Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1] 2 3 ... 65
  Печать  
Автор Тема: Методика преподавания шахмат.  (Прочитано 93757 раз)
Arnito9
Новичок
*
Сообщений: 13


« : 05. 02. 2019, 01:46:04 »

Какие книги применяете, и по какой программе ведете занятия от начинающего заканчивая 1 разрядником, КМС...
Записан
Норкин_Алексей
Гость
« Ответ #1 : 05. 02. 2019, 06:51:26 »

Нравится сборник Ботвинника, стратегия надежности, Цюрих Бронштейна, Рубинштейн и почти вся черная серия, Дворецкого, сборники по эндшплю сербские. Важнее понимать что я ищу в книгах. Программа в голове основанная на опыте, ни одной нормальной рабочей программы в свободном напечатанном виде не встречал. Думаю у каждого своя программа в зависимости от мировоззрения, личных представлений и уровня шахматного понимания
« Последнее редактирование: 05. 02. 2019, 06:56:02 от АнтВерпеН » Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 5372


Arbeit macht frei.


« Ответ #2 : 05. 02. 2019, 07:01:31 »

Для начала, проверьте словарный запас занимающихся в группе. Очень помогает в последующем выборе литературы. Попадаются новички, не знающие своего отчества, адреса и даты рождения Смеющийся
Записан
Ипполит
Гость
« Ответ #3 : 05. 02. 2019, 07:08:00 »

Про словарный запас это важно. Прочитал в детстве у Петросяна про "подподушечную книгу для шахматного малыша", вот. Думаю, я-то не малыш, мне двенадцать! И на "консолидациях" стал зависать... Смеющийся
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #4 : 05. 02. 2019, 07:17:05 »

О! Это очень важно. Я сегодня всего-то в своей игротеке показал детям очень интересную игру на которую они запали. И это очень редкий класс логических игр. Игра асимметричная.
Но я тёртый калач уже. Я им и о викингах рассказал, и даже правила боя в этой игре объяснил (там всё просто - пока один на один дерешься лицом к противнику - я тебя шансы есть, а если кто с тыла подойдёт, как хренак топором в спину и поминай как звали). Там фишки бьют захватом с двух сторон. Много чего рассказал, но слова асимметричная игра вообще не произносил.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4031



WWW
« Ответ #5 : 05. 02. 2019, 07:17:44 »

Лично я для обучения начинающих младших школьников первый учебный год давно обхожусь только задачником Иващенко 1а. Первые минут 15-25 - разбор домашнего задания (разворот - 12 заданий), потом игровая практика.

Но я на базе этого Иващенко умудряюсь и основные правила игры в дебюте рассказать, а также типовые простейшие тактические приемы и маты, даже некоторые дебюты (с ловушками) показать. В какой-то момент - небольшой рассказ про историю шахмат, чатурангу и шатрандж (в качестве развлечения). Дополнительно обязательно постановка элементарных матов с практической отработкой (интенсивно).

В процессе проверки домашних заданий с показом диаграмм на плазменной панели, это гораздо быстрее и удобнее обычной демонстрационной доски, идет изучение доски и шахматной нотации (в какой-то момент я ее вообще отключаю). Ходы заставляю произносить в точном соответствии с тем, как они будут записываться краткой нотацией (без сокращений слов, конечно) с указанием на взятия и шахи и т.д. В зависимости от силенок группы могу добавлять отдельные категории задачек (кому-то мат в один ход, кому-то типовые матовые конструкции Месароша)... Отдельная тема - шахматный язык. Постепенно учим шахматные  термины. Недостаток - уже через полгода новичка в группы не возьмешь, ему ничего не понятно Смеющийся Смеющийся Зато я уже могу разговаривать, не стесняя себя в выражениях (шахматных, конечно Подмигивающий). Обязательно учим наизусть стихотворение "Нельзя" (что нельзя делать в дебюте)...

Когда начнут играть в турнирах, в группе можно разбирать короткие поучительные партии с типовыми ошибками.
« Последнее редактирование: 05. 02. 2019, 07:22:37 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #6 : 05. 02. 2019, 07:22:15 »

Какие книги применяете, и по какой программе ведете занятия от начинающего заканчивая 1 разрядником, КМС...


А вообще, здесь сейчас Вам до чёрта лысого всего понапишут, а на самом деле весь всего этого ничтожен ибо по весу влияния на итоговый результат раскладка такая: 80 процентов - генетика ребёнка, 20 процентов - среда.
А среда такое ёмкое понятие... И эти все книжки (все вообще) занимают какой-то милипусечный процент, да и тренер тоже)
Но Вы мне не поверите...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4031



WWW
« Ответ #7 : 05. 02. 2019, 07:26:42 »

Какие книги применяете, и по какой программе ведете занятия от начинающего заканчивая 1 разрядником, КМС...

А вообще, здесь сейчас Вам до чёрта лысого всего понапишут, а на самом деле весь всего этого ничтожен ибо 80 процентов - генетика ребёнка, 20 процентов - среда.
А среда такое ёмкое понятие... И эти все книжки (все вообще) занимают какой-то милипусечный процент, да и тренер тоже)
Но Вы мне не поверите...

Речь-то идет о том, как помочь научиться детям, которые хотят и могут. А с ваших слов можно подумать, что детей учить не надо, если способные - сами выплывут, нет - так и ладно...

Однажды ходжа Насреддин, взойдя  на кафедру мечети в родном Акшехире для проповеди, вопросил: "Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?" Ему ответили: "Нет, не знаем". Тогда ходжа сказал: "Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить!" С этими словами он сошел с кафедры и пошел своей дорогой.

Когда в следующий раз он снова взошел на кафедру и предложил тот же вопрос, община ему ответила: "Знаем". — "Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить". Так сказал ходжа и опять удалился. Община была озадачена и поражена до глубины души. Тем не менее, люди кое-что придумали...

Поднявшись как-то опять на кафедру, ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: "Одни из нас знают, другие нет". Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: "Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают!"
« Последнее редактирование: 05. 02. 2019, 08:46:42 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #8 : 05. 02. 2019, 07:30:15 »

Не надо писать за меня то, что я не имел в виду! Массовые занятия со всеми подряд самими шахматами - профанация по каким пособиям не занимайся.
Это первое что я имел в виду.
И второе. У меня сильнейший пацан в секции по сёги вообще на сервере играть не любит, задачки не решает, книжки не читает практически (только лекции на ютубе смотрит на английском) и обожает сам с собой играть. И прогресс просто обалденный. У по настоящему способных свой путь, а не способным никакие книжки не помогут и никакие методики.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #9 : 05. 02. 2019, 07:31:51 »

И с точки зрения теории 80-20 это прекрасно объяснимо, а если эту теорию отрицать, то никто не неволит … Блуждайте в потёмках.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #10 : 05. 02. 2019, 07:33:17 »

Я в детстве рос в шахматах, анализируя без компа (а их вообще не было тогда) дебюты и пытаясь найти что-то своё и опровергая сам себя, а ещё очень любил задачки составлять.
На выходе 2200+ плюс без частных тренеров и с парой книжек прочитанных кусками.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4031



WWW
« Ответ #11 : 05. 02. 2019, 07:36:00 »

Вот то-то и оно, что 80% детей младшего школьного возраста простую науку первого года (я писал какую) великолепно осваивают, начинают играть в шахматы и получают удовольствие. Разумеется, эта не та скорость усвоения, как у подростка, но это и не требуется... А вот 20% начинают играть в турнирах по классике по всем правилам и почти без невозможных ходов.

Никакой профанации здесь не вижу. Это вопрос к дошкольникам, хотя и с ними можно аккуратно работать...
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #12 : 05. 02. 2019, 07:37:12 »

А сколько на 1600+ выходят? Процент! Остальные просто протирали штаны. Всё что ниже  - не уровень вообще!
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4031



WWW
« Ответ #13 : 05. 02. 2019, 07:40:16 »

Я в детстве рос в шахматах, анализируя без компа (а их вообще не было тогда) дебюты и пытаясь найти что-то своё и опровергая сам себя, а ещё очень любил задачки составлять.
На выходе 2200+ плюс без частных тренеров и с парой книжек прочитанных кусками.

Не знаю, у меня совершенно другие ощущения от собственного самообразования. И впечатление, что если бы я имел свои 2300 не к 25 годам, а к 18-ти, то мог бы пойти немного дальше, как некоторые воронежские ребята, с которыми я на равных конкурировал в конце школы... Но с высококвалифицированным тренером (кстати, это был Михаил Кислов) я познакомился только в институте, когда моей активной игровой практике оставалось не более пяти лет. За это время я от 1-го разряда дошел до МФ.

Видимо, все индивидуально...
« Последнее редактирование: 05. 02. 2019, 07:43:40 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #14 : 05. 02. 2019, 07:41:55 »

Я себя оценивал и оцениваю более объективно чем Вы (ИМХО).
И не только себя.

"Он понял что-то кроме травм и грамот!"
Это и про меня.

Откуда строчка - легко найдёте в интернете.
Я уже цитировал.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: [1] 2 3 ... 65
  Печать  
 
Перейти в: