В отношении же юношеских разрядов и вообще проблемы квалификационной системы в шахматах в нашей стране есть один осповополагающий момент русской жизни и нашей ментальности, который на раз угробит любые хорошие и здоровые начинания. Этот момент состоит в том, что управление идёт исключительно сверху и волевыми решениями - а народец типа дети неразумные и сами не понимают и никогда не поймут как надо - вот только мы (начальники) или самый главный начальник - царь-батюшка только и знаем - как правильно. Я уже наверное где-то этот пример приводил из своего детства - сейчас повторюсь.
Очень характерный пример для совковской жизни естественный образом обречённый в разных вариациях повторяться и в ньюсовсковской жизни в самых разных сферах и самых разных проявлениях.
Тогда же (в далёкие теперь 80-е) ситуация состояла в следующем.
По улице, на которой стоял дом, где я и сейчас живу, из городского транспорта Москвы ходил только один автобус номер 12. Маршрут у этого автобуса был (да и теперь остаётся) очень длинным, до метро он исправно доезжал и не до одного. Но был у этого автобуса один страшный недостаток. Он ходил крайне редко и ещё зараза мог устраивать такую подлянку, когда два приходят друг за другом с интервалом в минуту, а дальше ... сорок мину это ещё по божески.
Савёловское метро тогда ещё не вырыли, машин у народа и близко не было столько сколько сейчас, и посему жители (особенно те, которые ездили на работу каждое утро) сильно от приколов этого автобуса зависели.
Остановка же этого самого автобуса располагалась по отношению к выходу из моего двора таким образом, что кратчайшем расстоянием до неё были естественно не катеты асфальта, а гипотенуза проходящая по газону. Гипотенуза это существовала в виде уверенно протоптанной и пробеганной народной тропы, она помнила матюги мужиков, которые занимались спортивной дисциплиной бег за автобусом и в весеннюю и в осеннюю распутицу и в гололёд, застрявшие в земле дамские шпильки и если бы народная тропа могла рассказывать, она могла бы поведать массу веcёлых и чисто русских историй.
Нормальных решений, чтобы всем было хорошо, на самом деле было два:
1. Положить по этой тропе нормальный асфальт. То есть её легализовать.
2. Перенести остановку на сто метров ближе к двору, где стояли в каре четыре дома, и сделать народную тропу бессмысленной.
Ещё одним вариантом было на всё забить, оставить всё как есть, никого не трогать заодно и наплевав на газон... Он и так, кстати, ничем не напоминал англицкий, и народная тропа мало чем портила общую и без того далёкую от совершенства картину.
Но поскольку местом действия была одна шестая часть суши, где живут люди с загадочной русской душой, в реальности была предпринята попытка четвёртого варианта действий. Наверное уже многие догадываются какая. Очень характерная.
Поставили забор...
Однако же, отнюдь не фундаментальный и я бы даже более того сказал, что был не забор, а сварные и очень невысокие металлические ограждения.
В ответ на это у людей с загадочной русской душой так же имелись различные варианты действий.
Подчиниться и начать бегать за автобусом по асфальту - то есть не по кратчайшему расстоянию - гипотенузе, а по двум катетам. Так поступили бы немцы, которые могут стоять на пешеходном переходе и машин нет ни слева ни справа и не предвидится, но горит красный свет.
Русские люди на такое не способны. Русский человек может даже не знать, что такое катеты и гипотенуза, но он от природы смекалист и знает как ближе. Ну не идиот же он? Правильно? Правильно.
Случившийся вариант так же весьма был характерен для очень доброго и незлобивого русского народа и напрямую зависел только от того - какой сделали высоту забора.
Если бы забор был сделан высокий, то будьте уверены, в нём появилась бы дырка уже через неделю, а то и раньше. Скорее всего в ближайший понедельник, так как апосля выходных с похмела, а тут эти суки... и автобус уходит... Отогнули бы какие-то мужики железные прутья и всех дел. А потом какая нибудь дородная женщина из тех, у которых Некрасов ещё написал:
Есть женщины в русский селеньях,
В народе их бабы зовут.
Слона на скаку остановят
И хобот ему оторвут.
(кажется это не Некрасов... ну и ладно)
Короче, эта дородная женщина завершила бы дело тем, что в заборе де факто появилась бы нелегальная калитка в которую не напрягаясь мог бы пройти любой советский штангист супертяж.
В том самом месте недалеко было кладбище с высоким забором. В нём, однако же, так же были дырки, хотя казалось бы, казалось бы... Ну туда-то никто не спешит вроде как...Загадка... (вообще-то там квасили "на природе" люмпенизированные элементы, а ещё ходили на "экскурсии" любопытные школяры младших классов на переменах (безобразие прекратил недавно к сожалению ушедший из жизни замечательный человек из моего дома, который нормально довёл проблему до высокого начальства и кладбище огородили таким забором, в котором дырку можно сделать только лишь автогеном или из гранатомёта... Забор это стоит до сих пор, а тот человек как раз и упокоился на этом самом кладбище осенью прошлого года).
Но забор был маленький. И добрые русские люди не стали его трогать. Просто поменяли спортивную дисциплину и бег за двенадцатым автобусом превратился в бег за двенадцатым автобусом с барьерами - только и всего.
К чему я это всё? А вот к чему. Национальный российский рейтинг можно медленно и постепенно ввести снизу. Ведь уже есть апробированный и очень успешный вариант. Но у нас не кладут асфальт по гипотенузам. Его кладут по катетам - как виднее начальству.
А можно (и даже лучше) ничего не трогать.
Предыдущая ЕВСК запретила разряды по региональным рейтингам. И что? Почти четыре года прошло. И что? В Москве дети на соревнования все с книжечками ходят?
Не ходили и не будут ходить.
Я могу много аналогий проводить между забором, тропой народной, рейтингами, разрядами - дело же не в них. Но лучше я расскажу завершение истории. Оно так же характерно для нас.
В самом конце 80-х всё же изменили маршрут автобуса и так, что тропа стала бессмысленной, но автобус стал останавливаться не в ста метрах от выхода из двора, а так, что его и видно теперь не было - за автобазой. И туда уже не побежишь...
Впрочем, начинались совсем иные времена... Конечно же не из-за изменения маршрута 12-го автобуса распался СССР, но распался он очень скоро именно после этого...
Народная тропа заросла травой. Забор у газона как стоял так и стоит. Газон по преежнему и близко не напоминает англицкий (что однако не мешает по его краям людям с азиатской внешность раз в два года менять бордюрные камни а так же что там сеять внутри потом за этим никак не ухаживая, так как вся цель таких операций отмыв начальниками бабла, а гастарбайтерам всё равно - лишь бы какую денежку платили) - народ пересел на свои тачки и на тот самый 12-ый автобус теперь многим плевать, но жизнь идёт. Вчера вечером я возвращался с работы и наблюдал самоорганизованный и весьма эмоциональый сходняк жильцов по поводу парковочных мест во дворе...
Новые реалии, новые проблемы. Была бы у меня тачка, может и об этом бы рассказал, но поскольку у меня её нет, то и закругляюсь.