Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: решение тестов  (Прочитано 13889 раз)
prosto mama
Новичок
*
Сообщений: 17


« : 28. 09. 2012, 12:51:22 »

Уважаемые товарищи, умеющие играть или владеющие навыками помощи детям при подготовке к занятиям по шахматам. Понимаю, что ребенок должен делать все сам (ну предпочтительно и в идеальном варианте), но у младших школьников вариант проверки (контроля, если хотите) со стороны родителей все-таки исключать нельзя. Так вот в связи с этим возник вопрос-как помочь ребенку делать задания по тестам по шахматам. Решение задач-не вопрос, поскольку там однозначно дается задание "выигрыш ладьи"/"мат в 2 хода"/"лучший ход" (этот лучший ход в задачах, как правило, заканчивается тем же матом - ну не в 2 так в 3 хода. А вот в тестах? Там же даются партии именитых шахматистов (ну не от чемпионов мира, но достаточно, видимо, именитые, чтобы попасть в учебники). И если смотреть в ответы (ну есс-но это делает не ребенок, а проверяющая мама, которая в шахматах не совсем (вернее, совсем не) сильна,хотя я очень стараюсь :-) ), то там приводятся пространные пояснения о различных ходах, но результатом этого лучшего хода бывает "черные сдались", получен выигрыш материала (ну обычно это на 1 фигуру больше - про ферзя не упоминаю,понимаю,что наличие взятого ферзя уже грандиозно)... Ну и в таком духе. а иногда просто непонятно, почему сдались (когда еще не мат, и в принципе можно еще и поиграть наверное - ну наверное гроссмейтеры на таком этапе игры уже понимают безнадежность ситуации - а мне-то как понять что при прочих равных условиях (кол-ве фигур) и когда еще не мат и даже не шах, когда надо остановиться пробовать разные ходы. Очень прошу не возмущаться по поводу вопроса от дилетанта и не указывать, что лучше бы поучиться и пр. и пр. Я всё это понимаю.
Записан
Aqwqq
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1496


« Ответ #1 : 28. 09. 2012, 01:19:14 »

когда при равном материале (кол-ве фигур, пешек), говориться что там черные сдались, значит расположение фигур на доске такое, которое ведёт к проигрышу.
если вы этого не видите, в силу своей неопытности, вам может очень помочь компьютерная программа, например аквариум с гудини. там можно расставить любую позицию, нажать кнопку анализ, и она покажет все сильнейшие ходы до конца, это то, что вам нужно, чтобы понять почему чёрные проиграли.
Записан
osh
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1497


« Ответ #2 : 28. 09. 2012, 01:20:03 »

 Я примерно такая же мама, но вот этот период (я имею в виду, когда было непонятно, чего это вдруг черные сдались Улыбающийся) мы как то достаточно быстро прошли. Я как не понимала, так и не понимаю, но ребенок понимает, и мне показывает, типа "объясняю для тупых в последний раз..."
На данный момент, мне кажется, Вам надо брать книжку, расставлять фигуры (я даже сама какое то время расставляла) и добиваться, чтобы он воспроизводил комбинацию, указанную в ответе, желательно без передвижения фигур. И чтобы это был не один ход, а дальше гадание на кофейной гуще, а именно вся комбинация. Постепенно, от простого к сложному, разбирая разные варианты, он сам начнет понимать почему тут выиграно.
« Последнее редактирование: 28. 09. 2012, 01:46:59 от osh » Записан
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 746


« Ответ #3 : 28. 09. 2012, 05:35:24 »

А тренер что говорит?
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #4 : 28. 09. 2012, 06:42:31 »

А я могу вам рассказать про альтернативный подход к обучению тактике, про который теперь мало вспоминают. Ни в коем разе не отрицаю необходимости решать по принципу - чем больше, тем лучше, просто натаскивая ребёнка на тактику (эффективность этого дела доказана) но могу вам лично дать совет. Попробуйте, а вдруг получится? Скачайте из интернета или купите в виде книжки учебник шахматной игры Э. Ласкера и вдумчиво просто прочитайте вместе с ребёнок раздел, посвящённый комбинации. Там все примеры (и отлично подобранные) подробно разбираются, а самое главное - Ласкер учит искать комбинацию осмысленно и рассказывает, как это делать. Мне, например, но я постарше был конечно, в своё время этой книжки хватило, чтобы выполнить советский первый, после чего я бросил шахматы, а потом (когда в них вернулся - ИДИОТ - изивините, не обращайте внимания) этот багаж позволил доиграться до рейтинга ФИДЕ 2244... Но это был предел, а теперь меня за доску уже не затащищь...
Просто, если вы этот кусок книжки Ласкера вместе с ребёнком пройдёте, может у вас и вопросов по поводу того, почему кто-то где-то сдался, станет меньше, а уж если понравится и прочитаете главу о позиционной игре (она просто шедевральная в этой классической работе) то всё... Если это прочитать и пропустить через себя любому ребёнку (то есть понять) то это сразу уровень, когда можно сказать, что человек разбирается в шахматах.
« Последнее редактирование: 28. 09. 2012, 06:47:44 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #5 : 28. 09. 2012, 06:46:55 »

Ещё совершенно классный труд по этой же теме книга Г. Лисицына "Стратегия и тактика шахматного искусства" (огромный такой "кирпич"  Улыбающийся) Тоже классика.
« Последнее редактирование: 28. 09. 2012, 10:10:28 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Цукат
Global Moderator
Постоянный житель
*****
Сообщений: 335


« Ответ #6 : 28. 09. 2012, 07:50:38 »

Я примерно такая же мама, но вот этот период (я имею в виду, когда было непонятно, чего это вдруг черные сдались Улыбающийся) мы как то достаточно быстро прошли. Я как не понимала, так и не понимаю, но ребенок понимает, и мне показывает, типа "объясняю для тупых в последний раз..."
Классно сказано:-)))

А для автора - если вы имеете ввиду тесты Конотопа, то даже мучаться с компом не надо - там в конце книги есть ответы с подробными комментами - пусть ребенок сам решит, а потом сам и все почитает:-)))) У нас так:-)
Записан
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 746


« Ответ #7 : 28. 09. 2012, 09:30:25 »

Бедная prosto mama.
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #8 : 28. 09. 2012, 09:32:13 »

Почему?  Улыбающийся
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 746


« Ответ #9 : 28. 09. 2012, 09:41:50 »

Ответы без действий
Тренер маме должен давать безальтернативные ответы. Смеющийся
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #10 : 28. 09. 2012, 09:55:21 »

Вы придерживаетесь такого же мнения о женщинах, как и nal65?  Подмигивающий
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
prosto mama
Новичок
*
Сообщений: 17


« Ответ #11 : 29. 09. 2012, 01:28:35 »

Уважаемые откликнувшиеся! Спасибо большое за советы! Честно,очень буду ждать момента, когда ребенок начнет мне объяснять,почему же именно так решается (пусть даже и со словами "а некоторым особенно непонимающим,объясняю еще раз  Улыбающийся"). Ну,когда говорю ждать, то есс-но не имею ввиду, что буду бездействовать-постараюсь найти упомянутую книжку и пр.. Вообще-то согласна тут с подходом о количестве-уверена,что принцип перехода количества в качество работает во всём (главное только,чтобы кол-во неудачных-неправильных решений не задавило-придавило желание получать правильные). поэтому и приходится самой стараться быть вовлеченной в этот бизнес (это не деловой термин в данном случае, а подразумевается дело/процесс/работа, пр. Еще раз спасибо. Если будут еще советы-пожелания, буду рада прочитать.
Записан
sas
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 746


« Ответ #12 : 29. 09. 2012, 04:39:07 »

Женщины тут не причём. Можно было написать бедный prosto papa
Родители в этом возрасте ребёнка должны получать безальтернативные задания, альтернативные надо решать на занятиях.
Вообще то это моё мнение.
Если родители докажут свою компетентность, можно от этого правила осторожно отступить. Улыбающийся
Записан
Devuschka
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1111



« Ответ #13 : 30. 09. 2012, 11:26:47 »

Очень помогло решение задач во время турнира.Посоветуйте задачники. Улыбающийся
Записан
chessvdk
Абориген
*****
Сообщений: 68185



WWW
« Ответ #14 : 30. 09. 2012, 11:33:15 »

Задачники Конотопа (моё лично мнение) лучше сделать уже никто не сможет - это как механическая швейная машинка фирмы Singer - предельное качество.
На сопоставимом уровне советский задачник Шумилина. Но у Шумилина задачник для продвинутых, а у Конотопа покрыт весь спектр.
« Последнее редактирование: 30. 09. 2012, 02:04:23 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в: