Написал сообщение на другом форуме, но перенёс сюда. И, наверное, буду распространять и дальше.
ОЭ - это маяки, подсказки. В спокойной позиции - очень эффективный метод поиска комбинаций, позволяет понять когда, где и что искать и когда этого делать не нужно.
Сказать о том, какие ОЭ важнее, а какие - нет, можно только из расчёта вариантов.
Если посмотреть статистику, то иерархия ОЭ от наиболее к важных к наименее приблизительно следующая:
1. Угрозы мата
2. Материальный перевес
3. Объекты под боем (ОЭ №2)
4. Связка / пешка за ход до превращения и др.
5. Для правила 3 - "одинаковое кол-во атак и защит", дополнительная иерархия: чем больше атак и защит, тем опаснее.
Объекты, которые не защищены и не атакованы, могут попасть под двойной удар.
В случае наличия атак и защит, можно играть против защищающих объектов, что усиливает важность ОЭ. По этой причине часто если мы можем что-то атаковать, есть смысл атаковать - даже если соперник может защититься.
ОЭ, появившиеся на последнем ходу, ведут к тактике с большей вероятностью, чем прежние.
Я долго терпел, но всему есть предел.
Для начала давайте сравним процитированный выше текст со следующим:
1.Любую позицию начинайте изучать с позиции обоих (!) королей, это даст возможность точнее оценить ситуацию на доске.
...
2.Следующий этап: обратив внимание на соотношение сил и отметив, что находится под ударом как у нас, так и у противника (чисто формально), переходим к равновесиям. О равновесиях разговор особый. Под ними мы понимаем, что пешка или фигура, а также какой-то важный пункт, находящийся в непосредственной близости от одного из королей, столько же раз защищается одной стороной, сколько атакуется другой. Нарушение равновесия в свою пользу атакующей стороной одновременно в нескольких местах, позволяет ей выиграть материал или добиться успеха. Особенно опасно равновесие 0-0: фигура или пункт не имеет защиты. Это наиболее выгодно атакующей стороне, и может быть ею использовано при первом удобном случае.
3.Противостояние на одной линии как короля и дальнобойной фигуры, так и просто дальнобойных фигур также должно учитываться независимо от числа других фигур и пешек, расположение между ними. Противостояние в зависимости от очереди хода может привести либо к связке, либо к открытому нападению. Наверняка, с подобной трансформацией противостояний Вы сталкивались неоднократно.
В.А.Конотоп, С.В.Конотоп
Тесты по тактике для высококвалифицированных шахматистов, Москва, 2003
Как говорится, смотрим, сравниваем, удивляемся.
Но это не всё. Ранее я даже не пытался хотя бы бегло просмотреть пособие Чужакина. Жалко было тратить время, а ориентировался на мнение авторитетных камрадов и приводимые им цитаты. Теперь жалею, что не изучил даже ознакомительной версии. Потому что буквально сразу же наткнулся на диаграмму из партии О.Шевченко - Архиреева, Рыбинск, 1997 (позиция с обложки!). На всякий случай, Катя Архиреева - ученица В.А.Конотопа, призер чемпионата России до 10 лет в 1997 году, давно заниматься бросила. Казалось бы, какое совпадение - ведь данную партию можно найти в Hugebase. Однако, ощущение дежа-вю отпустило меня не надолго: буквально через страницу вижу диаграмму с шапкой Гусник-Софьин, Пардубице, 2003. Ещё через страницу - пример Шевченко-Кириллович, Орел, 2001. Что может быть особенного в данных партиях? В обеих один из игроков - ученик Конотопа, и партия никак не могла попасть к автору "гениальной системы", кроме как путем наглого передирания из тестов Конотопа. Я потом насчитал ещё несколько примеров, которые нельзя найти по Hugebase, они были своего рода коллекцией Валентина Арсеньевича.
Вывод очевиден: так называемая система - есть нечто иное как банальная бессовестная компиляция, неумело разбавленная в целях маскировки заумными бредовыми терминами.