту в день и не меньше...
АН НЕТ!
А малышу и нафиг не нужен этот эндшпиль Л+Kp против Kp
Он или линейные маты им вкатывает получив материальный перевес или с игры ставит.



Буквально неделю назад такого мальчки из "шахмат в школе" выудил.До этого играл только с дедушкой дома. Уболтал родителей попробовать позаниматься в секции. Был всего на трех занятиях. Рассказал ему как элементарно "расставляться в дебюте", относительную силу фигур, что такое рокировка,какие фигуры называются легкими и тяжелыми, и про большой и малый центр. Так он уже половину второгодок обыгрывает на раз два. Играет очень аккуратно,ничего не зевает в один ход! да еще и элементарные форсированные комбинации на связки,вилки,вскрытое нападение и вскрытый шах проводит. Причем, когда после сыгранных партий спрашиваешь у него знаешь ли ты что такое связка,вилка итд удивленно мотает головой,дескать первый раз о таких названиях слышу))
Вообщем, если жернова школы не скушают должен быть толк.
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 10
  Печать  
 
Перейти в: