Когда я этим летом был в шахматном клубе в Варшаве, то обратил внимание на постер "Szachy w Szkole" (даже и не нужно знать польский язык, чтобы понять, о чем речь). Я слегка удивился увиденному и решил почитать, о чем речь:
http://www.szachywszkole.pl/ Оказалось, что это примерно такая же, как у нас программа под названием "Шахматы в школу". Если перейти по вкладке Cele i założenia (цели и задачи), и загнать текст в Яндекс.переводчик (он реально хорошо переводит с польского), то можно почитать, как в Европе мотивируют необходимость существования такого фонда, вот некоторые выдержки:
"Целью проекта Польского Шахматного Союза является улучшение математических навыков польских школьников. В частности, в области логики, пространственного восприятия, аналитического мышления, решения проблем и формирования важных качеств личности, таких как ответственность, внимательность, интуиция."
Массовые исследования о роли шахмат в образовательном процессе не проводились, однако единичные исследования в Польше (Познань) и в мире (США), показали чрезвычайно положительное влияние „королевской игры” не только на интеллектуальное развитие детей и молодежи, но также социальное, психическое и общие. Создатель теории множественного интеллекта, одной из самых популярных психолого-образовательных теорий наших дней, американский профессор Говард Гарднер, именно с помощью шахмат иллюстрирует возможности развития двух из девяти видов интеллекта человека (логико-математический и пространственный)
(об этом приколе чуть позже)Преимущества обучения игры в шахматы на разных этапах изучения ценит также Европейский Союз. В опубликованном 15.03.2012 Письменном Заявлении Европарламента о введении в систему образования в Европейском Союзе программы „Шахматы в школе” (0050/2011) говорится, между прочим, что „шахматы являются игрой, доступной для детей из каждой социальной группы, они могут способствовать достижению социальной сплоченности и достижения
политических целей, таких как социальная интеграция, борьба с дискриминацией, снижение уровня преступности или даже борьба с различными видами зависимостей (...), независимо от возраста ребенка шахматы могут улучшить концентрацию внимания, увеличить терпение и настойчивость, а также развить творческие способности, интуицию, память, а также навыки аналитического мышления и принятия решений; учитывая, что игра в шахматы учит также решимости, мотивации и спортивному поведению...”
И вот тут я вспомнил слова великого японского чемпиона Хабу. Когда я спросил его, в чем он видит сходства и различия шахмат и сёги, он ответил, что сёги - это больше искусство, чем игра, особая ветвь развития шахматных игр, завязанная на тактике, в то время как шахматы - это нечто большее, чем просто игра, благодаря своей комплексности и сложности, занимающая особое место в культуре человечества (это не дословный перевод, т.к. мой английский не идеальный, но общий смысл слов был таким).
Ну а поскольку так уж случилось, что шахматы занимают это особое место среди остальных игр, то неудивительно, что их используют в качестве политического инструмента.
Поскольку в тексте, посвященном целям и задачам была ссылка на американского ученого, мне стало интересно почитать его книгу. Называется она Frames of mind и описывает различные виды мышления человека (
https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_multiple_intelligences). Кому интересно, могу прислать оригинал книги.
Так вот, повествование о шахматах там ведется в главе, посвященной пространственному мышлению (главу прикрепляю к посту).
Мне понравились в ней две цитаты:
"In my own view, the extremely rapid advance made by the few individuals who became chess masters in the first decades of their lifes is difficult to explain in any terms other than of precocious intelligence in one or more relevant spheres" - это привет всем тренерам, обещающим научить любого
зарабатывать миллион играть в шахматы за 3 дня, тут прямо написано о ведущей роли генетики в достижении результата.
А вторая цитата, помещенная в эпиграф: "to play chess requires no intelligence at all" - это уже привет абсолютно всем от Х.-Р. Капабланки.
Вот в таком мире мы живем