Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Бедный Сухомлинский!  (Прочитано 6479 раз)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« : 21. 06. 2012, 09:57:58 »

Предыстория. У меня на даче лежат два тома Сухомлинского. Большие такие книжки. Прошлым летом перечитывал от нечего делать, но не суть.
Раньше меня очень забавляло то, что всего один раз в одном из этих томов Сухомлинский действительно написал следующий текст:

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры

Вот казалось бы... Ну написал и написал человек. Если вы почитаете его книги, то поймёте, что ничего особенного он этим не сказал и ничего уж такого совсем глобального в виду не имел. Вся фишка в том, что там больше ничего практически про шахматы и нет. Он вообще стремился детишек всесторонне развивать. Ну человек был педагогом от бога - не пустые слова отнюдь.
И уж наверное тому же самому Сухомлинскому в самом страшном сне не привиделось бы, как в школе в основной сетке часов прописаны шахматы как обязательный предмет и всё это обросло кучей методичек, методик, учебников, рабочих тетрадок и тому подобного.
Вот на продлёнке научить детишек играть в шахматы, чтобы занять их полезным делом, когда на улице дождик - это понятно.

А сегодня я нашёл вот что:

http://gogolevskiy14.ru/news/194-obuchenie-shaxmatam-samyx-malenkix.html

Бедный-бедный Сухомлинский!
Почитайте внимательно цитату:

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры." (Сухомлинский Василий Александрович)
Вам не кажется, что чего-то не хватает? Видите чего?
Это просто. Двух слов не хватает - начальной школы.

Вот так должно было быть.
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры." (Сухомлинский Василий Александрович)

Это случайно? Отнюдь. Дело в том, что цитата на сайте ЦДШ. Ну и ... Конечно. Причём здесь начальная школа-то? Шахматная школа в ЦДШ - она же не на базе общеобразовательного учебного заведения.
Вот поэтому возьмём и отредактируем Василия Александровича под наши собственные нужды.
« Последнее редактирование: 04. 10. 2013, 10:00:55 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #1 : 21. 06. 2012, 10:26:30 »

Я решил продолжить исследование и набрал цитату в поисковике... А-а-а-а-а-а! На меня вывалилась чёртова прорва шахматных сайтов из всех далей и весей.
На одном из них обнаружилась ещё одна редакция изречения Сухомлинского.

http://arhdetsad178.caduk.ru/p15aa1.html

Без шахмат нельзя предвидеть полноценного воспитания

умственных способностей и памяти"

                                 (В.А.Сухомлинский)

Вдумайтесь в смысл этого текста.
« Последнее редактирование: 28. 09. 2012, 06:52:17 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #2 : 21. 06. 2012, 10:55:20 »

Теперь для просвещения общественности я всё-таки эту цитату выложу в контексте написанного Сухомлинским. Не отдельно, как её всё время фигачат везде.

Я не представлял себе творческой работы учащихся ни в начальных классах, ни в дальнейшем без твердого знания таблицы умножения. Сохранение в памяти необходимого круга знаний - одно из важных средств творческого мышления. Ребенку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить ее понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления. Одним из средств развития памяти стал "арифметический ящик". Это наглядное пособие, с помощью которого дети проверяли свои знания по арифметике. Проверка выражалась в занимательном конструировании математических квадратов: из деревянных кубиков составлялись стороны квадрата; цифры, написанные на каждом кубике, давали в сумме одинаковое число на всех сторонах. В "арифметическом ящике" были специальные задания, рассчитанные на повторение таблицы умножения. Прекрасным средством развития и укрепления памяти была арифметическая электрина - прибор, действие которого основано на использовании электрической цепи. Каждый ученик повторял на этом приборе таблицу умножения и состав натурального ряда чисел. Уже в 3 классе мы начали изготовление своих математических электрин, до окончания 4 класса у нас было 4 прибора. В процессе этой работы я еще раз убедился, насколько важно для умственного развития учеников сочетание мышления и работы рук. Дети с неустойчивой памятью укрепляли ее благодаря участию в изготовлении наглядных пособий (конечно, это давало определенные результаты в сочетании с другими средствами влияния на процессы мышления). В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Уже в "Школе радости" играть в шахматы научились Шура, Галя, Сережа, Юра, Ваня, Миша и другие дети. Мальчики и девочки часто засиживались за шахматной доской. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Очень хотелось, чтобы за шахматную доску сели Валя, Нина и Петрик. Я учил их игре, и дети думали над очередными ходами. Шахматная доска помогла мне открыть математическое мышление Любы и Павла. До игры в шахматы (эти дети начали играть в 3 классе) я не замечал остроты, цепкости их мысли. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.

Кстати, апологетам шахматного всеобуча в исполнении Сухина (шахматы без самой игры в шахматы, так как проигрыш может травмировать ребёнка) не кисло было бы приводить цитату из Сухомлинского полностью.

Вот так будет честно.
Уже в "Школе радости" играть в шахматы научились Шура, Галя, Сережа, Юра, Ваня, Миша и другие дети. Мальчики и девочки часто засиживались за шахматной доской. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Очень хотелось, чтобы за шахматную доску сели Валя, Нина и Петрик. Я учил их игре, и дети думали над очередными ходами. Шахматная доска помогла мне открыть математическое мышление Любы и Павла. До игры в шахматы (эти дети начали играть в 3 классе) я не замечал остроты, цепкости их мысли. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.

Уж на что Сухомлинский действительно был гуманистом, дык даже он не видел ничего страшного в том, что дети играли друг с другом в шахматы и ... Кто нибудь сомневается, что при этом кто-то выигрывал, а кто-то проигрывал?
« Последнее редактирование: 21. 06. 2012, 11:08:07 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #3 : 21. 06. 2012, 03:55:01 »

Продолжу. Может кому и интересно будет. В общем, Василий Александрович Сухомлинский не мог, конечно, предположить, что станет ... скажем так... Идейным отцом шахматного всеобуча. Но дело всё в том, что многое из того, что он делал, в современной российской школе реализовано, но зачастую в извращённой форме.
Сейчас я вам буду приводить конкретные примеры. О чём, собственно говоря, сама книга "Сердце отдаю детям." С чего там всё начинается. Сухомлинский предложил родителям шестилеток отдать детей в школу раньше на один год. Не в первый класс, а как бы в подготовительный. Это он назвал Школа радости.
Люди его сначала не все поняли, но... Блин. Как же тем родителям и детям повезло! Но смысл-то в том был, что это была совсем необычная школа. Большую часть времени дети с Сухомлинским были на природе. В лесу, в поле... Там не было уроков за партами с детьми, сидящими положив руку на руку и боясь пошевелиться... Хе-хе... Этот опыт перенять сейчас... Да это можно только в частной школе организовать за некислый бабас, да ещё и не в любой климатической зоне. А дальше вы узнаете, что повтори сейчас такое какой-нибудь ньюСухомлинский... Блин. Посадят точно. Или родители вклочья порвут или в психушку задвинут. Сейчас я вам объясню  почему.В общем, там такие ещё моменты были.
Во первых это всё летом началось и к нему детей привели насколько возможно хорошо одетых и в ботинках. Вы не поняли? Вообще-то это в сельской местности происходит и там было просто так принято (это Украина) что летом дети ходили босиком. Это 50-е годы - ещё с войны мало времени прошло и вообще... То есть родители с ботиночками выпендрились - они не могли себе вообразить, что в школу - босиком. Понятно - да?  Первое что Сухомлинский детей заставил сделать (что было выполнено c привеликим удовольствием) это снять обувь и в дальнейшейм ходить в школу босиком. Уже неплохо.
А теперь вообразите себе взрослого учителя, который с шестилетками, которых 31 человек, один взрослый (!) лазеет по лесам, полям, лугам, к речкам и так далее... Вообразили? Да. А дети все босиком. Чтобы с ним сделали эти... Как их? Олбудсмены? Правильно я написал? А хрен с ним. В общем, вы поняли - о ком я.  Это ещё не всё. Подождите. Василий Александрович считал, что детей нельзя кутать, что босиком ходить как раз и надо и не будет никаких насморков. Да у него дети и правда не болели. Но он ещё дальше пошёл. Он потом родителям (а надо полагать, что до людей дошло, что это человек, которому можно верить) сказал, чтобы дети летом спали только на улице (они навесы там у себя на участках организовали) а в другое время года с открытой форточкой.
Тоже так, ничего.
Давайте разберёмся что мы имеем сейчас. Есть в школах подготовительные группы в первый класс? Есть! Да в каком количестве! И за бабас для родителей, причём за некислый такой бабасец. Реальное воплощение идеи Сухомлинского. Подмигивающий
Только дети сидят за партами ...
У Сухомлинского дети началки учились в отдельном домике, а не в общем здании вместе с учениками средней и старшей школы. Реализуется такое сейчас? Да. Распространённая практика. Ну... Тут Сухомлинского трудно извратить - практически невозможно, я бы сказал.
Я потом ещё продолжу.
« Последнее редактирование: 21. 06. 2012, 03:58:35 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #4 : 21. 06. 2012, 11:01:11 »

Продолжаю. А ещё давайте сделаем поправку на исторические реалии. У него дети искалеченные войной. Страшной войной. Они родились во время войны. Папа с фронта заскочил... Ну не покупали тогда в таких ситуациях соответствующих изделий - это счастье было что папа с фронта в отпуск, а потом... Фашистская пуля и нет папы... И куча всевозможных вариантов - бедные женщины в тылу без мужиков, там у него это всё описывается - что ни семья практически - то трагедия на трагедии. Мальчика, которого мама научила ловить ворон (мальчику 6 лет) а мама потом этих ворон отваривала и продавала якобы как кур... Да. Вот такое было напечатано в СССР без цензуры. В той самой книге. Мальчик, который к нему пришёл в его школу без левой руки и глаза... Мину ребёнок нашёл или что-то такого плана. Сколько тогда было таких мальчиков.... И так далее и тому подобное...
А здесь взрослый дядя, к которому этих крох в ботиночках привели, на первом уроке раздал виноградные гроздья, чтобы домой отнесли... Да дядя сам... Он же фронтовик. Ранение практически несовместимое с жизнью. Ещё миллиметр...  прямо под сердце. Он же буквально на этот свет с того вернулся. Это счастье на самом деле, что в нашем народе такие люди... Были...
И когда вот его читаешь - это действительно нереальный позитив просто. Просто нереальный. И детишки эти с ним там целыми днями находились. Ну не ходил он с ними в лес по расписанию на 4 урока и баста - дальше не платят и в баню. Сверхпрограммы утверждённой минобром - платно.
И когда такой человек пишет про те же самые шахматы.. Куда они должны войти? А? В жизнь начальной школы... Именно в жизнь, а не в сетку часов. Ну получилось у него... Может ему и показалось, что получилось что-то благодаря шахматам. Какие там у этих детишек настольные игры тогда? А? Да нету этого практически. Не до того. А шахматы -они есть. Если на то пошло, то он и про музыку так же восторженно писал. А он этим детишкам и Моцарта, и Чайковского...
Только музыканты не затаскивают эту тему.
А теперь какие-то молодые люди, которые ничерта об этом всём не знают, подредактировали цитату Сухомлинского для развода родителей (которые тоже ничерта не знают) на сайте...
« Последнее редактирование: 21. 06. 2012, 11:03:56 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #5 : 21. 06. 2012, 11:18:51 »

Я могу очень много писать на эту тему. Но я-то всё это читал... И не одному разу!
Адекватное отношение к отметки "ТРИ" - это у кого? У Сухомлинского. Не ставить отметки малышам в первом классе... О! Там сложнее всё. Василий Александрович считал отметку очень серьёзным инструментом в руках педагога. Но он-то выборочно подходил к вопросу. Кому-то начинал ставить (когда хорошие) а кто-то первую отметку только через год получал. И смысл-то был простой. Хотите сформулирую? Это просто. Двойкой можно и нужно наказать лентяя, который может всё, но просто не захотел - забил, как сейчас говорят. А если просто не получается... Вот не может ребёнок. Ты его не научил, в семье мало внивания уделяли (вспомните какое время было - там хорошо ещё чтобы ребёнок сыт был и вообще выжил - какое в баню раннее развитие и такого плана) ну и за что такого малыша двойкой наказывать, чтобы ему ещё и дома до кучи... За что? Чем он виноват-то?
Но такая идея вообще массово нереализуема по определению. У нас нет полков Сухомлинских в современных школах. Как она реализуема? Ну где-то так. В первом классе не ставим, со второго начинаем. А как ещё?
« Последнее редактирование: 27. 06. 2012, 10:48:37 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
JVV88
Гость
« Ответ #6 : 22. 06. 2012, 12:38:50 »

Не ставить отметки малышам в первом классе... О! Там сложнее всё. Василий Александрович считал отметку очень серьёзным инструментом в руках педагога. Но он-то выборочно подходил к вопросу. Кому-то начинал ставить (когда хорошие) а кто-то первую отметку только через год получал. И смысл-то был простой. Хотите сформулирую? Это просто. Двойкой можно и нужно наказать лентяя, который может всё, но просто не захотел - забил, как сейчас говорят. А если просто не получается... Вот не может ребёнок. Ты его не научил, в семье мало внивания уделяли (вспомните какое время было - там хорошо ещё чтобы ребёнок сыт был и вообще выжил - какое в баню раннее развитие и такого плана) ну и за что такого малыша двойкой наказывать, чтобы ему ещё и дома до кучи... За что? Чем он виноват-то?
Но такая идея вообще массово нереализуема по определению. У нас нет полков Сухомлинских в современных школах. Как она реализуема? Ну где-то так. В первом классне не ставим, со второго начинаем. А как ещё?
У меня так было в начальной школе. Но и учительница была из тех, про кого говорят: педагог от Бога.
Записан
JVV88
Гость
« Ответ #7 : 06. 09. 2012, 11:52:32 »

Какой ещё Сухомлинский? Шахматы в школу продвигают уже дети http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/v-kazahstanskih-shkolah-poyavitsya-predmet-shahmatyi--219829/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в: