По вопросу методики обучения хочу написать несколько важных слов у себя тут в блоге.
Возможно кому-то будет полезно и Вы возьмете для себя новое и полезное.
Но профессиональные тренера это знают.
Меня в свое время впечатлила книга дрессировщицы дельфинов (ученицы Скиннера) Карен Прайор "Не рычите на собаку".
Там она описывает методику позитивного подкрепления при обучении, в частности использование кликера.
Что это такое на практике (кто не знает) обязательно посмотрите на видео от профессионального дресировщика. Не поленитесь!
https://www.youtube.com/watch?v=db4jrf7F8rMЯ когда его посмотрел, мне это показалось магией и я понял, что реально есть специальные методики обучения, которые нужно знать.
В своей работе тренера я осознанно использую метод: назовем его "Тренога".
Суть его в трех компонентах: 1) ОБЪЯСНЯЙ 2) ПОДКРЕПЛЯЙ 3) ОТБИРАЙ
Пример, (их можно привести много, но я приведу один самый наглядный).
Я провожу онлайн вебинар для всех своих детей, на котором всем ОБЬЯСНЯЮ как белыми играть защиту двух коней с ходом КG5. Показываю дальнейший вариант с жертвой КF7.
Далее я даю им сеанс одновременной игры, на котором черными с каждым из детей разыгрываю защиту двух коней.
Кто-то исполнит весь показанный вариант верно и получит перевес против тренера (возможно даже выиграет партию), кто-то не сможет исполнить даже ход КG5 (так как забыл...). Кто-то по невнимательности начнет разыгрывать вариант четырех коней, что тоже не туда! И вот я потом тех детей, которые все исполнили правильно, я их похвалю или перед классом или перед родителями, что они МОЛОДЦЫ, хорошо работают и внимательно слушают тренера и выполняют на практике его установки. И детям приятно, и родителям, и тренеру
Как Вы думаете, кого я ОТБЕРУ на соревнование? Того, кто перепутал защиту двух коней с шотландской партией, того кто не может исполнить установку тренера. НЕТ, конечно! Я ОТБЕРУ на турнир самых способных, которые все исполнили верно. А если они потом еще на важном турнире это исполнят, то это будет вообще высший пилотаж! Там подкрепление будет от меня еще более сильное!
Видно, что обучаю я всех, я всем даю шанс! Но те, кто все перепутал - им нужно будет подготовить более простую лекцию, возможно даже элементарные тактические задачи "от простого к сложному". И действовать аналогично! В итоге лекция для самых неспособных будет выглядеть так: даю задачу на линейный мат в один ход и прошу решить, потом еще одну такую же задачу, потом мат в 1 ход чуть-более сложной конструкции, потом выигрыш фигуры, которая стоит под боем. Да, это примитивно! Но по сути все дети заслуживают на счастье, чтобы их учили шахматам.
У меня сейчас есть в группах и дети, которые исполняют итальянскую партию по партиям Карякина до ничейного ладейного эндшпиля, а есть детки, которых надо научить ставить мат в один ход, которые тебе все перепутают, которым трудно запомнить дебютный вариант на 5 ходов. Но с ними всеми нужно работать. Просто одни пойдут защищать честь клуба на чемпионате области, а другие будут довольны уже тому, что они занимаются ШАХМАТАМИ!
Вы бы видели счастье ребенка, который сначала не умел никому ставить мат и сказал мне об этом, мол, я не знаю как поставить мат в партии, я всем проигрываю. И я ему показал хитрый психологический вариант против ТОГО ТИПА ИГРОКА, который повторяет ходы и играет "на хапок": 1.е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. b4 !? Cb4 4. Kc3 !? Cc3 5. Фf3!? Ca1?? 6. ФF7 мат
Я этот вариант сам придумал в свое время. Показал его этому ребенку и он ВКАТИЛ такой мат кому-то на личесс и мне потом похвастался.
И ребенок счаслив, что добился того, что раньше не мог сделать и тренеру приятно, ЧТО - НАУЧИЛ ПО МЕТОДИКЕ!
То есть, если мы говорим о методиках обучения, то мы должны говорить о тех методиках, которые показали свою эффективность. В частности о методиках поведенческой психологии, о методиках в основании которых стоял такой гуру психологии как СКИННЕР и его ученики (Карен Прайор и другие).
У кого-то есть что возразить?