Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: 1 ... 14 15 [16] 17 18 ... 42
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 56274 раз)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #225 : 01. 05. 2020, 02:37:06 »

Речь совсем не о том. А о том, когда с шахматными книжками, базами, движками и прочим работает подросток, а не сосочник или постотгоршковый.
« Последнее редактирование: 01. 05. 2020, 02:39:07 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #226 : 01. 05. 2020, 02:45:19 »

Алексею я ещё попробую объяснить, вам всем уже конечно нет. Бессмысленно.
Алексей, смотрите.
Вот Вы -взрослый человек. Положим (как я понял) Ваша сила 2200, но Вы хотите, чтобы у Вас было 2400. И даже советы спрашивайте. Ок.
Теперь предположим, что совсем круто (Вы даже о такое не думаете) для Вас  - 2700.
Сколько от вот такого совсем круто Вас отделяет? 500 пунктов. Правильно? Правильно.
А теперь простая формула, которая не с потолка совсем взята.

R = 1000*Ln (Y-3), где Y - возраст в годах.

Так вот. Берёте своих лучших учеников и начинаете считать.

R для них по этой формула как для Вас 2700. Даже не 2400 каких-то в данному случае, а именно как для Вас 2700 просто потому, что они ещё дети и у них формирующийся мозг, формирующаяся нервная система и так далее.

Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Свой человек
***
Сообщений: 134


« Ответ #227 : 01. 05. 2020, 02:53:56 »

Цитировать
Я уже и не припомню, когда видел детей, у которых отработаны типовые приемы игры в стандартных пешечных структурах.

Вы имеете ввиду обучение по книге Злотника "Типичные позиции миттельшпиля"?

Я вот сегодня у себя в клубе ее как раз листал и словил себя на мысли что мне не хочется ее брать и читать, так как
то о чем там пишется это 1% того, что встречается в моих играх:

1) о том что на каждом ходу нужно искать тактику - ни слова. А это основа.
2) о том, что перед тем как сделать ход нужно проверить не зеваешь ли ты - ни слова. А это основа.
3) о том как разыграыть типовые позиции итальянской партии за оба цвета ни слова, хотя это львиная доля моих партий и моих учеников.
4) о том как разыгрывать белыми против сицилианки - ни слова, хотя это лвиная доля наших партий против сильной оппозиции.
5) о том как играть черными берлин, Нимцовича и Рагозина - ни слова.
А это по сути настоящие современные профессиональные шахматы. Так играет вся элита.

То есть приходится самому копаться, следить за партиями гроссов и держать нос по ветру. Книги к сожалению устаревшие.
Или я в корне не прав?
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4076



WWW
« Ответ #228 : 01. 05. 2020, 02:59:42 »

Цитировать
Я уже и не припомню, когда видел детей, у которых отработаны типовые приемы игры в стандартных пешечных структурах.

Вы имеете ввиду обучение по книге Злотника "Типичные позиции миттельшпиля"?

Я вот сегодня у себя в клубе ее как раз листал и словил себя на мысли что мне не хочется ее брать и читать, так как
то о чем там пишется это 1% того, что встречается в моих играх:

1) о том что на каждом ходу нужно искать тактику - ни слова. А это основа.
2) о том, что перед тем как сделать ход нужно проверить не зеваешь ли ты - ни слова. А это основа.
3) о том как разыграыть типовые позиции итальянской партии за оба цвета ни слова, хотя это львиная доля моих партий и моих учеников.
4) о том как разыгрывать белыми против сицилианки - ни слова, хотя это лвиная доля наших партий против сильной оппозиции.
5) о том как играть черными берлин, Нимцовича и Рагозина - ни слова.
А это по сути настоящие современные профессиональные шахматы. Так играет вся элита.

То есть приходится самому копаться, следить за партиями гроссов и держать нос по ветру. Книги к сожалению устаревшие.
Или я в корне не прав?

Нет, я не имею в виду книгу Злотника, хотя и там есть полезные вещи. Собственно, нет какой-то одной книжки, где есть все, что надо по этой теме. Приходится собирать понемногу из разных источников.
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
alegriblog
Свой человек
***
Сообщений: 134


« Ответ #229 : 01. 05. 2020, 04:00:56 »

Цитировать
Если скамейка длинная, то запасные могут выиграть. Для этого им надо долго играть бронебойные варианты. Очень долго играть Смеющийся На Личессе такая особенность... . Наш второй состав просто изматывает противников из других клубов на ноль. Обычная монгольская тактика. Беспроигрышная.
Спасибо за совет.

Я сейчас думаю, що главное в таком специфическом соревновании - это плотность команды, то есть разрыв в силе игры между забойщиками и остальными минимальный.

Чтобы не было откровенно слабого звена, который проигрывает много партий.

И в принципе количество участников в команде может быть большим, может это и к лучшему, но состав должен быть очень плотный, минимальная разница в силе игры.

Сейчас проанализирую конкурентов из более высоких лиг, чтобы лучше понять специфику.

Очень уж я загорелся этим трниром.

Возможность посоремноваться с игроками из других городов - это очень интересно.
Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 5527


Arbeit macht frei.


« Ответ #230 : 01. 05. 2020, 04:34:25 »

Запускаете своих запасных кто раньше 10 минуты не проигрывает, накачиваете им правильную стратегию и тащите чужих лидеров в болото. Традиции - Сусанин и тд - надо блюсти Смеющийся
Записан
RusGross
Гость
« Ответ #231 : 01. 05. 2020, 05:05:18 »

Вы знаете, это спорное утверждение, на мой взгляд. Вряд ли дети воспринимают тренера как игрока, если он сам на этом не акцентирует их внимание.
Хахаха, так воспринимают почти всегда не дети, а родители..
Может быть... Просто все педагоги, с которыми сталкивался ребенок, в шахматы не играли. но да, я забыла другое - ребенок настроен болеть за тренера в других видах спорта))
А мы постоянно играем вместе, то в рапидах у НВ, то в ВО в ЦДШ, но это конечно, начиная где-то с 1400+
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4076



WWW
« Ответ #232 : 01. 05. 2020, 05:06:17 »

Цитировать
Я уже и не припомню, когда видел детей, у которых отработаны типовые приемы игры в стандартных пешечных структурах.

Вы имеете ввиду обучение по книге Злотника "Типичные позиции миттельшпиля"?

Я вот сегодня у себя в клубе ее как раз листал и словил себя на мысли что мне не хочется ее брать и читать, так как
то о чем там пишется это 1% того, что встречается в моих играх:

1) о том что на каждом ходу нужно искать тактику - ни слова. А это основа.
2) о том, что перед тем как сделать ход нужно проверить не зеваешь ли ты - ни слова. А это основа.
3) о том как разыграыть типовые позиции итальянской партии за оба цвета ни слова, хотя это львиная доля моих партий и моих учеников.
4) о том как разыгрывать белыми против сицилианки - ни слова, хотя это лвиная доля наших партий против сильной оппозиции.
5) о том как играть черными берлин, Нимцовича и Рагозина - ни слова.
А это по сути настоящие современные профессиональные шахматы. Так играет вся элита.

То есть приходится самому копаться, следить за партиями гроссов и держать нос по ветру. Книги к сожалению устаревшие.
Или я в корне не прав?

Смотрите: п 1-2 к разыгрыванию типовых позиций отношения не имеют.

По поводу Итальянки: о какой идет речь? Если ныне модная с с3-d3, то есть отличная книжка Калинина- Калиниченко "Современная итальянская партия", где все по полочкам разложено. Калиниченко очень многие не любят, но эту книжку писал Калинин, работа вполне качественная.

Игра белыми против Сицилианки - очень объемная тема. Но есть книжки Свешникова "Сицилианская для любителей" в двух томах, где тему можно свести к типовому эндшпилю с пешечным большинством на ферзевом фланге, а также к типовой позиции с изолятором у белых. Расстановку для изолятора можно поставить по партиям Розенталиса. Всего этого хватит с лихвой до уровня мастера ФИДЕ. Конечно, я сильно упрощаю, но по-другому для массовых разрядов не получится. Разумеется, можно ставить открытую Сицилианку, но это новые и непохожие схемы для каждой системы.

Берлин, Рагозин - есть неплохие книги, где просто и понятно все объяснено. Но это репертуар для КМС и выше. Зачем же перворазрядникам и ниже такие дебюты ставить? Нимцовича же можно ставить на базе типовой позиции с изолятором.

Т.е. "изолятор" - это первая типовая позиция, которую дети должны изучить, а также набить руку на практике. Нетрудно поставить дебюты так, чтобы не менее чем в четверти партий получались позиции с изолированной пешкой. Не думайте, что изолятор - это легко! Там под сотню только типичных приёмов насчитывается... Поначалу дети будут много партий проигрывать, без этого никак. Но их мучения потом окупятся и будут приносить дивиденды всю их шахматную жизнь. Позиции с "французским" изолятором - это кроме "француженки" еще и русская партия, где в последнем матче Каруана чуть не вынес черными Магнуса.

По изолятору есть неплохая книжка Белявского-Михальчишина-Стецко. Смежная тема, которая идет в паре с "изолятором" - висячие пешки. Это и Нимцович, и постоянно применяемая на высшем уровне система ТМБ Ферзевого гамбита.

Далее, типовые позиции с "пилой" с6-e6 против пешки d4. Это Каро-Канн и Скандинавка, а также некоторые варианты Французской. Отчасти Славянка.

Примерно так это работает. Хорошее знание типовых позиций очень облегчает работу над дебютом. А сложные форсированные варианты и нефорсированный зубодробительный Берлин пусть элита играет. Когда тем же самым занимаются дети массовых разрядов, получается полный бред.
« Последнее редактирование: 02. 05. 2020, 08:44:46 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Норкин_Алексей
Гость
« Ответ #233 : 01. 05. 2020, 05:31:49 »

Цитировать
Я уже и не припомню, когда видел детей, у которых отработаны типовые приемы игры в стандартных пешечных структурах.

Вы имеете ввиду обучение по книге Злотника "Типичные позиции миттельшпиля"?

Я вот сегодня у себя в клубе ее как раз листал и словил себя на мысли что мне не хочется ее брать и читать, так как
то о чем там пишется это 1% того, что встречается в моих играх:

1) о том что на каждом ходу нужно искать тактику - ни слова. А это основа.
2) о том, что перед тем как сделать ход нужно проверить не зеваешь ли ты - ни слова. А это основа.
3) о том как разыграыть типовые позиции итальянской партии за оба цвета ни слова, хотя это львиная доля моих партий и моих учеников.
4) о том как разыгрывать белыми против сицилианки - ни слова, хотя это лвиная доля наших партий против сильной оппозиции.
5) о том как играть черными берлин, Нимцовича и Рагозина - ни слова.
А это по сути настоящие современные профессиональные шахматы. Так играет вся элита.

То есть приходится самому копаться, следить за партиями гроссов и держать нос по ветру. Книги к сожалению устаревшие.
Или я в корне не прав?
Книга дает метод. Которая показывает на примере нескольких типовых позициях что это такое и как с ними работать. А Вы ожидаете готовую актуальную типовую позицию конкретно под ваши нужды. Поэтому книги показывающие метод никогда не устаревают. 1) и 2) пункт неоднозначны. Нужна проверка угроз и последствий, но не поиск тактики.
Записан
Ironcast
Постоянный житель
****
Сообщений: 296



« Ответ #234 : 01. 05. 2020, 05:45:11 »

Эффективный рост детей на серьёзные уровни владения игрой начинается у подавляющего большинства только с того момента, когда обучающийся может эффективно заниматься сам.
Полностью согласен с вашем наблюдением. Это ещё одно почему я скептически отношусь к общим методикам. (Давайте не будем говорить о реальных хотя бы отчасти талантах) То же наблюдаю, дети 14-15 лет 1700-1900 порой не знают даже простых вариантов сицилианки на 7 ходов вперёд. То есть им что-то читают и играйте! Но и таких немного. Зато те кто уровень 2000 перешагнёт они уже сразу и дебюты и уровень знаний в десятки раз превышает прежний уровень. Я по дебютам вижу что они в курсе самых последних тенденций. Но. Серьёзных уровней единицы, просто пальцам рук можно посчитать.
Записан
Ironcast
Постоянный житель
****
Сообщений: 296



« Ответ #235 : 01. 05. 2020, 06:17:24 »

Цитировать
Я уже и не припомню, когда видел детей, у которых отработаны типовые приемы игры в стандартных пешечных структурах.

Вы имеете ввиду обучение по книге Злотника "Типичные позиции миттельшпиля"?

Я вот сегодня у себя в клубе ее как раз листал и словил себя на мысли что мне не хочется ее брать и читать, так как
то о чем там пишется это 1% того, что встречается в моих играх:

1) о том что на каждом ходу нужно искать тактику - ни слова. А это основа.
2) о том, что перед тем как сделать ход нужно проверить не зеваешь ли ты - ни слова. А это основа.
3) о том как разыграыть типовые позиции итальянской партии за оба цвета ни слова, хотя это львиная доля моих партий и моих учеников.
4) о том как разыгрывать белыми против сицилианки - ни слова, хотя это лвиная доля наших партий против сильной оппозиции.
5) о том как играть черными берлин, Нимцовича и Рагозина - ни слова.
А это по сути настоящие современные профессиональные шахматы. Так играет вся элита.

То есть приходится самому копаться, следить за партиями гроссов и держать нос по ветру. Книги к сожалению устаревшие.
Или я в корне не прав?
Вы знаете, я отца вспомнил. Он набрал группу начинающих (по боксу), и начал с упоением им одно , другое показывать (а он реально серьёзных ребят готовил, но потом в другую область уходил). Потом коллега не выдержал, подошёл: что ты так напрягаешься, всё равно из этой группы в пару десятков через пару месяцев останутся несколько человек.
 У вас очень интересные наблюдения, но мне кажется, что надо иметь (примерно) пирамиду 10 перворазрядников чтобы из них вышел 1 кмс.

Даже я вижу, что вы одной специфики не понимаете, если я не прав,  поправьте. Очень широкоизвестно, что "элита играет одно, а в оупенах другое".  Я в своё время знал все книги и журналы, но как увидел, что играют люди в оупене в первый раз глаза на лоб полезли. Ну не было в советских книжках (а других ещё не было) сицилианки с с3-b3-g3-Хер3 и подобное. Сейчас и против этого есть компьютерные методы.
 
Записан
Denver
Свой человек
***
Сообщений: 245


« Ответ #236 : 01. 05. 2020, 09:51:50 »

Цитировать
Я уже и не припомню, когда видел детей, у которых отработаны типовые приемы игры в стандартных пешечных структурах.

Вы имеете ввиду обучение по книге Злотника "Типичные позиции миттельшпиля"?

Я вот сегодня у себя в клубе ее как раз листал и словил себя на мысли что мне не хочется ее брать и читать, так как
то о чем там пишется это 1% того, что встречается в моих играх:

1) о том что на каждом ходу нужно искать тактику - ни слова. А это основа.
2) о том, что перед тем как сделать ход нужно проверить не зеваешь ли ты - ни слова. А это основа.
3) о том как разыграыть типовые позиции итальянской партии за оба цвета ни слова, хотя это львиная доля моих партий и моих учеников.
4) о том как разыгрывать белыми против сицилианки - ни слова, хотя это лвиная доля наших партий против сильной оппозиции.
5) о том как играть черными берлин, Нимцовича и Рагозина - ни слова.
А это по сути настоящие современные профессиональные шахматы. Так играет вся элита.

То есть приходится самому копаться, следить за партиями гроссов и держать нос по ветру. Книги к сожалению устаревшие.
Или я в корне не прав?

Смотрите: п 1-2 к разыгрыванию типовых позиций отношения не имеют.

По поводу Итальянки: о какой идет речь? Если ныне модная с с3-d3, то есть отличная книжка Калинина- Калиниченко "Современная итальянская партия", где все по полочкам разложено. Калиниченко очень многие не любят, но эту книжку писал Калинин, работа вполне качественная.

Игра белыми против Сицилианки - очень объемная тема. Но есть книжки Свешникова "Сицилианская для любителей" в двух томах, где тему можно свести к типовому эндшпилю с пешечным большинством на ферзевом фланге, а также к типовой позиции с изолятором у белых. Расстановку для изолятора можно поставить по партиям Розенталиса. Всего этого хватит с лихвой до уровня мастера ФИДЕ. Конечно, я сильно упрощаю, но по-другому для массовых разрядов не получится. Разумеется, можно ставить открытую Сицилианку, но это новые и непохожие схемы для каждой системы.

Берлин, Рагозин - есть неплохие книги, где просто и понятно все объяснено. Но это репертуар для КМС и выше. Зачем же перворазрядникам и ниже такие дебюты ставить? Нимцовича же можно ставить на базе типовой позиции с изолятором.

Т.е. "изолятор" - это первая типичная позиция, которую дети должны изучить, а также набить руку на практике. Нетрудно поставить дебюты так, чтобы не менее чем в четверти партий получались позиции с изолированной пешкой. Не думайте, что изолятор - это легко! Там под сотню только типичных приёмов насчитывается... Поначалу дети будут много партий проигрывать, без этого никак. Но их мучения потом окупятся и будут приносить дивиденды всю их шахматную жизнь. Позиции с "французским" изолятором - это кроме "француженки" еще и русская партия, где в последнем матче Каруана чуть не вынес черными Магнуса.

По изолятору есть неплохая книжка Белявского-Михальчишина-Стецко. Смежная тема, которая идет в паре с "изолятором" - висячие пешки. Это и Нимцович, и постоянно применяемая на высшем уровне система ТМБ Ферзевого гамбита.

Далее, типовые позиции с "пилой" с6-e6 против пешки d4. Это Каро-Канн и Скандинавка, а также некоторые варианты Французской. Отчасти Славянка.

Примерно так это работает. Хорошее знание типовых позиций очень облегчает работу над дебютом. А сложные форсированные варианты и нефорсированный зубодробительный Берлин пусть элита играет. Когда тем же самым занимаются дети массовых разрядов, получается полный бред.
Кстати по поводу пьяниссимо,сын отработал типовые позиции, и уже есть скальпы МФ , ХОТЯ У НЕГО НЕТ РАЗрядов
Записан
Denver
Свой человек
***
Сообщений: 245


« Ответ #237 : 01. 05. 2020, 09:55:14 »

Прошу кстати помощи профи, у нас вариант Чеховера  никто не играет, а тут в московских турнирах это оказалась очень актуально.
Записан
Футболист
Гость
« Ответ #238 : 01. 05. 2020, 10:11:39 »


1)Решение задач на тактику новичку дает возможность в игре находить и применять различные тактические приемы.
2)Если ребенок не знает что такое вилка,связка,двойной удар,вскрытый шах итд и у него не отработаны данные приемы и навыки элементарно комбинировать, не понимаю на чем он может строить свою игру на данном этапе.Ведь для осознанной игры, он должен овладеть на том или ином уровне данными приемами, что бы потом можно было их видеть,создавать,применять в процессе своей игры.Уповать лишь на то,что соперник будет элементарно подставлять фигуры под бой в один ход думаю не стоит.
3)Сама по себе игра ничего не дает,только улучшение тех или иных ее компонентов как по отдельности, так и в тех или иных сочетаниях,так и в общем в целом  будет способствовать прогрессу.
4)Нередко наблюдаю такую картину когда ребенок играет нон-стопом турнир за турниром и везде борьба за очки,призы,места.
В таком ритме,сам того не ведая, в тот или иной момент произойдет психологический сбой,поскольку внутренняя напряженность будет накапливаться,ведь внутренние силы ребенка не безграничены.И хорошо,если такой сбой прийдет на какой нибудь второсортный турнир,а если на официальный типа отборочных к Пер-ву России или само Пер-во России. Тогда что? Крах надеждам и мечтам? Как так,я же имел такую обширную игровую практику,был в игровом тонусе,а не выходе пшик.
Поэтому здесь нужен баланс и не подменять игру тренировочным процессом.
Но это мое субъективное мнение, на истину не претендую.


1)Ни чем не подтвержденное предположение, никаких реальных аргументов в пользу данного суждения нет
2)Даже зная такие приемы ничего не дает игроку, приемы почти никогда не используются пока не достигнет определенного уровня понимания взаимодействия. Отсюда и природа ошибок не использование тактического приема на практике. Использовать приемы игрок начинают не потому что их показали, а потому что его понимание взаимодействия между фигурами доросли до необходимого уровня. Начинающий игру строит на одноходовых нападениях и взятиях., а не на комбинациях. Пусть начинающий начнет играть вслух проговаривая свои мысли и Вы все поймете.
3)Именно игра дает все компоненты комплексно, а далее зависит способен ли игрок делать выводы, приспосабливаться. А тренер именно на игре ускоряет понимание происходящего в партии. Ускоряет до определенного возрастного предела. Конечно не отменяет и того факта, что усиливая конкретные компоненты игры усиливается и игра в целом. Но работать только над компонентами без целостной игры неправильно.
4)Не беру в расчет игру на турнирах. Пока речь идет об игре как тренировочном процессе. И поэтому такая игра должна сопровождаться комментарием и анализом небольших кусочков из партии. Запоминаются свои ошибки, чужие почти никогда.
Если у ребенка отсутствует элементарное понимание взаимодействия фигур,то ему вообще рано играть,поскольку игра как раз и состоит из взаимодействия.Если он не будет понимать как мат одинокому королю поставить или не будет знаком с элементарными матовыми конструкциями,не будет видеть мат в 1ход,простейшие тактические приемы,как он вообще сможет сыграть осознанно партию?
Что касается игры,игра это своего рода индикатор,экзамен,промежуточный итог того,как усвоил ребенок те или иные компоненты.
Поэтому и считаю,что вначале нужно пройти определенную ступень подготовки,именно на это и нужно сделать упор,но никак не на игру.Но это вовсе не значит,что игра полностью должна отсутствовать на тренировке,да и такого не говорил.Говорил,что игры должно быть минимум,а тактики и элементарных приемов максимум,в том числе и задач на вышеназванные темы.  
Записан
Ironcast
Постоянный житель
****
Сообщений: 296



« Ответ #239 : 02. 05. 2020, 02:41:21 »

Прошу кстати помощи профи, у нас вариант Чеховера  никто не играет, а тут в московских турнирах это оказалась очень актуально.
Я как раз недавно всё капитально новым Стокфишем прошёл, и вывод что против Найдорфа и Дракона -- хорошая вещь, черные точно нигде не перехватывают и фигуры не скачут. Равно как и вариант Россолимо с g6 очень хорошо смотрится--неплохая альтернатива открытым вариантам.
 Книги Бологана, Корнева доступны в сети по Россолимо 
 Какая тут помошь открыть в базе последние партии гроссов, да и со стокфишем посмотреть. 
 Кстати, на упомянутую сицилианку с с3 есть e6 и изолятор уже у черных, в не самой плохой редакции.
Записан
Страниц: 1 ... 14 15 [16] 17 18 ... 42
  Печать  
 
Перейти в: