Расскажите мне что прогрессивного в нынешнем шахматном мире, в котором теперь подавляющее число участников процесса с сосками во рту или только что их выплюнувшие и общий уровень игры тусовки (звёздочек который всегда были в расчёт не берём) упал ниже плинтуса.
Мир меняется. Вы же исходите из того, что все будет также, как и сейчас, только намного хуже.
. Думаю, этот разговор надо продолжать в новой теме, так что перенес этот пост из другого места
Начнем с того, что явление, которое Вы называете "отгоршковое бешенство", возникло по историческим меркам мгновение назад, на рубеже 20 и 21 веков. Раньше детей дошкольного и младшего школьного возраста массово шахматам не учили. Конечно, еще В.Зак писал о проблемах обучения 8-леток, но это был лишь передовой, экспериментальный опыт, не более того. В провинциальной ДЮСШ, где я занимался шахматами в конце 80-х годов, детей младше 10 лет просто не было, да и десятилеток было раз-два и обчелся...
Методики обучения дошкольников шахматам до сих пор толком не отработаны. Конечно, у каждого тренера, который работает с дошкольниками есть свои наработки, но они не публикуются и, соответственно, не систематизируются. Обмен опытом в наше время не очень то и практикуется. Те методики, которые есть (Сухин и т.д.) - это скорее популяризационные, развлекательные программы. Методики же, которые были в советское время (в первую очередь Голенищев), не годятся для малышей, поскольку а) расчитаны на детей от 9-10 лет и старше, б) не учитывают возможности, которые предоставляют компьютерные технологии.
Ваша критика "отгоршковой вакханалии" основана на утверждении, что малые дети не способны к освоению шахмат по физиологическим причинам. Но это не аргумент. Думаю, что уже в дошкольном возрасте мы можем сформировать "канву" будущего развития ребенка, в том числе по направлению "шахматы", заложить определенные базовые навыки, которые впоследствии облегчат ребенку освоение этого вида интеллектуального спорта. Но эта концепция требует, разумеется, научного и экспериментального подтверждения.
Расскажу немного о своем видении проблемы, о своем личном опыте. Начнем с того, что у разных детей есть разный оптимальный возраст начала занятия шахматами. Кто-то может начать эффективно заниматься уже в 4,5 года (около 10-15% детей по моим прикидкам), кто-то лишь в 8 лет (еще 10%). Остальные 75-80% распределяются между этими возрастами с медианой в районе 6,5 лет. Практически все дети восьми лет и младше (99%) готовы воспринимать лишь тактические идеи, стратегия им не дается. Но, те дети, которым рассказывали о базовых стратегических идеях с начала обучения, впоследствии воспринимают их гораздо быстрее и глубже. Т.е. те вещи, которые они слышали в "нежном" возрасте, но не готовы были понимать и использовать, где-то в подсознании откладывались и "всплывали" позже!
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что это лишь мой личный опыт и мнение. Необходима гораздо более представительная выборка и более точные исследования, чтобы гипотезу подтвердить.
В любом случае, методики работы с маленькими детьми будут развиваться и совершенствоваться. Совершенно не обязательно, что маленькие дети будут играть сильнее, чем сейчас, но весьма вероятно, что методики скажутся в процессе взросления детей. Конечно, "середнячок" не станет чемпионом с помощью этих методик, но максимальная реализации заложенного природой потенциала будет гораздо более вероятной.
Следующий момент, а зачем нужны шахматы в современной жизни? Тенденции развития человечества таковы, что с наступлением эпохи массовой роботизации появится множество людей, которым будет банально нечего делать. Всякие социальные эксперименты по выплате гарантированного базового дохода это только подтверждают. Уничтожить "лишних" людей невозможно, хотя предпринимаются попытки ограничить численность человеческой популяции с помощью пропаганды и поддержки гомосексуализма, промискуитета, "безопасного" секса, а также массового внедрения ГМО. Увы, все эти попытки приводят к изменению пропорций между "золотым миллиардом" и "третьим миром" не в пользу первого. Есть и китайский опыт ограничения рождаемости, приведший к гендерным перекосам в структуре общества. Реально эффективен лишь путь "подкупа" безработных и людей "третьего мира" с помощью выплаты им этого самого гарантированного базового дохода.
Но остается еще одна проблема - чем занять "бездельников". От безделья ведь можно прийти к массовым беспорядкам, что сильным мира сего и даром не надо. Эффект, который дают компьютерные игры, до конца не изучен, но есть мнение, что массовые сетевые игры - потенциальная атомная бомба, особенно если учесть роль социальных сетей в механизме "бархатных революций" последнего десятилетия. А вот шахматы - это вполне социально безопасная игра. Шахматисты долголетней практикой доказали свою неспособность к созданию эффективных массовых организаций. Индивидуализм шахматистов гипертрофирован невероятно! Поэтому шахматы сейчас и становятся полигоном для освоения технологий нейтрализации массового безделья, которое неминуемо охватит человечество с развитием роботизации! И это общемировая тенденция...