Об опасности "общих мест"
Многие высказвания у нас порой повторяются вслед за "авторитетами", принимаются на веру и становятся как бы само-собой-разумеющимися фактами и потом уже приводятся в дискуссиях в качестве аргумента, не подлежащего обсуждению.
Это относится и к рассуждениям об опасности "общих мест"?
Как я вижу ослабление проги (с высоты своего плинтуса):
1. Она теряет темпы - делает бессмысленные ходы типа а3 - h3, а также в задумчивости невынужденно ходит одной и той же фигурой;
2. Подставляет фигуру, чаще при атаке;
3. Часто играет не сильнейшую, не генеральную линию в дебюте;
4. Очень плохо играет эндшпиль.
Вот это я замечаю. Ваш ребенок, если проигрывает, то не по таким же причинам? Мой - чаще всего по этим.
Как проигрывает ребёнок, и
почему - интересно, с этим я согласен.
По моему мнению, игра с прогой - отличная альтернатива тогда, когда нет достаточой практики, а она нужна. И в то же время, сыграв с ней десяток-другой партий, можно посмотреть на свой фритце-шреддеровский рейтинг и сравнить его с тем, что у вас стоит в турнирном бюлетене или в личной карточке фиде. Неужели это не интересно?
Это ( сравнение цифр ) скорее забавно, чем интересно.
У робота на chesdkid.com или у шестилетнего Магнуса Карлсена в планшете нет цели победить соперника, а у живого шестилетнего начинающего из ближайшей секции или на том же chesskid.com - есть.
Игра против движка это что-то вроде компьютерной стрелялки конца 1990-х, где нужно истреблять толпы сильных, но безхитростных монстров. Чтобы успешно простивостоять в той же стрелялке противнику, которым управляет хитрый и зловредный человек, навыков борьбы против монстров недостаточно.
Пусть начинающий борется против проги с ослаблениями №1 и №2. Начинающий сам совершает ошибки №1, на первый взгляд бессмыссленно теряет время, но объективно оценку позиции это не меняет. На самом деле живой шахматист ждёт, когда у проги сработает ослабление №2, и противник что-нибудь зевнёт.
Я не тренер, но наблюдал, как слабые дети борются с ослабленными движками, целенаправленно выжидая, когда компьютер запрограммированно ошибётся. Или чуть более сильные находили и использовали дыры в дебютных библиотеках слабых шахматных компьютеров 1990-х.
Навыки, полезные для победы над конкретным ослабленным компьютерным противником, но которые могут оказаться не столь полезными на первенстве среди девочек до 9 лет.
Самый неопытный начинающий, который ещё не видит угрозы в полхода, всё равно учится на своих ошибках. Если начинающий 10, 20, 100 раз получит детский мат, то он или научиться защищаться, или будет избегать детского мата, отвечая на e4 e6,g6 или f6, или вообще откажется играть в шахматы
Найти в городе соперников до 1800 нетрудно. Если почему-то не получается встречаться за деревянной доской, остается игра на chesskid.com и прочих площадках, но не с роботами или облачными движками.