Папа Шахматиста
s.yarikov@yandex.ru
Administrator
Абориген
Сообщений: 48707
Поддержать наш проект? РНКБ Мир 2200020718521968
|
|
« Ответ #938 : 18. 05. 2021, 11:41:46 » |
|
СПАРРИНГИ С решением задач мы разобрались, теперь давайте поговорим о спаррингах. Тренировочные игры – такой же неотъемлемый элемент учебного процесса, как и занятия с учителем и решение задач для усиления техники. В реальности, на игровых серверах довольно много игроков-подростков, которые в жизни не прочли ни одной книги по теории, не прослушали ни одной лекции, не решили ни одной задачи, но играют довольно прилично. Как им это удалось? Благодаря огромному количеству сыгранных партий. У них навалом свободного времени, поэтому они просто сидят на серверах с утра до ночи и играют, играют, играют… В результате они постигают Го просто на основе большого количества реального опыта: запоминают типовые формы, комбинации, учатся разным приёмам. По сути, это просто обобщение экспериментального опыта, добытого методом проб и ошибок. То есть научиться играть в Го можно, просто очень много играя. Другой вопрос, насколько этот несистематизированный и неотрефлексированный игровой опыт помогает усваивать уроки жизни. На мой взгляд, не помогает. Игра сама по себе не развивает личность – развивают размышления об игре, анализ своих действий вместе с учителем, попытки изменить подход, чтобы в дальнейшем получалось лучше, а не «как всегда». Вот этот околоигровой элемент самоанализа – важнейшая штука. Маленький человек еще не обладает этим навыком, нужен помощник. Объясню, как это работает, на реальном примере. У меня есть гиперактивный ученик (на самом деле, у меня их несколько, но не суть). Корейцы провели исследование, которое показало, что занятия Го помогают детям с гиперактивностью стать более внимательными и сконцентрированными. Так вот, у нас с учеником в какой-то момент сложилась такая ситуация: на занятиях он решает все задачи правильно, здорово продвинулся вперёд в плане техники, а в партиях эти уже освоенные приёмы не использует. Почему? Потому что торопится, делает ходы «на автопилоте» за 2-3 секунды. Просто не успевает осознать, что можно реализовать какую-то комбинацию. Вся эта свистопляска продолжается месяц, второй – техника растёт, а в реальных партиях роста не происходит. Соответственно, в жизни происходит всё то же самое: случайные ошибки в школьных домашних заданиях, на уроках в одно ухо влетает, в другое вылетает, часто выпаливает ответы вообще невпопад. Как в старом советском мультике: «Должен он бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвётся – трах-бабах, и нет его!». Что делать? Всё просто: я запрещаю ученику делать ходы быстрее, чем за 10 секунд. Говорю ему: «Делай, что хочешь. Хочешь – просто смотри, как отсчитываются секунды. Хочешь – считай варианты. Хочешь – изучай позицию. Да хоть ворон считай. Главное – ни единого хода быстрее 10 секунд». Причем не просто запрещаю, а беру с него честное слово, что он будет ждать не менее 10 секунд, прежде чем сделает очередной ход. Важно, чтобы он не просто кивнул, а сам пообещал, тогда он будет по-настоящему стараться – он же слово дал, правда? Ок, он пообещал. Потом мы играем партию, он потеет и сдерживает себя, как может. Результат – мгновенное усиление, партия совершенно иного качества, рост на два разряда. Дав себе время подумать и посчитать варианты (ну, не будет же он и вправду считать ворон, верно?), ученик начинает замечать классные комбинации, просчитывает их, пользуется освоенными приемами. Когда партия завершается, я его спрашиваю: «Ну, как?». «Круто!», - отвечает он. «Понял, в чём суть?», – спрашиваю. – «Если ты даёшь себе время подумать, твой мозг успевает найти правильное решение. Как думаешь, в жизни это сработает?». «Да», – говорит, – «должно». Вот в чем смысл изучения Го – в том, чтобы через игру понять важные вещи, изменить себя, стать сильнее. Осознаём на доске – применяем в жизни. А теперь давайте представим себе ученика, который избегает спаррингов, т.е. тренировочных партий. Причины могут быть разными: лень, страх поражения, стеснительность, неправильный подход к изучению предмета («вот я сначала научусь, а потом КААААК всех обыграю…»). В чём проблема? В отсутствии игрового опыта, который можно было бы анализировать. Технику осваиваем, про теорию разговариваем, а где же материал для анализа и самоанализа? Где реальная обстановка, в которой нужно бороться за победу? Нет её. Как научиться играть на гитаре, НЕ ИГРАЯ на гитаре? Никак. И никакое количество прочитанных книг по музыкальной теории тут не поможет. И учитель окажется бесполезен. Как говорят англичане: «You never know until you try». «Не попробуешь – не узнаешь». Надо пробовать, чтобы понять, осознать и научиться. Таким образом, обобщая вышесказанное, становится ясно, что тренировочные партии – это тоже не факультатив, а неотъемлемая часть путешествия по Пути Го. При условии, что вам и вправду хочется развить мышление, своё или вашего ребенка. Если цель иная – no problem, тогда можно учиться, как угодно, забудьте всё, что я только что говорил. В мире Го достаточно людей, которым просто нравится, что они или их дети «учатся» модной игре, в которую играют Билл Гейтс и Сергей Брин. Толку, правда, никакого, да и к настоящему Го их партии не имеют отношения, но людям приятно. Многим преподавателям Го, в принципе, тоже: «Барин платит – медведи пляшут». Лично мне, правда, такой подход не близок: если я взялся кого-то учить, мне важно, чтобы человек получил результат. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы у него получилось, иначе мне будет стыдно перед самим собой, как будто я обманом отобрал у человека деньги. Но я не волшебник: невозможно научить того, кто не учится. Так что мне легче расстаться с таким учеником и взять другого, который искренне стремится освоить самую сложную игру в истории человечества. Просто потому, что время моей жизни ограничено, и я не вижу смысла тратить его попусту. Это не вопрос денег: желающих изучать Го гораздо больше, чем преподавателей, в России сейчас спрос превышает предложение. Я просто хочу, чтобы все мои ученики получили тот фантастический опыт, который дают занятия Го, и добились успеха в жизни, пользуясь этим опытом. Чтобы была возможность практиковаться в комфортных условиях, не слишком сильно переживая за результат, мы каждую неделю проводим виртуальные клубные вечера на игровом сервере. Они проводятся не потому, что мы – сумасшедшие фанаты игры, а потому что это наша помощь ученикам. У нас вообще всего одна задача: помочь ученикам научиться. Поэтому мы создали специальное пространство, где можно проводить спарринги, которые критически важны для роста учеников. В чем проблема начинающих игроков? В том, что почти никто на сервере не хочет играть с новичками. Это странно: как будто сильные игроки сами новичками не были и не помнят, какой проблемой было найти партнёра. Но, тем не менее, это так. Соответственно, наши клубные вечера помогают обойти эту проблему: на встрече наши ученики ВСЕГДА найдут подходящего партнёра. А мы, как мастера школы, поставим учеников в пары, учитывая самые разные факторы: стили, относительную силу, конкретные педагогические задачи, связанные с тем или учеником. «Сегодня Пете будет полезно сыграть с Васей, потому что он играет мирно, а в следующий раз – с Наташей, которая обожает съедать группы. Пусть почувствует разницу стилей. А вот у Димы через неделю турнир, ему надо сыграть партию с кем-то из наиболее сильных одноклубников, чтобы потренировать защиту». Кроме того, клубные вечера помогают обойти вторую проблему: ускорение темпа жизни. Большинство партий на серверах играются в режиме блица, а это чудовищно вредно для начинающих игроков. Чтобы освоить Го, надо играть медленные, вдумчивые партии. Требуется время для расчета комбинаций, оценки позиции, анализа конкретных форм. Всё это невозможно, если вы играете блиц. Хуже того: игроки привыкают делать поспешные, необдуманные ходы, по сути играя «от балды». Но мы же занимаемся Го не для этого, а, наоборот, для выработки более осознанного подхода к принятию решений, верно? В блице нет времени для разработки крупномасштабной стратегии – а значит, нет основного элемента, ради которого и задумана вся игра, нет тренировки стратегического мышления как такового. Исключение – партии сильных мастеров: их уровень овладения игрой позволяет принимать стратегические решения на уровне интуиции, а скорость расчета вариантов такова, что за 10-15 секунд они успевают найти правильный тактический ход. Но, пока вы сами не достигли уровня мастера, блиц вам не просто не подходит – он вреден. Поэтому в нашем клубе используется большой контроль времени: по 40 минут каждому игроку плюс дополнительное время. Это оптимальный контроль для полезных, вдумчивых и приносящих реальную пользу партий, но на сервере вы не найдёте противников, готовых играть с таким контролем. Мир изменился, все спешат. А в нашем клубе – найдёте. Таким образом, игра внутри клуба – это самый удобный и самый комфортный способ найти спарринг-партнёров для тренировки. Вот почему мы постоянно зазываем учеников на клубные встречи, которые посещают далеко не все: искать партнёров самостоятельно непросто, да и атмосфера в клубе совсем иная, более дружелюбная. Если честно, мы бы с удовольствием отдохнули вместо проведения клубной встречи, освободив себе вечер. Но мы заботимся об учениках, мы знаем их потребности, потому что сами проходили всё то же самое. И мы понимаем: большинство учеников будут с большей охотой играть в клубе со знакомыми, чем самостоятельно где-то на сервере с незнакомцами. А спарринги критически важны для роста наших подопечных. Ок, гугл, вот клубные встречи: приходите, тренируйтесь, постигайте Го!
ТУРНИРЫ Участие в турнирах – необязательный, но полезный элемент учебного процесса. Вопрос лишь в том, как к турнирам относиться и какие цели перед собой ставить. Если разговор идёт в ключе «других посмотреть и себя показать», это не совсем то, что нам нужно. Наш подход звучит так: «Себя посмотреть». Турнир – это отчётный концерт в музыкальной школе. Мы сами смотрим, чему научились за время, прошедшее с прошлого турнира. Вопрос вообще не в том, чтобы определить своё место в турнирной таблице. Вопрос в том, чтобы увидеть и осознать собственный прогресс. Турнир – это проверка собственных сил, потому что главная педагогическая задача – превзойти самого себя, стать сильнее, выйти на новый уровень. По этой причине не нужно участвовать в турнирах слишком часто: изменения просто не будут успевать накапливаться. Пока вы не ставите перед собой серьёзные спортивные задачи, вам достаточно принимать участие в трёх-четырёх турнирах в год. Будете играть в турнирах чаще – не будете видеть прогресса, это может вас демотивировать. Правильный цикл для игроков-любителей, как его понимают в нашей школе, выглядит так: отыграли в турнире, проанализировали результаты, несколько месяцев тренировались, пришли на следующий турнир. Турниры надо использовать для получения ценного опыта и проверки собственных сил, но никак не для сравнения себя с окружающими. Это очень мощная штука, если использовать её правильно. А если использовать неправильно, можно полностью убить у ребёнка весь интерес: начнете слишком сильно давить, уделять повышенное внимание результатам игр («Почему ты никак не можешь обыграть Петю?! Ты, что, совсем не стараешься?!») – ребёнок зажмётся, потеряет уверенность в себе, начнёт всеми способами избегать занятий. Не надо так. Понимаете, если вы не чемпион, всегда найдётся тот, кто играет сильнее вас. А даже если вы – чемпион, однажды кто-то непременно сбросит вас с пьедестала. Мирская слава проходит очень быстро. Поэтому, конечно, прикольно занимать призовые места, но не надо делать из этого культа. И тем более не надо делать результаты участия в турнире мерилом своих достижений и достижений своих детей. Надо понять, что кубки на турнирах разыгрывает очень небольшая группа сильнейших мастеров. Подавляющее большинство игроков не смогут войти в число призёров НИКОГДА, разве что на небольших местных турнирах, всяких дружеских и фестивальных соревнованиях. Проигранные турнирные партии – не конец света. «Не на корову играем». Осознание этой простой истины резко меняет фокус внимания: достижение победы перестаёт быть «идеей фикс», во главу угла ставятся совершенно иные цели. Какие именно? Например, знакомство с другими участниками Го-сообщества. Турниры, особенно оффлайновые – это замечательная возможность завести новых друзей, познакомиться с интересными людьми, обменяться новостями. Вторая позитивная цель – ощутить себя частью команды. Командные турниры – совершенно отдельная история, которая приносит много удовольствия. Подготовка своей команды к выступлению на таком турнире добавляет мотивации, заставляет изучать игру интенсивнее, появляется осязаемая цель: усилиться, насколько это возможно. Кроме того, такая подготовка учит работать в команде, принимать совместные решения, разрабатывать единый план. Да и сами игры становятся гораздо более интересными, когда понимаешь, что твой личный результат отразится на всей команде в целом. Третья позитивная цель участия в турнирах – получение того самого игрового опыта, который больше нигде не получишь. Люди устроены очень интересно: как только начинается соревнование, пусть даже за простые грамоты, а не за призовой фонд, все как-то резко собираются и начинают играть изо всех сил. Соответственно, турнирные партии – это самые напряженные спарринги. Там нужно демонстрировать максимум своего мастерства – а значит, и польза в плане тренировки оказывается максимальной. Кроме того, максимальной оказывается и нагрузка: во время турниров нужно играть по несколько партий в день, что требует выносливости, совершенно иного уровня концентрации внимания, умения распределять силы на длинную дистанцию. По сути, турнир – это марафон. В обычном режиме, играя одну-две партии в день, получить такой опыт невозможно. Поэтому участие в турнирах приносит огромную пользу – однако, как говорилось выше, участвовать в них слишком часто не стоит, потому что можно «выгореть». И, наконец, важно понимать, что участие в турнирах даёт дополнительную мотивацию. Мы видим, как ученики, сыгравшие в своём первом турнире, резко начинают заниматься интенсивнее, больше стараются. Понимая, что впереди их ждёт следующий турнир, возникает желание усилиться, подтянуться, натренироваться и в следующий раз выступить лучше. Сама игра – это, конечно, в любом случае соревнование, но участие в турнире активирует еще один соревновательный механизм – желание не просто выиграть партию, а обыграть как можно больше других игроков. «Быстрее, выше, сильнее». Одним словом, «на турнир – как на праздник!».
МИНУС ОДИН А теперь давайте представим себе, что мы исключаем из учебного процесса какой-то из элементов. Что получится? Уберём занятия с учителем – Го превратится в дремучий лес. Техника есть, практика есть, а что делать со всей этой техникой и практикой, непонятно. У таких игроков партии превращаются в хаотичную мясорубку без всякой крупномасштабной стратегии. Куча локальных конфликтов по всей доске, а единого плана нет. Как нет и анализа, разбора ошибок, изучения философии игры. Двигаться вперед становится чрезвычайно трудно. Игрок понимает, что делает что-то не то, но не понимает, что именно, и не знает, как это исправить. Играть в самую сложную игру на планете без ориентиров в виде теоретических принципов очень трудно. Потому что теоретические принципы – это кристаллизованная мудрость великих игроков прошлого, накопленная на протяжении тысячелетий. Изучение Го без изучения теории – это попытка своими силами создать теорию относительности. Если вы не Эйнштейн, ваши шансы призрачны. Да и зачем изобретать велосипед? Многие вещи уже давно исследованы и разложены по полочкам, надо лишь воспользоваться результатами труда предыдущих поколений. Уберём решение задач – останемся без техники. Красивые разговоры о стратегии и теории есть, а технического умения для реализации задумок в партиях нет. По сути, это попытка без подготовки поднять 200-килограммовую штангу. Куча элементарных, банальнейших ошибок, «зевки», бессистемные попытки играть там и сям, разваливающиеся позиции. Можно при таком подходе заниматься стратегией? Едва ли. А значит, не может быть и бонусов в плане тренировки мышления. Хуже того: у игрока начинается полоса непрерывных поражений. Проиграет такой игрок 10-20 партий, да и потеряет всякий интерес и мотивацию: «Зачем биться лбом в бетонную стену? Не моё это, видимо». Все его обыгрывают, другие ученики обгоняют… Печаль-беда. Тяжело продолжать изучение игры, когда на душе кошки скребут. Ну, люди и бросают. А лекарство-то простое: пара месяцев решения задач – и вот они, долгожданные победы. Обойти препятствие в виде технических приёмов невозможно, потому что без базовой техники невозможно играть нормальные партии и заниматься стратегией. Изучать высокоуровневую стратегию игры без фундамента, позволяющего рассчитывать комбинации, совершенно бессмысленно. Это как изучать джазовую гармонию с учеником, который пока не научился зажимать «три блатных аккорда». Уберём спарринги – получится «кабинетный ученый». Он всё знает, но ничего не может. Теорию освоил, тактику изучил, но, выходя на реальную доску против реального противника, он не понимает, как добиваться победы. Не умеет бороться, преодолевать препятствия, разгадывать чужие замыслы. Неспособен перестраивать план по ходу игры, если предыдущий план развалился. Научиться сохранять присутствие духа, когда всё идет не так, научиться биться до последнего хода – эти навыки могут дать только спарринги. В жизни пригодится (тм). Ну, а выключение сразу двух элементов, например, задач и спаррингов, вообще делает занятия с учителем бессмысленными. Идея, что можно освоить Го при помощи одного-двух уроков в неделю, вообще ничего не делая самостоятельно, – это утопия. Тем более бессмысленно ожидать, что будут достигнуты позитивные эффекты в плане развития мозга и мышления: невозможно прокачать мозг, занимаясь 1,5 – 3 часа в неделю. No way. Это попросту не работает. Надеюсь, мне удалось объяснить вам, насколько важен каждый из элементов учебного процесса. А теперь давайте, наконец-то, поговорим об основных вариантах эффективного учебного графика.
|