Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
chesspsh
Страниц: 1 ... 61 62 [63] 64 65
  Печать  
Автор Тема: Методика преподавания шахмат.  (Прочитано 93770 раз)
Некаисса
Свой человек
***
Сообщений: 229


« Ответ #930 : 25. 03. 2021, 07:52:42 »

Правильная Администрация рекомендует:

: Сегодня в 07:37:12  Автор chessvdk - Последний ответ от chessvdk
Сосочки-сосочки-сосочки в ряд - лАдьи всё выше и выше стоят! (занятия шахматами с построением пирамидок из ладей).


Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!.."
   Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини. У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница.
   Томский произведен в ротмистры и женится на княжне Полине.
Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 42144


Поддержать Форум? МasterСard 5559 4727 1009 9214


« Ответ #931 : 15. 04. 2021, 04:48:15 »

Записан
uranchess
Гость
« Ответ #932 : 09. 05. 2021, 10:57:08 »

http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=5156.msg247210#new

Почитала старый форум..
Опять стало жалко Chessvdk
Наглядная иллюстрация старой истины: Точка зрения зависит от того места, где находишься.  Смеющийся
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4999



« Ответ #933 : 09. 05. 2021, 11:09:28 »

http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=5156.msg247210#new

Почитала старый форум..
Опять стало жалко Chessvdk
Наглядная иллюстрация старой истины: Точка зрения зависит от того места, где находишься.  Смеющийся

Безусловно вы правы. Проблема в том, что АВ не менял место работы 30 лет. Это не он залез в болото, это болото проникло во все бывшие дома пионеров.
Записан
NKNforever
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 18467


« Ответ #934 : 09. 05. 2021, 11:56:55 »

http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=5156.msg247210#new

Почитала старый форум..
Опять стало жалко Chessvdk.  
Наглядная иллюстрация старой истины: Точка зрения зависит от того места, где находишься.  Смеющийся

А что Вы там хотели увидеть ?Там своя жизнь.
Событий внешних больше нет. Только LIMA напоминает о внешнем мире
Ну и пусть все будет так как есть.
Автор Форума так и хотел.
Пишут про каких-то отсутствующих сильных детей
А зачем они кому-то? Если в своих детях видеть слабых , то и сильных не будет , если при этом своих не смешивать с внешним миром , оберегать - то что ж это такое будет?

Сильные слабые

все это лукавство. Есть процесс жизни , слабые стремятся , сильные могут остановиться , все переменчиво и есть ПРОЦЕСС

ВОТ LIMA любит процесс, например, и поэтому у него все хорошо , и дети не уходят , а остаются в возвращениях , общениях обменах

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ.
А вы- сильные слабые и тд.

В интервью после ПРО. Афонасьева Анна очень точно сказала- Буду играть , пока будет прогресс . Мне понравилось.

« Последнее редактирование: 09. 05. 2021, 11:59:01 от лено » Записан
NKNforever
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 18467


« Ответ #935 : 13. 05. 2021, 12:56:28 »

Ой. Читая про Нимана , набрела и на Америку.
Вона как у них

http://www.uschess.org/index.php/Scholastic-Misc/Certified-Chess-Coach-Program.html

А у нас есть такое?
Записан
Sergey_B
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1330


« Ответ #936 : 13. 05. 2021, 02:50:21 »

Ой. Читая про Нимана , набрела и на Америку.
Вона как у них

http://www.uschess.org/index.php/Scholastic-Misc/Certified-Chess-Coach-Program.html

А у нас есть такое?
У нас нет, мы же не в Греции живём, ну или хотя бы не в Америке...
Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 42144


Поддержать Форум? МasterСard 5559 4727 1009 9214


« Ответ #937 : 18. 05. 2021, 11:40:59 »

Большую простыню Папа публикует.
Игорь Владимирович распорядился:

Игорь Глек
9 ч.  ·
Прекрасный текст от известного столичного тренера по игре ГО! Всё чётко и по полочкам изложено. На 99% верно и для шахмат!
Обязательно буду рекомендовать - прежде всего, конечно, родителям моих учеников.

Павел Авраамов
17 ч.  ·
КАК ИЗУЧАТЬ ГО
Возможно, это один из самых мощных текстов, когда-либо мной написанных. Разговор пойдет об изучении игры Го, но, по сути, всё нижеизложенное применимо к изучению чего угодно. Текст очень большой, за что я заранее извиняюсь, но не каждую сложную мысль можно выразить в паре предложений.
***

МЕТОД ШКОЛЫ BOKENDO
Эта статья – результат моих многолетних наблюдений, размышлений и опыта. Она предназначена и для самих учеников, и для их родителей: я попробую объяснить, чем занимаются ваши дети и как вы можете им в этом помочь. Я глубоко убежден, что понимание механики любого процесса позволяет управлять им на совершенно ином уровне. Осознавая, почему что-то работает именно так, как работает, а не по-другому, мы переходим на новый уровень осознанности – и, соответственно, достигаем гораздо более крутых результатов. Занимаясь Го более 15 лет, я пришел к определенным выводам и сформулировал принципы, которые, надеюсь, помогут вам изучать Го эффективнее. Ничего сверхъестественного в этих рекомендациях нет, большинство преподавателей Го скажут вам всё то же самое, что и я. Я лишь постарался объяснить, почему всё работает именно так, а не иначе, в чем причина и что надо делать, отталкиваясь от этого понимания. Разговор будет непростой, должен предупредить заранее. Но я надеюсь, что он будет полезным – а это, пожалуй, главное, чего мы ожидаем от лекарства, Пусть оно не пахнет малиной, пусть оно горькое, зато эффект положительный. Что ж, давайте начнем.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ГО?
Давайте скажем честно: Го – очень сложная и далеко не самая зрелищная игра. Развлекательная составляющая, которая была актуальна до изобретения кино, радио, телевидения, интернета и компьютерных игр, практически сошла на нет. Есть масса гораздо более увлекательных (и ненапряжных) способов провести время. В этом, в частности, заключается причина стагнации Го в мире: молодежи мало, Го не выдерживает конкуренции с другими развлечениями и гаджетами. Россия в этом плане является редким исключением: в нашей стране Го-сообщество растет, как на дрожжах. Причина – в переосмыслении роли и назначения игры, о чем я и буду рассказывать далее.
Зачем тратить время на изучение Го в современном мире? Ответ таков: ради его невероятной пользы для развития мышления. Педагогический эффект Го просто поражает. Я много чем занимался в жизни, многому научился, в том числе освоил несколько разных профессий (фотограф, аналитик, проектный менеджер, писатель, занимался бизнесом), но никогда не встречал ничего настолько крутого, как Го. Собственно, именно поэтому я занялся преподаванием этой игры: понимая, как много Го дало мне, я стараюсь передавать это дальше. Научные исследования показывают, что Го развивает память, концентрацию внимания, логическое мышление, способность справляться со стрессом и преодолевать препятствия – всё то, что так пригодится в будущем любому ребенку. Вот в чем смысл: занятия Го – это тренировка ментальных способностей в игровой форме. Делать упражнения скучно, играть интересно. Таким образом, истинной целью, как мы ее понимаем в рамках нашей школы, является вот что: через игру научить людей МЫСЛИТЬ. Познать себя и особенности своей личности, выявить сильные и слабые стороны, научиться «бороться и искать, найти и не сдаваться». Это сложно, это требует огромного количества усилий, но это реально. Сейчас у нас 25 учеников, 75% из них – дети, и мы видим, как они меняются благодаря занятиям. Однако, чтобы эти эффекты проявились, надо заниматься ПРАВИЛЬНО. Как говорил великий философ Винни Пух: «Нужно делать так, как нужно. А как не нужно, делать не нужно». То есть подход к занятиям должен соответствовать определенным требованиям, иначе всё это окажется пустой тратой времени и денег. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

СЛОЖНОСТЬ ГО
Надо понимать следующее: Го – сложнейшая игра. Невероятно сложная. Чтобы достичь уровня хотя бы более-менее крепкого игрока-любителя, нужно впитать гигантское количество информации, пройти через ураганы побед и поражений. Теория игры – это примерно 15 пухлых книг, посвященных основным приемам, концепциям, подходам, стратегическим принципам и так далее. Это выглядит примерно так: книга по теории дебютов; теория эндшпилей; позиционный анализ; атака и защита; двухтомник по теории жизни и смерти групп; двухтомник тэсудзи (сложные технические приемы); учебник по сэмеай («гонки на выживание») и еще куча всего. То есть это такое немаленькое «собрание сочинений». И всё это нужно узнать, осмыслить, освоить, научиться применять в реальных партиях. Времени на освоение нужно ОЧЕНЬ много, причем мы говорим только о необходимом минимуме, который позволит стать средним игроком-любителем, очень далеким от чемпионских кубков. Если же речь идет о достижении мастерства и серьезных спортивных результатов, объем информации возрастает многократно. Добавьте к книгам по теории задачники, которые надо прорешать, чтобы освоить базовую технику, и вы получите уже не собрание сочинений Льва Толстого в 15-и томах, а полноценное собрание сочинений дедушки Ленина – около 50 книг. Понимаете масштаб и сложность задачи? А ведь это только часть учебного процесса: мы еще ничего не сказали о занятиях с преподавателем и практике (тренировочных играх). Таким образом, мы уже можем сделать первый вывод: освоить Го «наскоком» нереально. Изучение Го – это серьезный учебный процесс, включающий несколько основных элементов. Давайте о них и поговорим.

ГО КАК БОЕВОЕ ИСКУССТВО
По своей сложности изучение Го сопоставимо с изучением китайского языка или овладением каким-либо боевым искусством. Го вообще довольно часто называют «ментальным боевым искусством», потому что это самая настоящая схватка. Это поединок двух сознаний, которые одинаково сильно стремятся к победе, которая достанется только одному. Попробуйте как-нибудь сыграть партию, и вы поймете, о чем я говорю: после особенно напряженной игры ты чувствуешь себя так, словно отстоял 12 раундов против Майка Тайсона. Это очень энергозатратный процесс – и именно поэтому он дает такие потрясающие результаты в плане тренировки мозга. Теперь позвольте мне использовать сравнение с боевым искусством в качестве метафоры: представим себе, что ребёнок ходит в секцию бокса.
Чтобы стать боксером, нужны три элемента. Первый – физическая подготовка: тренажерный зал для накачивания мышц, упражнения на растяжку, кардиотренировки и прочее. Без этого нет выносливости и силы, которые нужны в поединках. Второй элемент – отработка техники: занятия с тренером, который ставит удар, упражнения с грушей, тренировка разных связок и комбинаций. И, наконец, третий элемент – спарринги. Невозможно стать боксером, не участвуя в тренировочных боях с реальными противниками. Накачанные мышцы и освоенные приемы будут совершенно бесполезны, если не научиться применять их в реальных схватках. Только ринг научит спортсмена держать удар, использовать удачные моменты для атаки, не забывать прикрываться. Только ринг научит побеждать. Однако без занятий с тренером спарринг бесполезен: вместо поединка получится хаотичное махание руками. А без похода в тренажерный зал техника бессмысленна: не будет силы, которую можно вложить в удар, не будет выносливости и «дыхалки». Ни один из элементов невозможно выбросить, они неотделимы друг от друга. И все это нужно, чтобы в конце концов выйти на ринг в схватке за чемпионский пояс – или, если говорить о боксерах-любителях, победить на областных соревнованиях. Всё, чему боксер научился в зале, нужно вложить в достижение победы в настоящем поединке.
Го ничем не отличается от бокса. Вообще, есть известная японская мудрость: «Человек, познавший одну вещь, познаёт 10 000 вещей». В том смысле, что глубокое понимание какого-то дела помогает понять, как устроено всё на свете, потому что всё работает по одним и тем же законам. Изучаете ли вы иностранный язык, Го или каратэ, подход к занятиям везде одинаков: надо ПАХАТЬ, чтобы чего-то добиться.
Применительно к Го ситуация выглядит так: физподготовка – это решение задач, которые помогают освоить технические приемы и отработать их до автоматизма. Го – это игра, где требуется просчитывать комбинации, перебирать возможные варианты. Невозможно выигрывать, не делая этого – это сама суть игры: анализ, предвидение и расчёт.
Занятия с тренером в секции бокса – это индивидуальные занятия с преподавателем Го. Преподаватель объясняет ошибки и их причины, растолковывает теорию, корректирует учебный план, подстраивая его под потребности конкретного ученика: «Вот сейчас ему нужна лекция по этой теме, потому что здесь у него пробел, а потом у нас будет серия лекций про теорию дебютов».
Спарринги на ринге – это игра с реальными противниками (не компьютерными ботами, это очень важно!). Теоретические знания, полученные во время занятий с преподавателем, и технические приемы, освоенные благодаря решению задач, надо научиться применять в реальной боевой обстановке. Придумывать комбинации, разгадывать замыслы противника, осознавать смысл стратегических принципов, учиться бороться, учиться справляться с эмоциями, которые мешают сохранять «холодную голову» в критических ситуациях.
Эти три элемента так же неотделимы друг от друга, как и в боксе. Бессмысленно решать сотни задач, если ученик боится реальных партий и избегает их. Бессмысленно играть много партий, если нет фундамента в виде теории игры и решенных задач. Бессмысленно заниматься с преподавателем, если нет спаррингов.
И, конечно, невозможно выбросить из учебного процесса участие в турнирах: там схватки наиболее напряжённы, там бьются изо всех сил, там совершенно иной накал страстей. Проиграть учителю – это одно. Проиграть другому мальчику/девочке на турнире – совсем другое. Есть люди, которые занимаются Го, но на турниры не ходят, потому что это очень стрессовая ситуация. Их можно понять, но тем самым они лишают себя очень важного элемента процесса, который позволяет многому научиться. Некоторые вещи вообще можно почувствовать и осознать только в турнирных партиях. Поэтому здесь тоже важно соблюдать баланс: не стоит участвовать в слишком большом количестве турниров, но и полностью отказываться не стоит. «Срединный путь – наше всё», как заповедовал нам товарищ Будда.
Таким образом, у нас получается вот такая триада: занятия с преподавателем + решение задач + спарринги. И плюсом идет участие в турнирах. Прежде чем мы обсудим, как должны быть сбалансированы эти элементы, давайте поговорим о каждом из них подробнее.

УЧИТЕЛЬ
В чем смысл занятий с учителем? В том, что освоить Го самостоятельно очень трудно. Конечно, есть игроки-самоучки, и я сам из их числа, поэтому на основе личного опыта могу уверенно сказать: осваивать Го по книгам – это долгий и гораздо менее эффективный процесс, чем занятия с учителем. Смысл занятий в том, что учитель значительно сокращает наш путь, «срезает углы». Помните, сколько книг надо прочесть, чтобы освоить игру? Так вот, учитель дает выжимку, разъясняет непонятные моменты. Он отвечает на вопросы, чего не может сделать книга. Он излагает теоретические наработки кратко, последовательно и структурированно – конечно, если это хороший учитель, то есть педагог, а не просто сильный игрок. Учитель подмечает типовые ошибки, обращает внимание ученика на устойчивые шаблоны мышления, которые к этим ошибкам ведут. Например: «Ты слишком торопишься, играй медленнее». Или: «Ты цепляешься за каждый камень и упускаешь из вида общую картину на доске». Или: «Ты порхаешь по доске и ничего не доводишь до конца, а потом у тебя всё разваливается». Или: «Ты слишком агрессивен, играй спокойнее, не забывай строить себе территорию, а не только отбирать очки у противника». Сам ученик, глядя на свои партии с того уровня, на котором находится, эти ошибки еще не осознаёт и не замечает паттерны, которые воспроизводит раз за разом. Без направляющих указаний учителя ты можешь месяцами топтаться на месте, не понимая, что ты делаешь не так. А учитель быстро увидит, в каком аспекте теории у тебя пробел, посоветует нужную книгу, подберет нужные задачи. Проще всего понять роль учителя с помощью такой метафоры: его машина уже проехала по маршруту, а ваша только отправляется в путь. И поэтому он может вам позвонить и рассказать, что вас ожидает: где хорошая кафешка, где притаились гаишники, и так далее. В этом ценность учителя: он сам уже всё это проходил, в том числе и в плане психологических моментов. Он тоже был новичком, он тоже преодолевал препятствия, пробивал «стеклянные потолки», справлялся с разочарованием и неуверенностью, учился контролировать эмоции. Он понимает, что является нормой, из каких этапов состоит Путь Го, и еще – может объяснить, что вы не делаете ничего такого, чего не делали бы ВСЕ игроки на том или ином этапе. Keep calm and work hard.
Но очень важно понимать один принципиально важный момент: ни один учитель не может НАУЧИТЬ. Научиться может только сам ученик. Учитель – это проводник и помощник, но он никак не может вложить знания в голову ученика. Нет такой волшебной машинки, позволяющей программировать чужой мозг. Это делает сам ученик – и только он. Помощь учителя помогает сделать процесс более эффективным и быстрым – но если ученик лоботрясничает и не стремится к знаниям сам, все усилия учителя будут АБСОЛЮТНО бесполезны. Суровая правда жизни, но так уж устроен мир. Поэтому важно понимать: учитель не может совершить чудо, если сам ученик не испытывает интереса и не стремится научиться. Ученик идет по Пути Го своими собственными ногами, а если есть хороший ассистент – тем лучше. Но ассистент – всего лишь ассистент. Главным драйвером роста должен быть сам ученик и его усилия. Sad but true.

ЗАДАЧИ
Теперь давайте поговорим о решении задач. По сути, задачи – это кусочки из реальных партий, типовые позиции, которые возникают в игре регулярно. Они объединены в сборники и разбиты на темы, т.е. 30-40-50 задач посвящены конкретному техническому приему. Прорешал несколько десятков однотипных задач – всё, приём освоен, в следующий раз, столкнувшись с такой позицией в своей партии, ты уже не ошибешься и сделаешь правильный ход. А еще задачи разделены на уровни по своей сложности: новички решают задачи в один ход, более продвинутые игроки – в 3-5 ходов, а задачи для «черных поясов» требуют просчета комбинаций из 10-15 ходов. Таким образом, двигаясь от простого к сложному, можно постепенно наращивать свою силу. Важно понимать, что задачи – это самый БЫСТРЫЙ и ЭФФЕКТИВНЫЙ способ прокачки техники. Нет способа освоить технические приемы быстрее, чем решение задач. Это рутина, это не особенно увлекательно, это требует хорошей самодисциплины или очень сильной мотивации, поэтому большинство учеников ленятся и манкируют решением задач – тем самым вредя лишь себе. Без решения задач игра превращается в «замок на песке» или «колосса на глиняных ногах» – без технического фундамента играть в Го невозможно. Все стратегические задумки будут разбиваться о стену слабой техники: одна дурацкая ошибка – и всё рухнуло. Если бы был какой-то иной, более действенный способ усилиться в игре, все бы его использовали. Но его не существует. Знаете, почему дети в Азии играют в силу первого дана уже в 7-8 лет, «уделывая» большинство взрослых игроков-любителей? Потому что они начинают изучать Го в 4 года, несколько лет безостановочно решают задачи – и, в итоге, могут просто «пересчитать» противников. Тем, кто начинает изучать Го, будучи уже взрослым человеком, очень сложно инвестировать такое количество времени в освоение техники – и именно поэтому большинство игроков-любителей никогда не доходят до «черного пояса». Однако не всё так печально: нашим помощником и союзником становится диалектический закон перехода количество в качество. «Капля камень точит». Если делать понемногу каждый день, со временем результат неизбежно придёт. Двадцать задач в день – это 7 300 задач в течение года. Прорешав столько задач, вы овладеете техникой на уровне «черного пояса». Ай гаранти. А вот если решать задачи наскоком, т.е. редко, но помногу, толку не будет. Настоящими писателями становятся те, кто пишет ежедневно по 8 часов, без выходных и праздников. Если ждать вдохновения, ни одна книга так и не будет написана. Поверьте мне, я знаю, о чём говорю, я свою книгу уже написал. Это серьезная работа, а не легкая прогулка, как представляют себе многие. Типа, ты весь такой в белом с бокалом виски сидишь и медленно настукиваешь на клавиатуре шедевр, а за окном – океан. В реальности всё менее романтично: пот, кровь и годы труда. Но сейчас не об этом.
Применительно к Го, да и вообще изучению чего угодно, всё упирается в законы нейробиологии. Ученые выяснили, что для формирования устойчивых нейронных связей требуется постоянно поддерживать их «под напряжением». Пусть понемногу, но постоянно, изо дня в день, тогда нейроны связываются друг с другом крепко и навсегда. А если действовать наскоками, связи строятся, а потом разрушаются. Потом снова строятся – и снова разрушаются. Мозг не может их зафиксировать, потому что считает, что это разовая операция: надо было решить конкретную задачу, а теперь эти связи больше не нужны. То есть при графике решения задач «150 штук раз в неделю» толку не будет никакого. Лучше разбейте то же количество на 7 порций по 20 штук и решайте каждый день в течение недели – вот это даст потрясный и устойчивый результат. Да, это сложно, но только с точки зрения самодисциплины: это примерно то же самое, что 15 минут в день на зарядку. Вроде бы и нетрудно, и недолго, и для здоровья полезно, но многие ли из нас делают зарядку ежедневно? То-то и оно.
И еще один важный момент: решение задач строит правильную систему мотивации и положительной обратной связи. Работает это так: послушался учителя – прорешал задачи по теме – начало лучше получаться в играх – обрадовался – понял, что результат приходит вследствие твоих собственных усилий. Для детей это очень важно: понять, что «как поработаешь, так и полопаешь». Что «терпение и труд всё перетрут». И что всё возможно, если хорошо постараться. Ну, не прям ВООБЩЕ ВСЁ, но многое. И ещё – что «под лежачий камень вода не течет». Удовлетворение от достижений, осознание ценности усилий, вера в собственные силы – всё это приходит благодаря решению задач. Не бесконечным «проповедям» родителей и учителя, а личному опыту самих учеников. «Yes I can». Мне кажется, это очень важный урок. Поэтому решение задач – это не факультатив («хочу – делаю, не хочу – не делаю»), а ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ часть обучения.
Что мы делаем в нашей школе? Готовим для учеников сборники: переводим классные китайские задачники, редактируем и верстаем тексты, оцифровываем все задачи, переводя в электронный вид, чтобы было удобно пользоваться. Они подобраны по уровню, движение идет по схеме «от простого к сложному». А дальше, увы, всё зависит от самого ученика: либо он выполняет рекомендации тренера и растёт, либо ленится и топчется на одном месте. «Каждый сам кузнец своего счастья».
Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 42144


Поддержать Форум? МasterСard 5559 4727 1009 9214


« Ответ #938 : 18. 05. 2021, 11:41:46 »

СПАРРИНГИ
С решением задач мы разобрались, теперь давайте поговорим о спаррингах. Тренировочные игры – такой же неотъемлемый элемент учебного процесса, как и занятия с учителем и решение задач для усиления техники. В реальности, на игровых серверах довольно много игроков-подростков, которые в жизни не прочли ни одной книги по теории, не прослушали ни одной лекции, не решили ни одной задачи, но играют довольно прилично. Как им это удалось? Благодаря огромному количеству сыгранных партий. У них навалом свободного времени, поэтому они просто сидят на серверах с утра до ночи и играют, играют, играют… В результате они постигают Го просто на основе большого количества реального опыта: запоминают типовые формы, комбинации, учатся разным приёмам. По сути, это просто обобщение экспериментального опыта, добытого методом проб и ошибок. То есть научиться играть в Го можно, просто очень много играя.
Другой вопрос, насколько этот несистематизированный и неотрефлексированный игровой опыт помогает усваивать уроки жизни. На мой взгляд, не помогает. Игра сама по себе не развивает личность – развивают размышления об игре, анализ своих действий вместе с учителем, попытки изменить подход, чтобы в дальнейшем получалось лучше, а не «как всегда». Вот этот околоигровой элемент самоанализа – важнейшая штука. Маленький человек еще не обладает этим навыком, нужен помощник. Объясню, как это работает, на реальном примере.
У меня есть гиперактивный ученик (на самом деле, у меня их несколько, но не суть). Корейцы провели исследование, которое показало, что занятия Го помогают детям с гиперактивностью стать более внимательными и сконцентрированными. Так вот, у нас с учеником в какой-то момент сложилась такая ситуация: на занятиях он решает все задачи правильно, здорово продвинулся вперёд в плане техники, а в партиях эти уже освоенные приёмы не использует. Почему? Потому что торопится, делает ходы «на автопилоте» за 2-3 секунды. Просто не успевает осознать, что можно реализовать какую-то комбинацию. Вся эта свистопляска продолжается месяц, второй – техника растёт, а в реальных партиях роста не происходит. Соответственно, в жизни происходит всё то же самое: случайные ошибки в школьных домашних заданиях, на уроках в одно ухо влетает, в другое вылетает, часто выпаливает ответы вообще невпопад. Как в старом советском мультике: «Должен он бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвётся – трах-бабах, и нет его!». Что делать? Всё просто: я запрещаю ученику делать ходы быстрее, чем за 10 секунд. Говорю ему: «Делай, что хочешь. Хочешь – просто смотри, как отсчитываются секунды. Хочешь – считай варианты. Хочешь – изучай позицию. Да хоть ворон считай. Главное – ни единого хода быстрее 10 секунд». Причем не просто запрещаю, а беру с него честное слово, что он будет ждать не менее 10 секунд, прежде чем сделает очередной ход. Важно, чтобы он не просто кивнул, а сам пообещал, тогда он будет по-настоящему стараться – он же слово дал, правда? Ок, он пообещал. Потом мы играем партию, он потеет и сдерживает себя, как может. Результат – мгновенное усиление, партия совершенно иного качества, рост на два разряда. Дав себе время подумать и посчитать варианты (ну, не будет же он и вправду считать ворон, верно?), ученик начинает замечать классные комбинации, просчитывает их, пользуется освоенными приемами. Когда партия завершается, я его спрашиваю: «Ну, как?». «Круто!», - отвечает он. «Понял, в чём суть?», – спрашиваю. – «Если ты даёшь себе время подумать, твой мозг успевает найти правильное решение. Как думаешь, в жизни это сработает?». «Да», – говорит, – «должно». Вот в чем смысл изучения Го – в том, чтобы через игру понять важные вещи, изменить себя, стать сильнее. Осознаём на доске – применяем в жизни.
А теперь давайте представим себе ученика, который избегает спаррингов, т.е. тренировочных партий. Причины могут быть разными: лень, страх поражения, стеснительность, неправильный подход к изучению предмета («вот я сначала научусь, а потом КААААК всех обыграю…»). В чём проблема? В отсутствии игрового опыта, который можно было бы анализировать. Технику осваиваем, про теорию разговариваем, а где же материал для анализа и самоанализа? Где реальная обстановка, в которой нужно бороться за победу? Нет её. Как научиться играть на гитаре, НЕ ИГРАЯ на гитаре? Никак. И никакое количество прочитанных книг по музыкальной теории тут не поможет. И учитель окажется бесполезен. Как говорят англичане: «You never know until you try». «Не попробуешь – не узнаешь». Надо пробовать, чтобы понять, осознать и научиться. Таким образом, обобщая вышесказанное, становится ясно, что тренировочные партии – это тоже не факультатив, а неотъемлемая часть путешествия по Пути Го. При условии, что вам и вправду хочется развить мышление, своё или вашего ребенка. Если цель иная – no problem, тогда можно учиться, как угодно, забудьте всё, что я только что говорил. В мире Го достаточно людей, которым просто нравится, что они или их дети «учатся» модной игре, в которую играют Билл Гейтс и Сергей Брин. Толку, правда, никакого, да и к настоящему Го их партии не имеют отношения, но людям приятно. Многим преподавателям Го, в принципе, тоже: «Барин платит – медведи пляшут». Лично мне, правда, такой подход не близок: если я взялся кого-то учить, мне важно, чтобы человек получил результат. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы у него получилось, иначе мне будет стыдно перед самим собой, как будто я обманом отобрал у человека деньги. Но я не волшебник: невозможно научить того, кто не учится. Так что мне легче расстаться с таким учеником и взять другого, который искренне стремится освоить самую сложную игру в истории человечества. Просто потому, что время моей жизни ограничено, и я не вижу смысла тратить его попусту. Это не вопрос денег: желающих изучать Го гораздо больше, чем преподавателей, в России сейчас спрос превышает предложение. Я просто хочу, чтобы все мои ученики получили тот фантастический опыт, который дают занятия Го, и добились успеха в жизни, пользуясь этим опытом.
Чтобы была возможность практиковаться в комфортных условиях, не слишком сильно переживая за результат, мы каждую неделю проводим виртуальные клубные вечера на игровом сервере. Они проводятся не потому, что мы – сумасшедшие фанаты игры, а потому что это наша помощь ученикам. У нас вообще всего одна задача: помочь ученикам научиться. Поэтому мы создали специальное пространство, где можно проводить спарринги, которые критически важны для роста учеников. В чем проблема начинающих игроков? В том, что почти никто на сервере не хочет играть с новичками. Это странно: как будто сильные игроки сами новичками не были и не помнят, какой проблемой было найти партнёра. Но, тем не менее, это так. Соответственно, наши клубные вечера помогают обойти эту проблему: на встрече наши ученики ВСЕГДА найдут подходящего партнёра. А мы, как мастера школы, поставим учеников в пары, учитывая самые разные факторы: стили, относительную силу, конкретные педагогические задачи, связанные с тем или учеником. «Сегодня Пете будет полезно сыграть с Васей, потому что он играет мирно, а в следующий раз – с Наташей, которая обожает съедать группы. Пусть почувствует разницу стилей. А вот у Димы через неделю турнир, ему надо сыграть партию с кем-то из наиболее сильных одноклубников, чтобы потренировать защиту».
Кроме того, клубные вечера помогают обойти вторую проблему: ускорение темпа жизни. Большинство партий на серверах играются в режиме блица, а это чудовищно вредно для начинающих игроков. Чтобы освоить Го, надо играть медленные, вдумчивые партии. Требуется время для расчета комбинаций, оценки позиции, анализа конкретных форм. Всё это невозможно, если вы играете блиц. Хуже того: игроки привыкают делать поспешные, необдуманные ходы, по сути играя «от балды». Но мы же занимаемся Го не для этого, а, наоборот, для выработки более осознанного подхода к принятию решений, верно? В блице нет времени для разработки крупномасштабной стратегии – а значит, нет основного элемента, ради которого и задумана вся игра, нет тренировки стратегического мышления как такового. Исключение – партии сильных мастеров: их уровень овладения игрой позволяет принимать стратегические решения на уровне интуиции, а скорость расчета вариантов такова, что за 10-15 секунд они успевают найти правильный тактический ход. Но, пока вы сами не достигли уровня мастера, блиц вам не просто не подходит – он вреден. Поэтому в нашем клубе используется большой контроль времени: по 40 минут каждому игроку плюс дополнительное время. Это оптимальный контроль для полезных, вдумчивых и приносящих реальную пользу партий, но на сервере вы не найдёте противников, готовых играть с таким контролем. Мир изменился, все спешат. А в нашем клубе – найдёте. Таким образом, игра внутри клуба – это самый удобный и самый комфортный способ найти спарринг-партнёров для тренировки. Вот почему мы постоянно зазываем учеников на клубные встречи, которые посещают далеко не все: искать партнёров самостоятельно непросто, да и атмосфера в клубе совсем иная, более дружелюбная. Если честно, мы бы с удовольствием отдохнули вместо проведения клубной встречи, освободив себе вечер. Но мы заботимся об учениках, мы знаем их потребности, потому что сами проходили всё то же самое. И мы понимаем: большинство учеников будут с большей охотой играть в клубе со знакомыми, чем самостоятельно где-то на сервере с незнакомцами. А спарринги критически важны для роста наших подопечных. Ок, гугл, вот клубные встречи: приходите, тренируйтесь, постигайте Го!

ТУРНИРЫ
Участие в турнирах – необязательный, но полезный элемент учебного процесса. Вопрос лишь в том, как к турнирам относиться и какие цели перед собой ставить. Если разговор идёт в ключе «других посмотреть и себя показать», это не совсем то, что нам нужно. Наш подход звучит так: «Себя посмотреть». Турнир – это отчётный концерт в музыкальной школе. Мы сами смотрим, чему научились за время, прошедшее с прошлого турнира. Вопрос вообще не в том, чтобы определить своё место в турнирной таблице. Вопрос в том, чтобы увидеть и осознать собственный прогресс. Турнир – это проверка собственных сил, потому что главная педагогическая задача – превзойти самого себя, стать сильнее, выйти на новый уровень.
По этой причине не нужно участвовать в турнирах слишком часто: изменения просто не будут успевать накапливаться. Пока вы не ставите перед собой серьёзные спортивные задачи, вам достаточно принимать участие в трёх-четырёх турнирах в год. Будете играть в турнирах чаще – не будете видеть прогресса, это может вас демотивировать. Правильный цикл для игроков-любителей, как его понимают в нашей школе, выглядит так: отыграли в турнире, проанализировали результаты, несколько месяцев тренировались, пришли на следующий турнир.
Турниры надо использовать для получения ценного опыта и проверки собственных сил, но никак не для сравнения себя с окружающими.  Это очень мощная штука, если использовать её правильно. А если использовать неправильно, можно полностью убить у ребёнка весь интерес: начнете слишком сильно давить, уделять повышенное внимание результатам игр («Почему ты никак не можешь обыграть Петю?! Ты, что, совсем не стараешься?!») – ребёнок зажмётся, потеряет уверенность в себе, начнёт всеми способами избегать занятий. Не надо так. Понимаете, если вы не чемпион, всегда найдётся тот, кто играет сильнее вас. А даже если вы – чемпион, однажды кто-то непременно сбросит вас с пьедестала. Мирская слава проходит очень быстро. Поэтому, конечно, прикольно занимать призовые места, но не надо делать из этого культа. И тем более не надо делать результаты участия в турнире мерилом своих достижений и достижений своих детей. Надо понять, что кубки на турнирах разыгрывает очень небольшая группа сильнейших мастеров. Подавляющее большинство игроков не смогут войти в число призёров НИКОГДА, разве что на небольших местных турнирах, всяких дружеских и фестивальных соревнованиях. Проигранные турнирные партии – не конец света. «Не на корову играем». Осознание этой простой истины резко меняет фокус внимания: достижение победы перестаёт быть «идеей фикс», во главу угла ставятся совершенно иные цели. Какие именно?
Например, знакомство с другими участниками Го-сообщества. Турниры, особенно оффлайновые – это замечательная возможность завести новых друзей, познакомиться с интересными людьми, обменяться новостями. Вторая позитивная цель – ощутить себя частью команды. Командные турниры – совершенно отдельная история, которая приносит много удовольствия. Подготовка своей команды к выступлению на таком турнире добавляет мотивации, заставляет изучать игру интенсивнее, появляется осязаемая цель: усилиться, насколько это возможно. Кроме того, такая подготовка учит работать в команде, принимать совместные решения, разрабатывать единый план. Да и сами игры становятся гораздо более интересными, когда понимаешь, что твой личный результат отразится на всей команде в целом. Третья позитивная цель участия в турнирах – получение того самого игрового опыта, который больше нигде не получишь. Люди устроены очень интересно: как только начинается соревнование, пусть даже за простые грамоты, а не за призовой фонд, все как-то резко собираются и начинают играть изо всех сил. Соответственно, турнирные партии – это самые напряженные спарринги. Там нужно демонстрировать максимум своего мастерства – а значит, и польза в плане тренировки оказывается максимальной. Кроме того, максимальной оказывается и нагрузка: во время турниров нужно играть по несколько партий в день, что требует выносливости, совершенно иного уровня концентрации внимания, умения распределять силы на длинную дистанцию. По сути, турнир – это марафон. В обычном режиме, играя одну-две партии в день, получить такой опыт невозможно. Поэтому участие в турнирах приносит огромную пользу – однако, как говорилось выше, участвовать в них слишком часто не стоит, потому что можно «выгореть».
И, наконец, важно понимать, что участие в турнирах даёт дополнительную мотивацию. Мы видим, как ученики, сыгравшие в своём первом турнире, резко начинают заниматься интенсивнее, больше стараются. Понимая, что впереди их ждёт следующий турнир, возникает желание усилиться, подтянуться, натренироваться и в следующий раз выступить лучше. Сама игра – это, конечно, в любом случае соревнование, но участие в турнире активирует еще один соревновательный механизм – желание не просто выиграть партию, а обыграть как можно больше других игроков. «Быстрее, выше, сильнее».
Одним словом, «на турнир – как на праздник!».

МИНУС ОДИН
А теперь давайте представим себе, что мы исключаем из учебного процесса какой-то из элементов. Что получится?
Уберём занятия с учителем – Го превратится в дремучий лес. Техника есть, практика есть, а что делать со всей этой техникой и практикой, непонятно. У таких игроков партии превращаются в хаотичную мясорубку без всякой крупномасштабной стратегии. Куча локальных конфликтов по всей доске, а единого плана нет. Как нет и анализа, разбора ошибок, изучения философии игры. Двигаться вперед становится чрезвычайно трудно. Игрок понимает, что делает что-то не то, но не понимает, что именно, и не знает, как это исправить. Играть в самую сложную игру на планете без ориентиров в виде теоретических принципов очень трудно. Потому что теоретические принципы – это кристаллизованная мудрость великих игроков прошлого, накопленная на протяжении тысячелетий. Изучение Го без изучения теории – это попытка своими силами создать теорию относительности. Если вы не Эйнштейн, ваши шансы призрачны. Да и зачем изобретать велосипед? Многие вещи уже давно исследованы и разложены по полочкам, надо лишь воспользоваться результатами труда предыдущих поколений.
Уберём решение задач – останемся без техники. Красивые разговоры о стратегии и теории есть, а технического умения для реализации задумок в партиях нет. По сути, это попытка без подготовки поднять 200-килограммовую штангу. Куча элементарных, банальнейших ошибок, «зевки», бессистемные попытки играть там и сям, разваливающиеся позиции. Можно при таком подходе заниматься стратегией? Едва ли. А значит, не может быть и бонусов в плане тренировки мышления. Хуже того: у игрока начинается полоса непрерывных поражений. Проиграет такой игрок 10-20 партий, да и потеряет всякий интерес и мотивацию: «Зачем биться лбом в бетонную стену? Не моё это, видимо». Все его обыгрывают, другие ученики обгоняют… Печаль-беда. Тяжело продолжать изучение игры, когда на душе кошки скребут. Ну, люди и бросают. А лекарство-то простое: пара месяцев решения задач – и вот они, долгожданные победы. Обойти препятствие в виде технических приёмов невозможно, потому что без базовой техники невозможно играть нормальные партии и заниматься стратегией. Изучать высокоуровневую стратегию игры без фундамента, позволяющего рассчитывать комбинации, совершенно бессмысленно. Это как изучать джазовую гармонию с учеником, который пока не научился зажимать «три блатных аккорда».
Уберём спарринги – получится «кабинетный ученый». Он всё знает, но ничего не может. Теорию освоил, тактику изучил, но, выходя на реальную доску против реального противника, он не понимает, как добиваться победы. Не умеет бороться, преодолевать препятствия, разгадывать чужие замыслы. Неспособен перестраивать план по ходу игры, если предыдущий план развалился. Научиться сохранять присутствие духа, когда всё идет не так, научиться биться до последнего хода – эти навыки могут дать только спарринги. В жизни пригодится (тм).
Ну, а выключение сразу двух элементов, например, задач и спаррингов, вообще делает занятия с учителем бессмысленными. Идея, что можно освоить Го при помощи одного-двух уроков в неделю, вообще ничего не делая самостоятельно, – это утопия. Тем более бессмысленно ожидать, что будут достигнуты позитивные эффекты в плане развития мозга и мышления: невозможно прокачать мозг, занимаясь 1,5 – 3 часа в неделю. No way. Это попросту не работает.
Надеюсь, мне удалось объяснить вам, насколько важен каждый из элементов учебного процесса. А теперь давайте, наконец-то, поговорим об основных вариантах эффективного учебного графика.

Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 42144


Поддержать Форум? МasterСard 5559 4727 1009 9214


« Ответ #939 : 18. 05. 2021, 11:41:58 »

ГРАФИК
Триада «уроки-задачи-спарринги», из которой невозможно выбросить ни один из элементов, требует серьезного погружения в изучение игры, инвестирования большого количества времени. Повторюсь, основная задача, которую мы перед собой ставим – развитие мышления через игру. Если усилий будет недостаточно, все превратится в бесполезную трату времени и денег. При таком подходе лучше вообще не заниматься Го, а направить усилия в другую сторону. Я понимаю, что это звучит очень жёстко, но такова объективная правда: чем делать что-то «вполноги», лучше вообще ничего не делать, сэкономив ресурсы. Оптимальный подход к изучению Го выглядит следующим образом: хотя бы одна лекция + задачи + три игры в неделю. Только такой подход дает стабильный прогресс. Существует несколько возможных вариантов расписаний, причем отталкиваться приходится и от возможностей самого ученика, и от его индивидуальных особенностей, и от задач, которые он перед собой ставит. Смотрите.

РАЗ В НЕДЕЛЮ
Первый вариант – одно занятие с учителем в неделю. Этот вариант выбирает большинство взрослых учеников – работающих людей, у которых туго со свободным временем. Финансовый аспект также сильно влияет: два занятия в неделю более эффективны, но требуют и двойной оплаты. Расписание с одним уроком в неделю подходит взрослым, которые уже научились «пинать себя сами» и усидчивым и трудолюбивым ученикам-ребятам. (У нас есть такой ученик: финансовые возможности семьи ограничены, но это компенсируется потрясающей усидчивостью и работоспособностью ученика, так что он стабильно идет вперед и радует своими успехами и нас, и своих родителей.)
По сути, при таком графике учитель выступает консультантом, а основная часть работы ложится на плечи ученика. Это его личное плавание, а учитель выполняет роль штурмана, направляя ученика в верную сторону и корректируя курс. Сам ученик должен очень много впахивать в перерывах между занятиями. Первое, что он должен делать, – решать задачи, которые рекомендует наставник, в течение недели. В противном случае придется тратить на это время прямо на уроке: вместо очередной теоретической лекции заставлять ученика решать задачи в присутствии учителя. Эта проблема – проблема техники – является главным препятствием и ограничителем роста. Так что остается одно из двух: либо ученик берет эту задачу на себя и использует время между уроками, тем самым ускоряя движение вперед, либо учитель вынужден тратить время на уроке. End of story.
Помимо лекций и решения задач необходима практическая часть – тренировочные игры. Вообще, для игроков-любителей оптимальное количество – три партии в неделю. Если играть меньше, не набирается игровой опыт, а если больше, можно «перегореть». Три качественные вдумчивые партии – оптимально. Одну, учебную, можно сыграть с учителем на занятии. Вторую, по-настоящему соревновательную, – с другим учеником во время клубной встречи (опять-таки, там есть гарантия, что спарринг-партнёр всегда подберётся). И ещё было бы здорово играть дополнительную партию в течение недели на игровом сервере со случайным противником близкого уровня – не намного сильнее, но и не намного слабее вас. Хорошая разница в силе – 2-3 камня.
Если всё делать, как описано выше, ваш рост и прогресс будут стабильными, вы будете кайфовать от своих успехов. Но, что самое главное, вы начнете получать те самые бонусы в плане развития мышления, ради которых вы и вкладываетесь в изучение самой сложной игры на планете.

ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ
Второй вариант расписания – два урока в неделю. Этот вариант лучше всего подходит ученикам-детям. (Он полезен и для взрослых, но они могут успешно изучать Го и при одном уроке с учителем в неделю.) Во-первых, два занятия в неделю позволяют изучать теорию игры в два раза быстрее. Во-вторых, этот график вообще встречается повсеместно и используется при изучении чего угодно: языка, гитары, танцев. Почему существует именно эта стандартная схема? Потому что она позволяет держать мозг «под напряжением». Помните, я уже писал об этом выше: перерыв в целую неделю – слишком много, если вы не занимаетесь самостоятельно. А если у вас два урока, перерывы между ними сокращаются до 2-3 дней, то есть ваш мозг загружен постоянно, и формирование новых нейронных связей идет непрерывно, без откатов назад. Мотивированные взрослые ученики занимаются в течение недели самостоятельно, поэтому им достаточно и одного занятия с учителем. А вот большинство учеников-детей ещё не научились самодисциплине, поэтому, как правило, при одном уроке в неделю они почти ничего не делают дома – и, соответственно, прогресса нет. Поэтому для детей, особенно дошкольников и учеников начальной школы, график с двумя уроками – это, по сути, практически единственный правильный вариант. Добавим к этому тренировочные партии на клубных встречах – и вот он, оптимальный график: две партии играются с учителем на уроках, третья – с одноклубником. При таком подходе играть со случайными партнерами на сервере уже нет необходимости, ученики получают достаточное количество практики внутри школы.
Что же касается решения задач, здесь есть два варианта: либо приходится это делать на уроках, либо к процессу подключаются родители. Второй вариант – самый лучший: учитель и родители становятся союзниками, время на занятиях тратится гораздо эффективнее. По факту, всё, что нужно делать родителям – это напоминать ребенку, что надо решать задачи, то есть усаживать его за задачник. Сам он забывает или ленится – что ж, давайте протянем ему руку помощи. Увидит результат в виде усиления своей игры – сам поймет, зачем всё это нужно, появится мотивация («больше решаю – круче играю»). Удовольствие от игры – это штука, напрямую связанная с результатами. Того, кто побеждает, уговаривать не приходится, он сам бежит впереди паровоза: «Дайте мне ещё задачек!». Но на начальном этапе нужно дать импульс, чтобы преодолеть инерцию, когда задачи уже решаются, а усиления ещё не случилось. Таким образом, наиболее эффективно обучение идет, когда учитель и родители работают в тандеме, обеспечивая стабильное выполнение домашних заданий.

БОЛЬШЕ ДВУХ РАЗ В НЕДЕЛЮ
Нужно ли заниматься с учителем больше двух раз в неделю – вопрос дискуссионный. На самом деле, кратное увеличение количества занятий не даёт кратного улучшения результатов. Ежедневные занятия – это необходимость, которая возникает на подходе к «чёрному поясу». Там уже и вправду надо заниматься игрой каждый день – так же, как тренируются каратисты, боксёры, да и вообще любые спортсмены, стремящиеся получить звание мастера спорта. Здесь требуется полное погружение, но такой интенсивный график не требуется, пока ученик не поставил перед собой задачу стать «чёрным поясом» по Го. Что интересно, даже на этом этапе не требуется больше двух занятий с учителем: ученик занимается ежедневно, но в основном сам, решая задачи, играя партии, изучая новые тактические схемы и так далее. Так что выбор у игрока-любителя простой: одно занятие в неделю или два. Никаких секретов тут нет.

РОСТ СИЛЫ
Я постоянно говорю, что надо усиливаться и двигаться вперед. Но усиление в ИГРЕ – это не самоцель. Конкретная цифра рейтинга не имеет никакого значения – важно то, что за этой цифрой скрывается. А скрывается вот что: чем сильнее играешь, тем больше крутых штук осознаёшь во время игры, тем больше полезных уроков получаешь. Это такой интересный эффект Го: чем выше твой уровень, тем больше ты видишь, тем сложнее твои задумки, тем больше наблюдений ты делаешь по ходу партии. Поэтому усиление необходимо не ради формальных спортивных достижений (ну, обыгрываешь ты большинство других игроков в «японские шашки», и дальше что?), а ради возможности открывать новые уровни смыслов. Звучит пафосно, но это и правда так работает. Сложность принимаемых решений возрастает вместе с ростом силы. В большинстве игр иначе: чем лучше играешь, тем тебе проще. А в Го наоборот: чем сильнее играешь, тем сложнее – не в плане реализации, а в плане замыслов и анализа. Просто потому, что начинаешь учитывать всё больше дополнительных факторов, связывать отдельные участки доски в единую картину, планировать очередность своих действий: «Сначала надо отыграть тут и построить группу, потом успеть перейти на второй участок и создать ещё одну группу, а потом при помощи двух полученных групп надо провернуть мощную атаку на третьем участке, который с самого начала был основным объектом интереса, только без двух поддерживающих групп ничего бы не получилось». Понимаете, о чём я? У начинающих задача проста: сожрать чужие камни и самому не помереть. Продвинутые игроки могут легко отказаться от съедения нескольких чужих камней, потому что есть ход совершенно в другом месте, который принесет в пять раз больше очков. А у сильных мастеров разговор идёт, например, о том, что можно вообще отдать свою группу в обмен на чужую, но сначала нужно определить, в чью пользу будет этот размен и будут ли потом хорошие продолжения. Может, вместо агрессивного размена лучше всё-таки свою группу защитить, проявить умеренность и уклониться от слишком рискованного варианта? То есть с каждым следующим уровнем овладения игрой твои горизонты расширяются всё больше, и ты переходишь на всё более высокие уровни стратегии. А сама способность размышлять о таких вещах дает возможность добиваться выдающихся результатов в партиях. Именно это и определяет класс игрока – а значит, и формальный рейтинг. Так что не в рейтинге дело – в том, что он отражает. И измерять себя «в попугаях» не нужно – нужно стремиться углубить своё понимание и силу, а цифра изменится сама собой. Зачастую происходят даже откаты в плане очков рейтинга – и это тоже нормально. Такие откаты назад часто означают, что ученик осваивает новую технику и активно экспериментирует. Играть по-новому он ещё не научился, а по-старому уже не хочет. Новые фишки пока не получаются, но как их освоить, если не пробовать? Так что это естественный спутник роста, не надо этого пугаться. Освоит новую технику – рейтинг обратно поднимется, даже ещё выше будет.

СКОРОСТЬ ПРОГРЕССА
И, наконец, очень важный момент – ожидания учеников и их родителей в плане скорости роста. Дело в том, что в силу сложности игры «чёрный пояс» по Го – это результат 4-5 лет напряжённого труда, прямо как в карате. У китайцев есть хорошая поговорка: «Не тяните ростки». Нужно время, чтобы зерна проросли и превратились в спелые колосья. Попытка тянуть их вверх ничего не даст. Так и в Го: не ждите быстрых результатов, штука сложная, нужны годы тренировок. Кроме того, если говорить об упорных и мотивированных учениках, ситуация выглядит примерно так.
Первые 20 ученических разрядов преодолеваются за 9-12 месяцев (при условии выполнения рекомендаций учителя, конечно). То есть ученик за это время обычно выходит на уровень 10 кю (напомню, что самый низший разряд – 30 кю, а самый сильный – 1 кю; потом начинаются мастерские разряды – даны, «чёрные пояса»). Это период очень быстрого роста, игроки стремительно продвигаются вперед.
Чтобы преодолеть следующие пять разрядов и получить 5 кю, обычно уходит ещё год. То есть скорость роста замедляется, чем выше ученик поднимается. Пробивать каждый следующий «стеклянный потолок» становится всё сложнее и сложнее. Связано это с тем, что здесь решающую роль играет уже не набор новой техники, а необходимость совершать перевороты в собственном сознании. Многие стратегические концепции Го контринтуитивны, и требуется что-то радикально изменить в своём способе мышления, в подходе к игре, чтобы перейти на следующий уровень. Поэтому и возникают «стеклянные потолки»: вроде тренируешься, а усиления всё нет и нет. Это, кстати, объясняет, почему ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО игроков-любителей навсегда остаётся именно на уровне 5 кю. Люди могут играть на этом уровне годами и даже десятилетиями, не продвигаясь дальше. Что, впрочем, совершенно не мешает им получать удовольствие от игры и достигать понимания стратегических принципов – того, ради чего мы игру и изучаем. В реальности, этот уровень вполне достаточен, чтобы собрать почти все необходимые бонусы в плане философии, стратегии, развития логики и так далее. Не обязательно становиться «чёрным поясом», чтобы добиться главного эффекта – развития мышления. Так что не стоит превращать «чёрный пояс» в объект культа – и, тем более, давить на своих детей, заставляя их идти к этой цели. «Чёрный пояс» нужен далеко не всем, а его отсутствие никак не связано с развитием памяти, усидчивости и прочего. Даже крепкий игрок-любитель поймет всё, что нужно понять, и получит всё, что можно получить.
Дальше начинается самый сложный и непредсказуемый этап. Тут практически невозможно спрогнозировать, кто и с какой скоростью будет продвигаться вперед. Некоторые уровни, например, 2 кю, могут не преодолеваться пару лет. А потом бах – и резкий прорыв. По сути, здесь есть лишь один верный способ: продолжать занятия, упорно трудиться, не впадать в уныние, не требовать от себя невозможного. Отрезок, разделяющий 5 кю и 1 дан, преодолевается теми, кто готов терпеть. Терпение вознаграждается. Возможно, это мощнейший урок, который даёт Го: по-настоящему крутой результат достигается только теми, кто годами идет к своей цели. Большинство людей не дойдёт до дана никогда. Скажем, согласно рейтинг-листу РФГ, «чёрные пояса» имеют лишь 5% всех игроков в России. Это серьезное достижение.
Достигнув дана, игроки прогрессируют с разной скоростью, и у них тоже случаются затяжные периоды, когда не происходит никакого усиления, а потом происходят резкие прорывы. Это самая сложная часть восхождения к вершинам мастерства: если 1 дан не является сверхдостижением, а становится наградой за долгую работу, то достижение высоких данов (5-6-7) – это уже следствие врождённого таланта, помноженного на нереальное количество труда. Согласно подсчётам, для достижения такого уровня необходимо инвестировать в изучение игры 25 000 человеко-часов – ресурсы, абсолютно недостижимые практически ни для кого на планете. Именно поэтому на свете так мало профессиональных игроков. Да и то, для достижения такой силы нужны экстраординарные задатки и талант от рождения. Одними «жопо-часами» делу не поможешь.
Весь этот абзац написан с одной целью: объяснить, что рост в Го – это сложный процесс, требующий больших усилий, и процесс этот совершенно нелинеен. Плюс индивидуальные особенности каждого конкретного человека, разные жизненные обстоятельства, тормозящие движение вперед… Да и психологические моменты оказывают огромное влияние: у меня, скажем, был год, когда я не выиграл вообще ни одной партии, потому что играл только с более сильными игроками. Это помогало расти, но было чудовищно тяжело с точки зрения эмоционального давления. Никому не советую повторять этот трюк. Зачастую родители ожидают, что ребёнок будет расти и усиливаться непрерывно, а если он упёрся в стену, прекращают занятия – и совершенно напрасно. В том-то и фишка: рано или поздно рост обязательно продолжится, но никто в целом мире не может предсказать, когда это случится. Нейробиологи выяснили, что такие «плато» – это абсолютная норма. Оказывается, мозг в это время фиксирует новые нейронные связи, превращает их в устойчивые, и занимать этот процесс может до полугода, а рост в это время принципиально невозможен. Просто иная стадия выстраивания новых связей – и, что интереснее всего, для преодоления плато НЕОБХОДИМО тренироваться дальше, иначе так навсегда и останетесь на этом уровне. Как много людей в мире бросают изучать что-то именно на этом этапе, так и не дождавшись нового прорыва! Так что не ждите быстрых подвигов и лёгких побед, не тяните ростки, а продолжайте тренировки. Не давите на детей и не занимайтесь самокопанием, это лишь демотивирует. Просто ждите и не сбавляйте темп. Результат будет. Ай гаранти.

ВЫВОДЫ
Итак, суммируя всё, изложенное в этой «простыне», достаточно сказать следующее: есть лишь один правильный и эффективный способ заниматься Го. Мастера выявили его чисто эмпирическим путём, наблюдая за собой и множеством своих учеников. Любой другой способ обучения является НЕПРАВИЛЬНЫМ. В лучшем случае он окажется менее эффективным, в худшем – просто заведёт не туда, куда нужно, заставив вас впустую потратить время и деньги. Триаду «лекции – задачи – спарринги» разорвать нельзя. То есть можно, просто результата не будет. Судя по всему, эта схема обучения применима вообще ко всему на свете: теория, практика, упражнения и много труда. Очень много труда. Очень.
Простите, что разговор оказался непростым, но я рассказал вам всё максимально честно. Ведь жизнь в плену иллюзий – путь в никуда. А теперь, надеюсь, вы поняли, как надо подходить к изучению Го, чтобы добиться главной цели – понять себя, изменить себя, стать лучше, чем сейчас. Стать хозяином своей судьбы и добиться исполнения своей мечты, какой бы она ни была. Именно этого я вам всем и желаю: воплощения ваших самых сокровенных желаний в реальность. Всё в ваших руках.
Записан
Sergey_B
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1330


« Ответ #940 : 18. 05. 2021, 11:49:35 »

Слово Го заменяем на шахматы везде по тексту..и... Смеющийся
Записан
NKNforever
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 18467


« Ответ #941 : 18. 05. 2021, 11:56:18 »

Спасибо !
Записан
Ironcast
Постоянный житель
****
Сообщений: 285



« Ответ #942 : 20. 05. 2021, 07:10:22 »

А судейство и разряды есть в ГО ?
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4999



« Ответ #943 : 21. 05. 2021, 12:13:45 »

А судейство и разряды есть в ГО ?
Разряды аж по двум системам.
Записан
Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 42144


Поддержать Форум? МasterСard 5559 4727 1009 9214


« Ответ #944 : 04. 06. 2021, 01:08:58 »

Работаю воспитателем в ясельной группе.
Пять лет педагогического института ничто по сравнению с двумя томами по дрессировке собак разных пород.
Вот что реально помогает в работе.
Записан
Страниц: 1 ... 61 62 [63] 64 65
  Печать  
 
Перейти в: